Досым Сатпаев: Бомбу надо искать не в штанах, а в головах
На прошлой неделе президент провел встречу с лидерами Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК), которая вызвала нешуточный резонанс в обществе.
Опоздавшие на поезд
Честно говоря, встречу такого рода надо было проводить еще лет двадцать тому назад, когда псевдорелигиозный радикализм уже начал пускать свои корни в неокрепшие мозги людей, тогда еще молодых.
Ведь уже после распада СССР началось активное проникновение на территорию Казахстана представителей экстремистских и террористических организаций из дальнего и ближнего зарубежья.
Но лишь в начале 2000-х впервые на официальном уровне признали участие казахстанских граждан в деятельности радикальных структур. В определенной степени это было связано с возвращением на родину молодых людей, которые еще в 1990-е уезжали из страны для получения религиозного образования в Турцию, Пакистан, Саудовскую Аравию, Египет и т. д.
И странно, что тогда государство даже не поднимало вопрос о подключении ДУМК к работе с молодежью, которая первая попадалась в сети ловцов душ. Хотя очень часто именно слабая подготовка религиозных служащих, представляющих традиционные конфессии, в частности ислама, приводила к снижению авторитета этих конфессий, в первую очередь среди молодых людей, которые стали тянуться к религии как к одной из форм самоидентификации. И некоторые пытались найти себя в радикальных структурах, которые дают простые ответы на сложные вопросы, так как в свое время никаких ответов от чиновников или имамов они не дождались.
Еще одним благоприятным фактором, связанным с активизацией сторонников экстремизма, стал идейный вакуум, который часто заполнялся государственными суррогатами. К сожалению, эта «суррогатизация» сознания продолжается и сейчас.
Поэтому ситуация стала выходить из-под контроля, так как число религиозных организаций и интерпретаторов от религии росло в геометрической прогрессии. Теологи всё чаще начали говорить о появлении нетрадиционных культов - как новых, во главе с авторитарными лидерами, которые создают свои собственные религиозные доктрины, так и синкретических, где объединяются различные религиозные источники. И для многих роль «мучеников» в борьбе с «плохим государством» представляется всё более привлекательной.
Троцкий против Троцкого
Не принимая активного просветительского участия в жизни общества, лояльные к государству религиозные организации проигрывали борьбу за умы людей. Лишь с 2011 года, когда в стране прогремели первые теракты с участием местных радикальных групп, стали появляться первые заявления властей о необходимости подключения имамов к работе с населением - для противодействия экстремистским идеям. Ведь радикалы умудрялись вербовать новых рекрутов в мечетях, которые формально находились в подчинении ДУМК.
Именно в тот период Агентство РК по делам религий сделало сенсационное заявление: только 30 процентов казахстанских имамов имеют дипломы о религиозном образовании. Была поставлена задача повысить профессиональный уровень всех 3 800 имамов, входящих в ДУМК.
Но стране катастрофически не хватает харизматичных, авторитетных и медийных представителей духовенства, которые были бы популярны среди молодежи. Их нет в соцсетях и в мечетях, чтобы эффективно противостоять потоку экстремистской пропаганды, которая льется на казахстанцев из разных источников. Как гласит старая политическая поговорка, «против Троцкого надо противопоставить другого Троцкого». Она появилась не случайно. Историки подтвердят: если и был у большевиков прекрасный оратор, так это Лев ТРОЦКИЙ, который мог вести доходчивую агитацию среди и полуграмотных крестьян, и солдат, и рабочих, и интеллигенции. Вот только сейчас роль таких «троцких» выполняют идеологически подкованные трибуны из экстремистских структур.
Терроризм и коррупция
Однако улучшение религиозного просвещения - только часть решения проблемы. Необходимо повышать планку всей системы образования и культуры. Ведь невежество и непрофессионализм на всех уровнях, включая чиновничий, - питательная среда для радикализма.
В начале февраля Transparency International в аналитическом докладе заявила: коррупция позволяет террористическим организациям заниматься активной вербовкой новых членов. По мнению авторов исследования, коррупция приводит к росту терроризма по трем причинам.
Во-первых, члены террористических группировок могут использовать недовольство граждан высоким уровнем коррумпированности чиновников как предлог, чтобы завербовать их в свои ряды.
Во-вторых, коррупция ослабляет государственные институты, в том числе правоохранительные органы, которые не могут действенно противостоять экстремистам. Не так давно Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции включило в рейтинг коррумпированных органов не только акиматы всех уровней, но даже МВД.
В-третьих, связи радикалов с коррумпированными чиновниками позволяют выстроить скрытую схему движения финансовых и оружейных потоков.
На этом фоне запрет на ношение коротких брюк и бород вряд ли сможет повысить эффективность борьбы с радикалами. Есть риск, что гонения по внешнему признаку, наоборот, качнут умеренных верующих в экстремистское русло.
Идет ли дело к запрету салафизма?
Да и в штанах, бородах, хиджабах ли дело? Как показывают печальный опыт терактов в разных странах мира, большинство террористов вообще не выделялись из толпы и не привлекали к себе внимание.
Впрочем, можно предположить, что идея запретить ношение коротких брюк - лишь первый шаг в сторону запрета салафизма, как чужеродного и опасного для Казахстана религиозного направления.
В последние годы именно салафитов обвиняли в совершении террористических актов на территории республики. События прошлого года в Актобе официально были обозначены как теракт с участием «приверженцев радикальных нетрадиционных течений». Чуть позже их причислили к салафитам.
Летом прошлого года (незадолго до создания Министерства по делам религий и гражданского общества) председатель Комитета по делам религий Минкульспорта Галым ШОЙКИН заявил, что в республике около 15 тысяч последователей салафизма.
Понятно, что имелось в виду общее число адептов этого течения, и среди них не обязательно одни экстремисты. Хотя с точки зрения потенциальной угрозы силовые структуры в основном салафитов и рассматривают. Официального запрета этого религиозного направления давно требует и ДУМК.
Не вершки, а корешки
Гораздо более действенным способом борьбы с потенциальными террористами, чем насильственная стрижка бород, является внедрение агентов в радикальные структуры. И усиление контроля за распространением экстремистских идей в казахстанских колониях, где радикалов и традиционный криминал продолжают бездумно смешивать в одном взрывоопасном коктейле.
То есть власти должны больше интересоваться не «вершками», а «корешками». В противном случае борьба с короткими штанами и бородами будет напоминать попытку, предпринятую несколько лет назад, взять под контроль всю религиозную сферу. Тогда Агентство РК по делам религий разработало и пролоббировало принятие закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Он предусматривал перерегистрацию и постановку на учет всех религиозных организаций, действующих в стране.
И всё это также подавалось под соусом профилактики экстремизма.
Хотя изначально было ясно, что закон решит лишь часть проблем, поставив под контроль тех «ловцов душ», которые, как основатели дианетики Лафайет Рональд ХАББАРД и движения «Свидетели Иеговы» (кстати, на днях запрещенной и признанной экстремистской в России) Чарльз Тейз РАССЕЛ, считали: если вы хотите разбогатеть, то придумайте новую религию.
Но закон оказался бессилен перед экстремистскими структурами, которые по природе своей вообще выпадают из сферы любого правового контроля. То есть закон априори оказался рассчитан только на законопослушные религиозные структуры. Все остальные просто ушли в подполье. А теракты прошлого года в Актобе и Алматы продемонстрировали прямую и явную угрозу со стороны «спящих ячеек» или террористов-одиночек.
Из этой же серии - не менее скандальный прошлогодний закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму». В нем появился пункт о новой форме обязательной регистрации лиц, перемещающихся внутри страны.
Он, кстати, тоже рекламировался силовиками как метод борьбы с радикалами. Вот только, как обычно, обществу не показали, по каким критериям измерять антиэкстремистскую эффективность этого нововведения. И пострадали от него рядовые граждане, штурмовавшие ЦОНы.
Религия не экономика
Чиновникам давно пора понять, что сфера религии - это не экономика, где государственные провалы и успехи можно замерить уровнем инфляции или ростом ВВП. Конечно, можно подсчитать процент зарегистрированных религиозных структур, число запрещенных сайтов, где присутствуют элементы религиозной вражды, или количество подстриженных бород.
Гораздо сложнее выработать у людей иммунитет к любым радикальным идеям. И никакая искусственно созданная «Комиссия по реализации программы модернизации общественного сознания» этому не поможет. Очередной суррогат.
Для повышения этого иммунитета необходима долгая, профессиональная и системная работа по всем направлениям, будь то повышение уровня жизни населения во всех регионах страны, снижение безработицы, рост доверия к власти, реальная, а не точечная борьба с коррупцией, возрождение культа качественного образования и многое другое. Вот только по многим этим сферам отчитаться перед президентом будет гораздо сложнее, чем по поводу введения запрета на ношение коротких штанов.