Деструкция скрытого смысла в содержании зарубежных мультфильмов и их влияние на сознание детей

Инспектор отдела по реабилитации жертв – Сабыкова Айнур Жасыбаевна

На современном этапе проблемы информационных войн вызывают в странах постсоветского пространства все больший возрастающий интерес. Это новый тип войн, в которых объектом является массовое сознание людей. Они основаны на возможности манипулирования и управления общественным сознанием, подчинения воли человека. Это происходит неосознанно для тех, кто подвергается информационно-психологическому воздействию независимо от возраста и пола человека. Потому, что главной опасностью для человечества в этих войнах является информационное оружие, которое трансформирует или меняет сознание людей, заставляет их неадекватно воспринимать реальность, жить в мире иллюзий и совершать гибельные для себя и окружающих поступки, не исключающему при этом массовое истребление отдельных народов, в том числе к гибели современной цивилизации в целом.

При этом, целью организационно-информационной агресси были качественно изменение традиционно-культурной и духовной жизни, нарушение преемственности национальных идеалов и ценностей, демонтаж исторической памяти. Развенчиваются культурные достижения народа, подвергаются некорректной критике и даже осмеянию традиционный образ жизни, культурные герои нации. Слом культурного самосознания означает конец идейного сопротивления, что соответственно приводит к смене типа управления, подменяются национальные интересы и цели государственного развития.

Одним из уязвимых подобным информационным атакам институтов общества являются – институт семьи, неотъемлимой частью которого являются дети.

Сегодня, в эпоху цифровых технологий мультипликация стремительно развивается, разные жанры которой способны удовлетворить самого привередливого зрителя. Мультфильмы играет важную роль в развитии ребёнка во всех аспектах - физическом, интеллектуальном, мировоззренческом и эмоциональном.

Мультфильмы любимы всеми за счёт яркости образов, доступности для восприятия сказочных жанров, благодаря игровым сюжетам, общению героев, содержательно детям понятного. Мультперсонажи формируют первичные представления ребёнка о добре и зле, социальном поведении. Ребёнок сквозь призму отношений мультипликационных героев учится воспринимать себя и окружающих, преодолевать трудности. Мультфильмы очень сильно воздействуют на фантазию детей, их герои становятся примером для подражания.[1]

В этой связи, в данном материале рассматривается один из самых острых вопросов, волнующих большинство родителей – какие идеи сегодня внедряются в сознание детей через мультфильмы.

Множество проводимых психолого-педагогических экспертиз специалистов стран СНГ сходятся во мнении, что популярные детские мультфильмы для детей не только не соответствует простейшим требованиям нравственности и морали, но и прямо нацелены на воспитание в детях эгоизма, жестокости, агрессивности и глупости.

Оценка воспитательной стороны всей этой продукции позволяет понять, где мы сегодня находимся, и какие цели преследуют те, кто создают и показывают такие мультфильмы. Наши правильные действия начинаются с правильной оценки обстановки, и если мы хотим защитить детей от вредного влияния СМИ, то нужно хорошо себе представлять, что это за вредное влияние, и каким образом оно реализуется на практике. Регулярный просмотр даже хороших зарубежных мультфильмов отстраняет ребёнка от истории и культуры своей страны, своего народа. Во многих иностранных мультфильмах пропагандируются существенно иные ценности, культура, жизненные позиции, нравственные принципы.[2]

Так, хотелось бы рассмотреть основные вредные признаки популярных среди детской аудитории мультфильмов более детально, при этом показать и описать возможные последствия для психики ребёнка и его поведения:

  1. Превалируют агрессивные действия главных героев, сцены насилия, убийств. Как следствие, дети в своих поступках проявляют гнев, безжалостность, эгоизм, что в будущем чревато совершением общественно опасных деяний.

  2. Персонажи постоянно демонстрируют девиантное поведение, динамично развивающийся сюжет строится только на этом, не давая времени на осмысление его нормативной подоплёки. Нарушения сложившихся в обществе правил поведения, показанные в мультфильме, не способствуют формированию у детей послушания, снимают табу на плохие поступки.

  3. Преобладание в сюжете опасных сцен, трюков, форм поведения, которые сложно претворить в реальной жизни. Подражание им детьми может привести не только к разочарованию, неадекватному восприятию реальности, но и к потере здоровья.

  4. Неуважительное отношение положительных героев к людям, животным, растениям, когда такие сцены преподносятся с юмором.

  5. Главными персонажами являются герои, не похожие на тех, кто встречается в человеческом обществе, часто с уродливой внешностью. Как считают психологи, внешность мультяшных персонажей имеет огромное значение для формирования психики ребёнка. Если персонажи вымышленные, независимо от их ролевых функций ребёнок теряет внутренний ориентир для адекватной оценки окружающего мира. Стремясь подражать своим любимым героям в разных проявлениях, он всё более погружается в виртуальную реальность.

  6. Герои демонстрируют неадекватные гендерные особенности поведения. Мужчины могут быть безвольными, безынициативными, а женщины - мужественными, агрессивными, напористыми, легко справляющимися с традиционно мужскими обязанностями, игнорирующими или пренебрежительно относящимися к воспитанию детей, поддержанию семейного очага.

  7. Демонстрируется неуважительное отношение к традициям и взрослым, поощряется быстрое достижение целей, без особых внешних и внутренних усилий, нередко в результате противоправных действий, коварства и хитрых уловок.

  8. Фигурируют образы таких мужчин и женщин, которых нет в действительности, их фигуры имеют нереалистичные пропорции, кукольные лица шаблонны, что взрослеющего мальчика обрекает на бесплодные поиски своей «половины», а девочку толкает на тщетные попытки выстроить свой образ в соответствии с недостижимым идеалом. Искажение не только людей, но и животных, и иных объектов окружающей человека среды также затрудняет адаптацию ребёнка к социуму, способствуя бегству в виртуальный мир.

  9. Поведение героев не целомудренно; женщины (животные, которые изображают человеческие отношения) очень физиологичны, ведут себя напористо или даже демонстрируют признаки нетрадиционной ориентации. Поведение героев не целомудренно.[3]

Представленные признаки вредных мультфильмов нередко носят комплексный характер. Если растущий человек пропускает через себя большое количество такой мультпродукции в течение длительного периода времени без корректирующего влияния взрослых, то вероятность деструктивного его развития сильно возрастает, так как справедливо предположить, что вредоносное воздействие отдельных факторов в этом случае усиливается.

В заключение хотелось бы всё-таки акцентировать внимание на позитивном развивающем потенциале хороших мультфильмов. Хорошие мультфильмы - это в меру яркие (нередко в западных мультфильмах применяются слишком яркие, ядовитые цвета), зрелищные, образные, с простым и добрым сюжетом, доступные детскому восприятию мультфильмы. Хорошие мультфильмы формируют у ребёнка первичные представления о добре и зле в контексте общечеловеческих ценностей, лучших образцов культурного наследия. Через сравнение себя с положительными героями растущий человек должен иметь возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.[4]

События, происходящие в хорошем мультфильме, повышают осведомлённость ребёнка, развивают его мышление и воображение. Отметим, что подавляющее большинство советских мультфильмов, по мнению многих специалистов, отвечают этим критериям. Для них характерно, что зло не вечно «правит балом», добро побеждает, часто перевоспитывая даже отрицательных персонажей.

Хороший мультфильм должен быть подарком, праздником для ребёнка. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания. Следует иметь в виду, что нормально развивающийся ребёнок всегда предпочитает телевизору «живое» общение, окружающий его социум.[5]

Подводя итоги можно сделать вывод, что у государства не будет благополучного будущего, если подрастающее поколение зомбируется и развращается негативными западными мультипликационными постановками, которые в будущем могут привести только к деградации и упадку нашего общества, утрате культурных, национальных, религиозных и государственых ценностей.

Список использованной литературы

М.Кочетков и К.Неуструева Вредные мультики: влияние анимации на детскую психику //  Культура и искусство за рубежом. Вып. 4. - М.: Гос. библиотека,2014.-С. 3.

А. Столяров Информационное общество будущего и современность// Сб. науч. работ. Вып. 2. - М.: Наука, 1996. - С. 4.

В.Лисичкин, Л.Шелепин. Третья мировая информационно-психологическая война Дис: 24.00.01. - Н. Новгород: РГБ, 2006.- С.111-113.

И.Медведева Детство под угрозой: вредные мультфильмы // Вестник - 2014. - №2. - С. 50 – 55

В.Лисичкин, Л.Шелепин. Война после войны: информационная оккупация продолжается// Культура и наука.Вып. 5.- М, 2013, С.5.

Комментарии

Я согласна что такая проблема есть, но стоит ли ее так преувеличивать?И что теперь делать родителям? Ну невозможно же контролировать весь процесс просмотра ребенком этих мультиков