Онлайн-конференция с заведующим кафедрой религиоведения Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева Кеншеликом Тышханом

 14864

Прием вопросов завершен.

Пікірлер

Может ли религия взять на себя все вопросы нравственности и морали в нашей стране? Насколько возможен такой вариант и есть ли в этом необходимость? Меня очень беспокоят такие предложения и я лично считаю что ни к чему хорошему это не приведет.

Кеншелик Тышхан'ның сүреті

Как в любом светском государстве все взаимоотношения основаны на нормативно-правовых актах. Государство относится с уважением к вере, традициям и культуре своего народа. Но невозможно возложить на религию ответственность за гуманизм и проблемы морали. Потому что, граждане Казахстана исповедуют и уважают различные религии. А представители религии, в свою очередь, ведут проповеди в рамках закона. Поэтому нет причин для волнения.

Здравтвуйте Кеншелик!Когда уже примут эти поправки в законодательство?

Кеншелик Тышхан'ның сүреті

Здравствуйте! Дополнения и изменения в Закон находятся на стадии обсуждения. Поправки к Закону должны учитывать интересы и права верующих, как и религиозных объединений. По этой причине все пункты рассматриваются тщательно и обсуждаются всесторонне.

Здравствуйте!Это правда что в исламе разрешается бить жен, наказывать их?

Кеншелик Тышхан'ның сүреті

Можно сказать, что в исламе отношения между мужчиной и женщиной отрегулированы. По религиозным канонам женщина должна подчиняться мужу. В связи с тем, что вся ответственность о семьеложится на плечи мужа, жена должна заботиться об имуществе, чести и детях мужа. У мужа и у жены есть обязательства перед семьей. Когда возникают недопонимания между супругами, важно найти компромисс. Нет понятия применение силы по отношению к другому. Известно, что пророк Мухаммед не поднимал руки на своих жен, даже не повышал голоса на них.

Поэтому для мусульман в семейной жизни никто лучше пророка не может быть образцом. Однако, в 34-ом аяте 4-ой суры (Сура женщины) Корана сказано: «Непокорных надо успокоить и уговорить. Если не поддается, спите отдельно. Если совсем не поддается – бейте!» Многие ученые дают различные трактовки данного аята. По некоторым разъяснениям Слово «ұру» («бить») имеет 28 значений. Поэтому сильный мужчина никогда не поднимет руку на женщину. В завещании Пророка говорится: «Самый лучший мужчина тот, который хорошо обращается со своей женой». Этот тезис должен быть девизом каждого мужчины.

Как вы относитесь к предложению по оплате работы имамов средствами из бюджета?

Кеншелик Тышхан'ның сүреті

Согласно нашему законодательству религия отделена от государства. Поэтому служителям религии не выплачивается зарплата из государственного бюджета. Однако, в светской практике многих стран существуют разные формы поддержки традиционных религий. У нас в стране создан фонд «Уақып», который в данное время оказывает поддержку служителям религии в сельской местности. Это не противоречит принципам светскости.

Кеншелик, здравствуйте.

Как вы считаете, радикальный экстремизм, принятие его идей-проблема психологического характера или все таки это вопрос идеологии?

Кеншелик Тышхан'ның сүреті

Закономерно и естественно, что духовная потребность толкает человека обратиться к вере. Радикализм и экстремизм имеют психологическое воздействие на человека, далее постепенно втягивают его в радикализм. В мировом масштабе это – идеология.

Каким вы видите атеистическое государство?спасибо за ответ.

Кеншелик Тышхан'ның сүреті

Государство – это правовая система. А в светских государствах все отношения регулируются правовыми нормами. Поэтому в мире существует только одна единственная теократическая страна – Ватикан. Каким бы ни было атеистическим государство, в нем будут существовать религия и религиозные люди. Даже в атеистической советской эпохе была религия. В нынешних взаимоотношениях религии и государства не государство становится религиозным, а общество становится более религиозным. А государство, в свою очередь, по принципам демократии должно координировать пожелания граждан. Для меня и атеизм является одной из существующих форм веры.

Почему представители нетрадиционных религий обижаются на слово секта,а ведь по сути в этом термине нет никакого оскорбления? 

Кеншелик Тышхан'ның сүреті

Секта, в основном, означает «группа, созданная с целью противодействия религии». Поэтому никто не хочет признавать свое религиозное течение сектой. В нашей законодательной базе термин «секта» не применяется. По этой причине они регистрируются как религиозные объединенияили организации.

Здравствуйте!какие религии в Казахстане принято считать традиционными.Дает ли этот статус этим религиям какую то привелегию?

Кеншелик Тышхан'ның сүреті

В преамбуле Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», принятом в 2011 году, определено:

«Настоящий Закон основывается на том, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения, признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, признает важность межконфессионального согласия, религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан».

Достиг ли Казахстан своего пика религиозности? Есть ли у религии потенциал для дальнейшего развития или люди уже насытились религиозным фатализмом?

Кеншелик Тышхан'ның сүреті

Нельзя утверждать, что Казахстан достиг пика своей религиозности. Причина тому – рост числа верующих людей и низкая религиозная грамотность. Активная деятельность религиозных объединений, увеличение числа пропагандистов в интернет-пространстве, разные общественные проблемы являются причинами продолжения роста верующих. Однако стали заметны некоторые замедления по сравнению с первыми годами независимости. Если признаем, что показатель религиозности в Казахстане сейчас составляет 10-15 процентов, то большую часть социума составляют потенциальные верующие в будущем.

добрый день,спасибо за возможность задать вам вопрос.

Сейчас внедряется такая норма как оскобление чувств,неважно верующих или неверующих...тут важен сам факт этой нормы.Не кажется ли вам что государство поторопилось с этим законом?Не окажется ли эта норма миной замедленного действия,ведь чувства понятие неосязаемое и невозможно измерить уровень этих оскорблений. Не придется ли атеистам и верующим нести ответственность за свои убеждения?

Кеншелик Тышхан'ның сүреті

Добрый день! Эта норма введена еще в прошлом. Статья 14 Конституции Республики Казахстан гласит:

1. Все равны перед законом и судом.

2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

Поэтому Республика Казахстан как светское государство, в равной степени защищает права людей разной веры, мировоззрений и взглядов. А при выявлении дискриминации проводится специальная экспертиза, только после заключения специалистов и правоведов выносится судебное решение.

Елімізде салафизм бағытын ұстанатын азаматтар қанша ?

Кеншелик Тышхан'ның сүреті

Қазірде саляфизм бағыты бірнеше тармақтарға бөлінген. Олардың арасында өздерінің шынайы ерекшеліктерін жасыратындар да аз емес. Сондықтан арнайы тіркеуге алынбауы да мүмкін. Арнайы өкілетті мекемелердің мәліметі бойынша шамамен алғанда елімізде 17-20 мың сәләфиттік ұстанымдағы азаматтар бар деп саналады.

Ассалаумағалейкум, жалпы дін мәселесіне байланысты Заңға өзгерістер енгізілуді жоспарлануда, сол жайлы не ойлайсыз?1 6-жасқа дейінгі жас балаларға діни культтерге ата-анасыз кіруге болмайтын сияқты т.б. ?  Дұрыс дейсіз бе?

Кеншелик Тышхан'ның сүреті

Уағалайкум уассалам! Әрине, елімізде мемлекет - дін қатынастары бойынша барлық қағидаттар толық орныққан жоқ. Бұл жағынан терең тәжірибеміз де жоқ. Алайда еліміздегі діни бірлестіктердің қызметіне баға бере отырып, орын алыпжатқан келеңсіз жағдайларды сараптай келе әлі де дін саласындағы заңнамаларды айқындау жүргізіліп жатыр. Сондықтан діни қызмет және діни бірлестіктер туралы заңның талаптары мен мазмұнын толықтыру барысында біраз талаптар бар. Оның бірі 16 жасқа толмаған жасөспірімдерді ата-анасының рұқсатынсыз діни рәсімге тартуға тиым салу туралы талап. Бұл өз кезегінде аса маңызды мәселе. Діни көзқарасы өздігінен қалыптасып үлгермеген жасөспірімдердің санасын әртүлі діни көзқарастармен толтыру отбасында, мектепте, әлеуметтік ортада көптеген түйткілді мәселелер тудыруы мүмкін. Оның үстіне елімізде 18 конфессияға тиесілі 3690 шамасында діни бірлестіктердің бар екендігін назарға алсақ, болашақ ұрпақтың руханияты қандай бағытта қалыптасатындығы күмәнді. Сонымен қатар, мемлекет ұсыныс жасапотырған талаптардың барлығы зерттеулерден кейін, халықаралық тәжірибелер қарастырылғаннан кейін қабылданады. Соныдықтан қандай да бір орынсыз шектеу деп қарауға болмайды. Егер ата-анасы қандай да бір конфессияға тиесілі болып баласын сол бағытта тәрбиелеуге өз келісімдерін берген жағдайда ешқандай қиыншылық туындамайды.

здравствуйе.все понимают что многие проблемы в исламской религии от отсутствия единсства в вероучении.не секрет что в исламе более 70 течений и все считают свое напрвление верным.Так для чего нам еще один свой путь в исламе?Не слишком ли поторопились с таким заявлением?И вообще не дело ли разбираться в вероучениях самих верующих а не министра?

Кеншелик Тышхан'ның сүреті

Здравствуйте! Мы не можем отрицать последствия влияния религиозных течений на ослабление мира и согласия в мусульманском мире. Поэтому ведение пропаганды традиционных ценностей немаловажно в целях предупреждения экстремизма и терроризма. Исламская вера в жизни нашего народа существует уже более 12-и веков. За это время на религиозной почве не возникало противоречий. Хочется еще и дальше сохранить мир. А задача министерства – ведение контроля за деятельностью религиозных объединений, и его рассуждения стоит принять как предложение.

На ваш взгляд,возможно ли в современном Казахстане законодательно закрепить статус традиционных религий,конкретно ислама и православия?Почему новоявленные религии имеют одинаковый статус с нашими историческими?

Кеншелик Тышхан'ның сүреті

В преамбуле Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», принятом в 2011 году, определено: Настоящий Закон основывается на том, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения, признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, признает важность межконфессионального согласия, религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан. А в свою очередь светскость не означает неверие.

Как сейчас эксперты оценивают религиозную ситуацию в стране, учитывая теракты в Актобе и в Алматы и увеличение числа салафитов по республике? 

Кеншелик Тышхан'ның сүреті

Религиозная ситуация в стране, в целом стабильная. Проявления экстремизма и терроризма в Актобе и Алматы, а именно террористические акты, не могут являться показателями необузданности и бесконтрольности ситуации. И нельзя отрицать работу, проводимую профессионалами специальных учреждений. Принята Концепция государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 годы.

Если говорить о результатах работы по возвращению приверженцев салафизма в русло традиционного ислама, то заметен рост по данному показателю.

Беттер