Чем опасен салафизм для Казахстана. Часть 1

 1344
informburo.kz

Среди деструктивных религиозных течений, беспрепятственно распространяющихся сегодня в Казахстане, одним из наиболее агрессивных является салафизм.

Салафитская догма

Исторически сложилось так, что для казахстанского общества традиционными религиями, исповедуемыми большинством населения, являются ислам суннитского направления ханафитского мазхаба и христианство православного толка. И хотя Казахстан – светская страна, государство не только не препятствует своим гражданам в отправлении тех или иных духовных обрядов, но и оставляет за каждым членом общества право свободного выбора его религиозных предпочтений. Если, конечно, всё это не противоречит соответствующему законодательству страны.

На этом фоне деятельность последователей салафизма, пытающихся навязать свои религиозные представления всем гражданам Казахстана и пропагандирующим ненависть к иноверцам и атеистам, представляет реальную угрозу межконфессиональному и межнациональному единству, сформировавшемуся в стране, стабильности нашего общества.

Вообще термин "салафизм" исторически обозначает направление в исламе, призывающее верующих ориентироваться на "праведных предков", "салафов", то есть сподвижников (сахаба) пророка Мухаммеда и их последователей в следующем поколении (табиин). И в этом не было бы беды, если бы сама суть салафизма с годами не исказилась. Сегодня это течение стало олицетворять собой некую радикально настроенную группу последователей искажённой идеологии, которые ведут бескомпромиссную войну против всех, кто не разделяет их взглядов, возбуждая ненависть между народами и культурами.

Основная особенность нынешних салафитов – крайний буквализм и начётничество в толковании ими исламских источников – Корана и сунны (примера пророка Мухаммеда). Салафиты, в частности, отвергают любые и всяческие нововведения, рождаемые реальностью, призывая жить по канонам того ислама, которые существовали во времена пророка Мухаммеда и его сподвижников. Они запрещают паломничество к могилам святых, рассматривая это как поклонение мёртвым. Взывание к пророку они рассматривают как одно из проявлений ширка (многобожия).

Более того, с их точки зрения, запретными считаются любая музыка, всякие театральные представления и некоторые виды спорта… Существует и ещё целый ряд принципиальных отличий догматического радикального салафизма от ханафитского, умеренного течения ислама.

Искажённые идеи ортодоксального салафизма начали проникать в Казахстан достаточно давно – ещё в середине 1980-х годов прошлого столетия. А уже в начале 2000-х на юге страны образовался ряд салафитских джамаатов. При этом в Казахстане салафизм до сих пор даже не подпал под запрет, хотя во многих странах это течение признано экстремистским.

В настоящее время это течение в РК не пользуется поддержкой населения, более того, абсолютным большинством оно отвергается, так как его представители противопоставляют себя обществу и государству. Ведь с давних времен казахи показали себя толерантным и гостеприимным народом, где радикальные взгляды неприемлемы, так как в Казахстане живут представители многих национальностей с разными взглядами, разными верованиями, но с единой историей, объединяющей всех.

Последствия вольной трактовки ислама

Пропаганда салафизма строится на профессиональной психологической обработке сознания будущих адептов и их теологическом невежестве.

Новый круг приверженцев салафизма формируется благодаря усилиям самозваных "учителей", не имеющих соответствующего духовного образования, но профессионально владеющих основами психологии. В итоге вольное комментирование Корана и хадисов пророка, фальсификация их сути и придание искажённым посылам некоей объективности вкупе с привязкой этих мифических парадигм к сегодняшним реалиям уводят слушателей по ложным лабиринтам исламского вероучения.

Нынешние идеологи салафизма профессионально атакуют сознание верующих. В качестве якобы весьма авторитетных представителей этого учения они вступают в своеобразный жёсткий спор или дискуссию со своими неопытными и не владеющими предметом дебатов жертвами, прибегая при этом к весьма специфическому трактованию постулатов ислама. Причём у обрабатываемых проповедниками граждан создаётся в итоге ощущение, что предмет спора и его трактование лжеучителями – это как раз и есть настоящая истина.

Идеология салафизма конкретно и коварно спроецирована на подрастающее поколение всех обществ и государств. Молодёжь в случае её рекрутирования в ряды салафитов будет выступать продолжателем и реализатором этой идеологии, конечным результатом которой является доведение любых и всяких религиозных разночтений, до открытых вооружённых столкновений с политической властью светских государств.

Исторический экскурс в истоки упомянутого религиозного течения показывает, что салафизм по своей религиозно-правовой форме не является неким отдельным ответвлением от мировой религии ислам.

Согласно исследованиям известных зарубежных и отечественных учёных, идеология салафизма исходит из доктрины одного из четырёх суннитских мазхабов – ханбализма.

Как известно, особенность ханбалитского мазхаба заключается в нетерпимости к "бида", то есть неприемлемости любых и всяких новшеств. Речь идет о любой реальной жизненной практике, которая не санкционирована Кораном и сунной Пророка.

Основная задача идеологии салафизма, по мнению духовных лидеров данного течения, якобы заключается в очищении религии ислам от чуждых ей примесей, основанных на этнических, культурных и иных особенностях различных мусульманских народов.

Эту так называемую борьбу за чистый ислам представители салафизма не только осуществляют идеологически, но и, как показывают последние события, организовывают вооружённое сопротивление их адептов государственной власти.

Причём в современном обществе представители салафизма начинают идеологическую обработку верующих с простого призыва людей к соблюдению пяти столпов Ислама – это вера в единого Аллаха и его Пророка, совершение пятикратного намаза, соблюдение поста в священный месяц Рамазан, осуществление зякет и совершение паломничества в Мекку и Медину.

На первый взгляд, призыв к исполнению этих основных положений исламского вероучения является вполне закономерным и объективным явлением. Но здесь не всё так просто, как кажется на первый взгляд.

Стоит отметить, что в современный период распространение идеологии салафизма наблюдается практически во всех регионах мира, в которых сосредоточены анклавы мусульманских общин. При этом важный момент заключается в том, что идеологи салафизма привлекают в свои ряды именно молодых людей, что способствует радикализации молодой части населения страны.

Казахстан, как и многие светские государства мира, понимает конечную цель салафизма, поэтому во имя сохранения своей государственности и светскости начинает вести борьбу с этим деструктивным течением.

Важно, чтобы гражданское общество и все институты государства однозначно понимали агрессивность идеологии салафизма, эффективно проводили молодёжную политику в сфере религии, объединяя и консолидируя всё общество против нового нарастающего глобального зла, всемерно поддерживая государственную политику своего Отечества.

Источник: