Духовная безопасность как фактор сохранения стабильности

 1393
Сабыржанов Е.Ж.- руководитель управления Комитета по делам религий Министерства культуры и спорта РК

Обретение независимости Республики Казахстан четверть века назад существенно изменило религиозную палитру в стране. Открытие границ, свобода выбора и мнений, социально-экономические проблемы в 90-х годах стали предпосылками к осложнению религиозной ситуации.

Духовная сфера стала заполняться представителями всевозможных зарубежных религиозных центров, фондов и прочих структур среди которых имелись экстремистские и деструктивные организации. В стране также начали распространяться и несвойственные ментальности большей части населения религиозные течения. Наряду с пропагандой своих идей, иностранными эмиссарами проводилась работа по вербовке сторонников, направлению их для прохождения основательной религиозной шлифовки за рубеж, где они зачастую попадают в орбиту идеологов экстремизма, а также террористических организаций. Возникла угроза развитию традиционной духовности и самобытности страны.

В этих условиях перед нашей страной в числе других важных и актуальных вопросов встала задача обеспечение межэтнического и межконфессионального согласия, развития институтов гражданского общества, формирования общественного диалога как необходимого фактора стабильности в стране.

Проблема духовной безопасности является одной из главнейших для человека, семьи, общественных институтов, государств и мира в целом. Необходимо считать религиозную безопасность казахстанского общества важным приоритетом национальной безопасности наряду с военной, политической, экономической, экологической и социальной.

Духовность – основа практически всего, что имеет отношение к самореализации личности. Можно утверждать, что те или иные духовные установки явно или скрытно направляют любую деятельность каждого человека и всех социальных структур.

Можно выделить наиболее важную проблему обеспечения духовной безопасности казахстанского общества и основную угрозу основам духовной жизни – культивирование чуждых нашему менталитету духовных ценностей, потеря устоев традиционной культуры и, в конечном итоге, утрата складывающегося веками уникального культурно – исторического облика народа.

Практика показывает, что экспансия новых форм религиозности, как правило, осуществляется извне при поддержке зарубежных центров, стремящихся сформировать подконтрольные группы влияния, насаждающие идеологию, нарушающую исторически сложившийся баланс в межконфессиональных отношениях, с целью раскола общества и дальнейшего сознания потенциальных очагов дестабилизации и инструментов влияния.

К сожалению, среди множества религиозных объединений, церквей, миссий появился целый ряд таких, деятельность которых идет вразрез со светскими законами нашего государства. Доктрины, которых прямо или косвенно призывают к насилию (физическому или духовному) над людьми, не состоящими в их организации.

В настоящее время религия является одним из влиятельных факторов общественной и политический жизни государства. Свобода совести и выбор вероисповедания поставил общество перед свободой выбора – верить или не верить. Позитивное начало религиозности связано не только с внешней принадлежности людей и той или иной религиозной группе, но и внутренней установкой подлинной религии на высшие ценности человеческого общества.

Духовная безопасность предполагает защиту интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, поддержание традиционных духовных (религиозных, нравственных, эстетических) ценностей.

В этом аспекте особо важна организация слаженной работы государственных органов и религиозных объединений на всех уровнях. Без целенаправленной и согласованной работы этих двух систем невозможно перебороть экстремизм, невозможно и воспитание молодежи в духе патриотизма и высокой духовности, что необходимо для обеспечения духовной безопасности общества в целом.

Как известно, тезис об отделении религии от государства должен пониматься как невмешательство государства в свободу вероисповедания граждан. Но он не означает, что нужно допускать вакуум в области духовности, потому что этот вакуум, как мы стали свидетелями, заполняется влиянием нетрадиционных радикальных организаций. Что деструктивные и экстремистские организации могут сильно повлиять на нашу жизнь – мы уже видели по террористическим акциям в разных концах страны.

Таким образом, в настоящее время в государственной политике должен быть найден устойчивый здоровый баланс между обеспечением конституционного права граждан на свободу совести и выполнением международных обязательств Казахстана с одной стороны, и обеспечением духовной безопасности казахстанского общества, с другой стороны.

Для эффективного решения проблем, связанных с угрозами духовной безопасности, государство должно опираться на традиционные религии, историческая роль которых уже признана законодательно, вносящих созидательный вклад в историю, традиции и культуру, язык и самосознание народа и страны в целом.

Необходимо выстраивать такую систему отношений, которая позволила бы обеспечить благоприятные условия для позитивного созидания и духовности с опорой на историческое наследие, нравственные ценности и национальные традиции.

Помимо этого, непосредственно для устранения условий и последствий уже имеющего место распространения деструктивных идей и обеспечения активной гражданской позиции общества, государственные органы во взаимодействии с неправительственными организациями принимают меры законодательного характера, направленные на недопущение использования религии в деструктивных, особенно экстремистских целях.

Источник: