Асия Абитова: Кого чаще всего вербуют представители деструктивных религиозных течений?

 628

Интервью с религиоведом Центра анализа и развития межконфессиональных отношений города Павлодара Абитовой Асией Рамзановной.

 – Асия, вербовщики деструктивных религиозных культов и организаций используют различные психологические методы. Один из которых – бомбардировка любовью. Что это за метод, в чем его особенность?

– Спасибо! Сегодняшняя стабильность религиозной ситуации в Павлодарской области – это тот положительный результат, который был достигнут трудом всей команды нашего Центра.

Действительно, бомбардировка любовью – это распространенная методика среди вербовщиков, и в последние годы это выражение на слуху. Также она популярна среди специалистов, занимающихся нашей проблемой. Ведь это одна из основных причин попадания уязвимого человека в деструктивную среду, это банальная причина нехватки внимания, любви. Бомбардировка, то есть атака вниманием и заботой любого человека приводит к повышению доверия и симпатии со стороны вербуемого к вербовщику. И хотя вербовка в деструктивную организацию – процесс комплексный и требует времени и применения различных подходов и методик, зачастую, «бомбардировки любовью» достаточно, чтобы полностью войти в доверие к потенциальному адепту. А завоевать доверие – основная цель вербовщика.

– Асия, есть ли какая то статистика по возрастной категории тех, кто наиболее подвержен вербовке? А социальное положение имеет какое то значение для вербовщика?

– Безусловно, возраст и социальный статус потенциальных адептов играют роль при вовлечении их в деструктивную организацию. В так называемую группу риска попадают молодежь, люди старшего поколения, а также социально уязвимые слои населения. Согласно исследованиям, проведенным специалистами в пенитенциарных учреждениях с контингентом осужденных за преступление, связанное с насильственным экстремизмом, экстремистами становятся чаще безработные молодые люди. Это связано, в первую очередь, с религиозной безграмотностью и стремлением получить интересующую информацию из наиболее доступных источников. В наше время это – веб-пространство.

Существуют специальные техники и методики вербовки в интернете: группы и другие онлайн-площадки по интересам, рекламные баннеры, и, конечно, размещение соответствующего контента, никем не проверенного и не контролируемого. Во-вторых, вербовщики активно пользуются социальной несостоятельностью некоторых граждан: предоставляют работу, недорогое жилье, оказывают поддержку лицам, попавшим в затруднительную ситуацию. В-третьих, говоря о молодежи, мы не можем не брать во внимание желание некоторых граждан получить духовное образование в зарубежных религиозных учебных заведениях. Так, молодое поколение казахстанцев, обучающееся за рубежом, зачастую подвергается идеологической обработке в духе экстремизма и крайнего национализма. В процессе обучения наших студентов отрывают от семьи, навязывают чуждые традиции и историю, подменяют их патриотические и духовные ценности. Таким образом, данный факт представляет угрозу попадания молодежи под влияние деструктивных религиозных и националистических течений, лидеры которых не признают самостоятельный путь развития, национальную самоидентификацию и государственность таких стран, как Казахстан.