Будьте осторожны и внимательны в поисках духовной пищи – эксперт

 1298
Торгын Нурсеитова

Существует ли в нашем обществе исламофобия? Принимает ли наша страна мусульманский облик? Чем опасна религиозная неграмотность? Можно ли доверять нашим имамам? На эти и другие вопросы Zakon.kz отвечает член Информационно-разъяснительной группы акимата города Алматы, старший преподаватель кафедры религиоведения и культурологии КазНУ им. аль-Фараби Елнар Берикбаев.

- Елнар Галымжанович, как вы думаете, насколько сегодня в нашем обществе развита исламофобия?

- Думаю, для начала нам нужно отказаться от такого понятия как "религиозный экстремизм", ведь настоящая религия никогда не призывает к насилию.

Молодые люди, которые считают себя правоверными мусульманами и при этом оправдывают теракты, неграмотны в исламских доктринах. В корне неправильно ставить знак равенства между исламом и террором.

Можно провести такую аналогию: если в аварию попадает пьяный водитель, мы же не виним в случившемся производителя автомобиля. Также и с религией: не стоит винить всех мусульман из-за безрассудных действий нескольких человек. Тем более, что именно мусульмане становятся главными жертвами терроризма. На Ближнем Востоке мусульмане страдают от терактов, устраиваемых так называемыми "исламскими террористами". Борьба с терроризмом в этих странах часто сопровождается массовыми жертвами среди гражданского мусульманского населения.

Как вам известно, ислам является первой по численности верующих религией в Казахстане. Мусульмане занимают активную гражданскую позицию, вносят свой вклад в процветание нашего государства, способствуют формированию толерантности и межрелигиозного диалога.

К примеру, в Алматы работает Клуб лидеров религиозных объединений, в котором есть представители ислама, христианства и других религий. Межкультурный и межрелигиозный диалог ведется при поддержке Управления общественного развития города Алматы.

Духовное управление мусульман Казахстана также активно участвует в деле профилактики религиозного экстремизма и терроризма. Поэтому, нам удается избежать распространения исламофобии в обществе и донести до людей простую истину, что ни одна религия не призывает к насилию.

- Если судить по внешним признакам – ношение хаджаба у женщин и длинной бороды у мужчин, то можно прийти к выводу, что в последние годы Казахстан все больше принимает мусульманский облик. А вы как считаете?

- Сложно говорить только по внешним признакам, я бы предпочел опираться на статистику. Как я уже говорил, по последним данным подавляющее большинство наших граждан - 70 процентов - относят себя к мусульманам. На мой взгляд, одним из факторов высокого процентажа является восприятие ислама казахским населением частью этнической идентичности. Основная часть населения считают себя мусульманами и соблюдают в той или иной мере обряды и предписания. Что касается внешних признаков, то они еще не говорят о религиозности человека, в некоторых случаях это может быть просто навеяно модой.

Устранение безграмотности в религиозных вопросах – наша общая первоочередная задача. Большинство верующих не знают элементарных основ своей религии. Где-то прочитали, от кого-то слышали, но не более того.

- Чем, собственно, опасна религиозная неграмотность?

- Это, прежде всего, опасно вовлечением граждан в деструктивные секты и экстремистские организации. Это благоприятная почва для террористической идеологии. Мы должны уберечь наших граждан от идеологий, наносящих непоправимый вред психическому, душевному, часто и физическому здоровью.

- Куда обращаться людям, если возникают вопросы по религиозной грамотности и в целом по духовности?

- Будьте осторожны и внимательны в поисках духовной пищи. Обращайтесь только к официальному духовенству. Обратите внимание на список зарегистрированных религиозных объединений в Казахстане и на список запрещенных. Обращаясь к официальному духовенству, вы тем самым обезопасите себя от экстремистской идеологии.

По вопросам, связанным с деятельностью религиозных объединений, и просто за консультацией вы можете обратиться в местное Управление общественного развития. Грамотные религиоведы и юристы ответят на все интересующие вас вопросы. Не бойтесь спрашивать, лучше лишний раз перепроверить информацию. В религиозной грамотности нашего общества заинтересованы все стороны.

- Вот вы говорите, что нужно обращаться к имамам и другим представителям духовенства. Насколько они грамотны и насколько им можно доверять?

- Уровень религиозной грамотности и профессионализма духовных служителей Казахстана и в частности Алматы с каждым годом растет. Казахский национальный университет имени аль-Фараби и Египетский университет исламской культуры Нур-Мубарак готовят высококвалифицированных исламоведов, религиоведов, филологов арабского языка. Разработаны специальные образовательные программы и созданы все условия для получения полного религиозного образования внутри страны. Для представителей духовенства регулярно проводятся курсы повышения квалификации, где разъясняются ключевые положения государственной политики в религиозной сфере, преподаются основы религиозной и правовой грамотности, толерантности и межрелигиозного диалога.

Есть четкое понимание: только проповедующие в духе традиционного для Казахстана ислама представители духовенства могут идеологически противостоять радикализму. Так что имамам Духовного управления мусульман Казахстана можно доверять, это люди образованные.

- Наш народ богат различными национальными традициями и обычаями, но сейчас пошла мода, когда некоторые молодые ребята, считающие, что они обладают какими-то религиозными знаниями, говорят, что многие традиции нельзя проводить, что это ширк, харам и так далее. Как на это смотрит религия?

- Как мы знаем, традиционным для Казахстана является ислам суннитского толка ханафитского мазхаба, согласно которому, если народные традиции и обычаи не противоречат нормам ислама, то соблюдать их позволительно. А что говорят экстремисты? Они говорят, что мы должны отказаться от абсолютно всех наших традиций и культуры.

Но мы должны помнить, что Пророк (ﷺ) поступал в соответствии с теми традициями, которые были характерны для арабской культуры и одевался так, как одевались в то время в его стране. Так же и мы, живя в своей стране, соблюдаем и придерживаемся тех традиций, которые существуют у нас издревле и не противоречат религии, и в этом нет ничего плохого.

Традиции – это наша культура, наша самобытность, это опыт старшего поколения и мы не должны забывать это. Важно, какой смысл вкладывается в ту или иную традицию.

Те ребята, которые получили религиозные знания в арабских странах, вернувшись в Казахстан, стали навязывать обществу, помимо религиозных знаний, чужую культуру и чужие традиции. Но мы не должны терять свою идентичность и ханафитский мазхаб позволяет соблюдать народные традиции. Тем более, что они не противоречат канонам ислама.

Источник: