Эксперт назвал истоки появления религиозного экстремизма в Центральной Азии

 1840

Одной из основных причин появления подобных организаций в странах Центральной Азии является идеологический вакуум, возникший после распада СССР. И в современных условиях экстремистские организации продолжают работать, трансформируются и прибегают к новым способам пропаганды, в первую очередь направленным на молодежь. Такое мнение в ходе круглого стола Центра аналитических исследований "Евразийский мониторинг" выразил эксперт центра геополитических исследований "Берлек-Единство" Артур Сулейманов, передает Today.kz.

"Сегодня угрозы трансформировались, перешли от модели рационального выбора к практике, в основе которой отсутствует рациональность. Экстремисты прибегают к различным форматам пропаганды своей идеологии, из-за чего порой выявить причину угрозы очень сложно. Экстремизм систематизировался и приобрел разные форматы. В его основе могут лежать идеология, ложный патриотизм или национализм, какие-то философские концепции. Если говорить о религиозном экстремизме, то здесь сектантские, религиозно нетрадиционные течения", - рассказал Сулейманов.

В этой связи нужно вспомнить о постулатах, выдвинутых Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, уверен эксперт.

"Он, по сути, определил вектор борьбы с религиозным экстремизмом. Назарбаев сказал, что борьбу с ним нельзя превращать в "охоту на ведьм". Это должна быть комплексная системная работа с определенными направлениями. Нужно понимать, куда двигаться, какие инструменты использовать", - добавил представитель центра геополитических исследований.

При этом для пространства СНГ религиозный экстремизм исторически является несвойственным явлением. Этот феномен, по мнению Сулейманова, был внедрен извне.

"Росту религиозности в странах СНГ способствуют как минимум несколько вещей. Они связаны с распадом СССР и составляют три закономерности. Во-первых, с распадом Советского Союза возникла потребность социально-культурного развития религии, поскольку в 1990-е году образовался идеологический вакуум. Вторая тенденция – это связь повышения религиозности с либерализацией отношений между государствами. Демократический транзит наложил свой положительный отпечаток на развитие конфессиональной среды, где могла быть своя вера. С другой стороны, наряду с традиционными религиями просочились нетрадиционные религиозные течения. И отсеять их при отсутствии религиозной культуры было тяжело", - считает Артур Сулейманов.

К качестве третьей причины эксперт назвал внешнее влияние, то есть насаждение деструктивных течений "извне".

"Сегодня экстремизм приобрел различные изощренные формы. Сегодня он отошел от традиционных методов. В отношении молодежи идет информационно-пропагандистская работа. Экстремисты ушли в социальные сети", - добавил спикер.

В таких условиях страны СНГ проводят "планомерную стратегическую военно-силовую политику". Однако ясно, что одними силовыми методами эту проблему не решить. Сулейманов считает, что положительную роль может сыграть внедрение в молодежную среду новых ценностных ориентиров.

Источник: