Онлайн-конференция с руководителем управления религиоведческой экспертизы Комитета по делам религий МДРГО Балгабеком Мырзаевым

 512

 

Прием вопросов завершен.

Пікірлер

Балгабек Абдикаймович в процессе вербовки используют разные методы.При вынесении экспертизы учитываются ли методы психического воздействия c целью дальнейшего манипулирования жертвой вербовки? А ведь некоторые новоявленные религии активно используют различные психотехники...

Здравствуйте.Традиции и обычаи сейчас представляют из себя идеологический инструмент.Между тем, в мире пропагандируется и разрастается глобализация и национальные отличия в виде традиций всего лишь элемент культуры народа отдельной страны.
Какйо смысл в ставке на пропаганду и широкое применение национальных традиций или это всего лишь инструмент в борьбе с радикальным экстремизмом?

Какие из современых традиционных обрядов на казахских свадьбах имеют религиозный смысл или все традиции носят культурный характер?

Здравствуйте Балгабек Абдикаймович,у меня на имеется скан документа под названием "Обобщенное экспертное заключение по материалам Саентологии и Дианетики Л.Рона Хаббарда" за подписью Председателя Комитета по делам религий Министерства юстиции РК А.Досжана, судя по всему экспертиза проводилась ранее, в бытность Досжана Председателем. Но дело не в том... Вывод экспертизы категоричен, цитирую - саентологические организации являются коммерческими, имеющими жесткую схему вовлечения и контроля своих последователей,использующую различные психологические техники в целях получения доходов от ведения образовательных курсов и продажи саентологической литературы.

К сожалению дата на этом документе не указана. Есть лишь пометка  - Онлашева Ж.О. 741265.

Балгабек Абдикаймович у меня к вам вопрос,проводилась ли эта эспертиза вообще? Имеет ли эта эспертиза какую либо ценность в экспертном сообществе?Спасибо.

здраствуйте,министр заявил о собственной модели трактовки ислама,а есть лии в Казахстане собственная школа ислама и авторитетные исламские богословы для такой ответственной миссии?

Если государственный служащий на своем рабочем месте активно демонстрирует свою религиозность,это законно?Не раз обращала внимание на религиозную атрибутику в кабинетах госслужащих разного уровня...

здравствуйте,а какие направления в исламе официально действуют в нашей стране?

Балгабек Мырзаев'ның сүреті

Здравствуйте Аскар! В законном порядке деятельность религиозных объединений регламентировалась и регламентируется Конституцией Республики Казахстан, Гражданским кодексом и Законом «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», принятого 15 января 1992 года еще Верховным Советом (внесены изменения в соответствии с Указами Президента РК от 05.10.95 г. N 2488; от 05.10.95 г. N 2489; Законом РК от 11.07.97 г. N 154-1) (Приложение А), которое в 2011 году утратил силу с принятием нового Закона Республики Казахстан от 11 октября 2011 года № 483-IVь «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».

Самой важной частью нового закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» стало его преамбула: «Настоящий закон… признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и жизни народа…».

Сегодня в стране действует Республиканское исламское религиозное объединение «Духовное управление мусульман Казахстана» (далее – ДУМК), исповедующее религию Ислам Ханафитского мазхаба суннитского направления.

ДУМК является республиканским религиозным объединением созданным по инициативе не менее пяти тысяч граждан, представляющим все области, города республиканского значения и столицу, численностью не менее трехсот граждан Республики Казахстан в каждой из них, а также имеющее свои структурные подразделения филиалы и юридические лица на всей территории Республики Казахстан. Других направлений ислама в стране нет.

Балгабек Абдикаймович,какой шрифт использовали казахи в дореволюционное время?Мой вопрос связан с латинизацией алфавита.Стороники латинизации приводят в качестве довода возвращение к прежнему алфавиту.Но использование латиницы в казахском языке было незначительным периодом.Тк всетаки,какой алфавит использовался казахами в прежние времена?

Балгабек Мырзаев'ның сүреті

Здравствуйте Самат! Я к сожалению не специалист в сфере филологии и алфавита. Поэтому, если где то неправильно выскажу, прошу прощение. Я изучал историю, письменность предков из разных источников и в многих из них говорится следующее: «Казахи, как и все тюркские народы, являются наследниками рунической письменности, существовавшей в VIII—X веках и известной в науке как орхоно-енисейская».

Затем под арабско-мусульманским влиянием на территории Казахстана стали пользоваться арабским письмом. Казахи, живущие в Китае, продолжают до сих пор пользоваться модифицированной арабской графикой в средствах массовой информации и частично в системе образования.

В период между 1929 и 1940 гг. в рамках латинизации использовалась латинская графика.

Современный казахский язык, начиная с 1940 года, использует кириллическую графическую систему.

В 2012 году стало известно о принятии решения о поэтапном переводе казахского языка в Казахстане на латинский алфавит. 12 апреля 2017 года Нурсултан Назарбаев определил, что к концу 2017 года в тесном взаимодействии с учёными и всеми представителями общественности необходимо принять единый стандарт нового казахского алфавита и графики, таким образом инициировав активную фазу отказа от кириллицы и перехода к использованию латиницы. 26 октября 2017 г. новый алфавит был утвержден указом Нурсултана Назарбаева, вместе с переходом на этот алфавит до 2025 года.

Когда поправки в Законодательство о религии вступят в силу?Почему такие нужные изменения так долго внедряются?

Балгабек Мырзаев'ның сүреті

Уважаемый Евгений! Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений» (далее - законопроект) разработан по необходимости совершенствования системы взаимодействия государства и религиозных объединений. Они призваны защитить общество от деструктивной деятельности, и предлагают новый формат отношений государства и религии.

В процессе подготовки законопроекта изучены мнения и предложения граждан, государственных органов, религиозных объединений, неправительственных организаций и экспертного сообщества. Также большое внимание было уделено изучению и применению норм зарубежного законодательства.

В настоящее время законопроект получил одобрение Правительством Республики Казахстан и будет направлен до конца текущего года в Мажилис Парламента Республики Казахстан.

Здравствуйте.Аруахизм - вера в духов предков имеет ли отношение к традициям казахов?Благодарю за ответ.

Какую оценку вы дадите вероучению Свидетелей Иеговы?Балгабек Абдикаймович.Может настало время обратить внимание на вероуение этой ассоциальной религии?Свидетели не признают и отвергают цивилизованные устои жизни общества/А переливание крови по религиозным мотивам ведь родители свидетели не дают возможности жить своим детям.

Балгабек Мырзаев'ның сүреті

Уважаемая Лариса Николаевна! Религиозное объединение «Христианская община Свидетелей Иеговы» является одной из 18-ти официально зарегистрированных конфессий в Республике Казахстан. Религиозное объединение прошло официальную регистрацию в органах юстиции в 1997 году, а затем перерегистрацию в 2012 году.

На сегодняшний день в структуру религиозного центра Свидетелей Иеговы входят 59 местных религиозных объединений и 1 региональное религиозное объединение. Все они зарегистрированы как самостоятельные юридические лица.

Региональный управленческий центр в Казахстане расположен в          г. Алматы, в микрорайоне «Калкаман-2», который координирует и контролирует деятельность филиалов во всех областных центрах. Председателем центра является гражданин РК – Бекжан Полат Гауһарбекұлы.

В адрес Министерства поступают обращения от граждан и общественных организаций с жалобами на деятельность религиозных объединений «Свидетелей Иеговы», что члены и последователи религиозной организации «Свидетелей Иеговы» игнорируют нормы казахстанского законодательства. А также, жалобы на предмет вовлечения несовершеннолетних детей в деятельность религиозного объединения «Свидетелей Иеговы» вопреки желаниям одного из родителей, на действия религиозной организации «Свидетелей Иеговы», приведшие к разрушению брачно-семейных отношений, факты посещения последователями организации домов-интернатов для слабослышащих и инвалидов по зрению в целях вовлечения их в религию, отказ от переливания крови по религиозным мотивам, отказ от исполнения Гимна РК и участие в мероприятиях, посвященных празднованию государственных праздников по религиозным мотивам.

Министерством было направлено письмо в адрес религиозного объединения с просьбой, провести среди адептов разъяснительную работу на предмет соблюдения законодательства РК.

Ислам как религия в Казахстане называют умеренным, а в каких еще странах придерживаются ислама нашего мазхаба или мы создаем свою религию?

Уважаемый БАЛГАБЕК АбДИКАЙМОВИЧ как вы оцениваете уровень атеизма, атеистического мировозрения в Казахстане? Наше общество больше религиозное или атеистическое?

Балгабек Мырзаев'ның сүреті

Уважаемый Мейрам! В целях детального и полного изучения религиозной ситуации в стране уполномоченным органом на ежегодной основе проводятся необходимые социологические исследования по важным проблемным вопросам в сфере религиозной деятельности.

По результатам этих социологических исследований 87,8% граждан республики считают себя верующими, 12,2% атеистами и агностиками. Из числа верующих только 16,2 % относят себя к практикующим верующим, а около 71,6 % - уверенно отнесли себя к умеренным (непрактикующим) верующим. Основные типы религиозной самоидентификации граждан связаны с исламом и христианством.

Сегодня роль религии в обществе существенно возросла. Налицо перемены в общественном сознании, отмечается рост интереса населения к религиозным ценностям.

В Казахстане создали успешную модель сосуществования 18-ти конфессий, живущих в мире, согласии и взаимопонимании друг с другом. Обеспечена свобода вероисповедания. Наше законодательство о религиозных объединениях основано на принципе равенства и свободы совести.

Балгабек Абдикаймович,можно ли считать все зарегистрированные официально религии в нашеей стране безопасными?

Здравствуйте.есть мнение что Казахстан с каждым годом становится все меньше светским... как вы считаете,верно это утверждение?

Балгабек Мырзаев'ның сүреті

Здравствуйте Александр! Мы живем в государстве, где отношения регулируются Конституцией и законами, которые защищают права и интересы в равной мере, как верующих, так и людей, не придерживающихся в жизни религии.

Мы знаем, что каждая религия имеет собственные идеологические установки, ритуалы, организационную структуру. Религии используют критерии, с помощью которых верующие оценивают окружающий мир, регулирует свое поведение. Религии определяют общность групп граждан, формируя зависимость, относимость человека от этой группы.

Поэтому очень важно относиться внимательно к роли религии. Религия не должна политизироваться или выполнять государственные функции, особенно надзорные и карательные.

Одним из гарантов мира и спокойствия в условиях многоконфессионального общества является светскость нашего государства и народа.

Мы много раз говорили, что светскость – это не атеизм. В первую очередь, это свобода выбора веры.

То есть, каждый гражданин имеет право быть верующим либо неверующим, атеистом или же агностиком. В связи с чем, верующий может исповедовать любую религию, а неверующего никто не вправе обвинять в его убеждениях.

Независимо от вероисповедания граждане светского государства равноправны.

В свою очередь, государство создает все условия для свободы вероисповедания. Вера есть в душе и уме. Это внутренняя свобода, которую никто не сможет ограничить. А религиозная деятельность – это внешнее проявление этой свободы. Здесь государство имеет право устанавливать определенные ограничения для обеспечения общественной, национальной безопасности. 

В то же время, наши верующие должны быть патриотами своей страны. Им необходимо получить хорошее образование, честно трудиться, соблюдать законы, а также относиться с терпением к людям с другим мировоззрением.

Балгабек Абдикаймович,добрый день,у меня вопрос по никабам и другим предметам одежды закрывающих лицо.Насколько правомерны и обоснованы инициативы по запрещению ношения религиозных атрибутов закрывающих лицо?Человек становится преступником когда совершает преступление.Но закрывая лицо по религиозным причинам его уже подозревают.Как вы думаете?

Балгабек Мырзаев'ның сүреті

Добрый день Баян! Как известно, сегодня в процессе обсуждения находится проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений». Законопроектом предложен запрет на ношение предметов одежды в общественных местах, препятствующих распознаванию лица.

Ношение женщинами таких элементов одежды, как никаб, чадра, паранджа, балаклава, препятствует правоохранительным органам в распознавании и идентификации их личности, снижая, тем самым, эффективность мер по обеспечению общественной безопасности. Я считаю, что законодательство о религиозной деятельности и религиозных объединениях должно устанавливать правовые нормы, которые с одной стороны гарантируют и защищают права граждан, а с другой - минимизируют возможности использования религии в экстремистских и иных деструктивных целях.

Поэтому, я считаю, что запрет на ношение предметов одежды в общественных местах, препятствующих распознаванию лица правильный шаг.

Здравствуйте!В чем главные отличия ханафитского мазхаба о других?Какие религиозные идеи пропагандируют радикальные исламист?

Балгабек Мырзаев'ның сүреті

Здравствуйте Алия! Большинство казахстанцев исповедуют основанный на ханафитском мазхабе просвещенный ислам. Он сочетает в себе и религию, причем умеренную, рациональный подход к ее овладению, и национальные традиции. В нем заложены необходимые для светского общества духовные ценности.

Изучение отечественной истории в ее связи с религией и традициями народа дает объективное понимание традиционных ценностей и системы отношений государства, религии и человека.

Как отметил Президент Нурсултан Назарбаев в статье «Болашаққа бағдар: Рухани жаңғыру», особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это основа культурно-генетического кода нации.

Она определяет успешность построения собственного пути развития и возможность противостоять чужеродной идеологии.

Что означает термин секта,к каким религиям в Казахстане применим этот термин?

Здраствуйте. Большое спасибо, за то что Вы готовы ответить на наши вопросы. У меня один вопрос. если религиозная литература не прошла религиоведческую экспертизу, можно ли ее считать запрещенной к использованию  в нашей старне. Спасибо за ответ!

Балгабек Мырзаев'ның сүреті

Здраствуйте Асель! Одним из приоритетов религиоведческой экспертизы является то, что она позволяет поставить серьезный заслон для поступления в нашу страну религиозной литературы экстремистского содержания. Согласно пункту 3 статьи 9 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» (далее – Закон) любая литература религиозного содержания и любые предметы религиозного назначения, ввезенные на территорию Республики Казахстан в целях продажи или распространения, за исключением материалов, предназначенных для личного пользования подлежат религиоведческой экспертизе, также ввоз религиозных объектов осуществляется только после получения положительного заключения религиоведческой экспертизы Комитета по делам религий.

Нормы, предписывающие религиоведческую экспертизу для всех ввозимых информационных материалов религиозного содержания, направлены на недопущение проникновения в страну экстремистской литературы. Это обусловлено интересами обеспечения общественной безопасности и имеет законодательную основу.

Поэтому, хочу еще раз напомнить что, религозная литературы не прошедшая религиоведческую экспертизу не подлежит к распространению не территорий страны.

Если есть несогласие с вашей экспертизой,как ее можно оспорить? Считается ли юридическим основанием для спора мнение российского независимого религиоведа?

Уважаемый Балгабек Абдикаймович!Учитываются ли при религиоведческой экспертизе культурные, традиционные связи регистрируемой религии с народом страны? Неужели так просто придумать свою религию и зарегистрировать ее?Как проходят регистрацию конфессии,которых в Казахстане и не было никогда?Спасибо.

Беттер