Годовщина теракта в Актобе: какие уроки мы извлекли?

 791
Татьяна Киселёва

Прошел ровно год, с момента роковых событий, произошедших в Актобе. В тот день терористы осуществили нападение на два оружейных магазина «Паллада» и «Пантера», а затем на воинскую часть. В результате погибли 6 человек, а 11 получили ранения. В городе был объявлен красный уровень террористической опасности.

Хроника событий

5 июня 2016 года нападавшие большой группой вошли в магазин «Паллада» и тут же нанесли огнестрельное ранение продавцу магазина. От полученного ранения продавец скончался на месте, успев при этом нажать кнопку тревожного вызова. Через несколько минут на тревожный сигнал прибыли двое сотрудников охранной фирмы и тут же попали под обстрел преступников, в результате чего, один из них охранников скончался на месте. Плотным огнем террористы встретили и прибывших через несколько минут полицейских. В итоге экстремисты, взяв из магазина

  • 17 единиц огнестрельного оружия,
  • три газовых пистолета,
  • патроны и ножи

покинули место преступления. Захватив попутно легковой автомобиль, они расправились с его владельцем, 69-летним мужчиной.

После совершенного нападения, преступники разделились на две группы.

Одна группа захватила оружейный магазин «Пантера», убив одного посетителя и ранив другого. После чего между террористами и прибывшим нарядом полицейских произошла перестрелка. В результате, трое нападавших были застрелены, а один задержан. Двое преступников смогли скрыться на угнанном автомобиле. Но позже они были обнаружены за пределами города и ликвидированы.

Вторая группа террористов, захватив маршрутный автобус и высадив из него всех пассажиров и кондуктора, принудили водителя поехать к войсковой части № 6655 Национальной гвардии.

Целью был захват «более серьезного» оружия. В результате нападения на воинскую часть, были ранены шесть человек, и убиты трое:

  • 41-летний майор ОВКР,
  • пеший патрульный,
  • 19-летний военнослужащий срочной службы.

Двое нападавших также были убиты. Встретив ожесточённое сопротивление, преступники отступили. Часть из них, была заблокирована, другим удалось скрыться. В итоге, после проведения спецопераций, часть экстремистов была ликвидирована, остальные задержаны. Большая часть похищенного оружия была изъята.

Девять террористов впоследствии были осуждены в Актобе. Семеро из них лишились свободы на всю жизнь, один — на 22 года и еще один — на 20 лет.

Версии произошедшего

После произошедшей трагедии было озвучено несколько версий, кто мог быть организатором этих нападений. Политолог Николай Верняев узрел в них причастность Кремля, объясняя это тем, что экономическая политика все в большей степени приводит к переориентации Казахстана на Китай. Украинский политолог Юрий Романенко, в свою очередь, посчитал главным организаторами событий в Актобе Вашингтон. Причем, по его убеждению, Штаты в Казахстане действуют опосредованно, через своих ближневосточных союзников, прежде всего — Саудовскую Аравию. Политолог Сергей Акимов, наоборот, посчитал вероятность влияния внешних игроков на события в Актобе ничтожной. Он, наряду с российским экспертом Андреем Грозиным, высказал предположение, что «какая-то часть элит, таким образом, решила испробовать свои силы». Акимов отметил, что именно на западе страны локализовались достаточно серьезные внутренние элиты, которые порой так или иначе оппонируют центру, в результате чего могли возникнуть подобного рода проявления.

И все же официальной версией произошедших в Актобе событий стало нападение религиозных радикалов, которые получили инструкции из-за рубежа.

Для политолога Султанбека Султангалиева, до сих пор остается неясным, чья рука и для чего нажала на спусковой крючок, организовав этот теракт.

— Прежде всего, сама природа террористического акта в Актобе до сих пор, по крайней мере, лично для меня, остается под вопросом. Ссылка на призыв к совершению теракта одного из религиозных лидеров экстремистов Абу Мухамадда аль-Аднани вызывает у меня законный скепсис. Все же Казахстан находится на периферии боевых действий ИГИЛ и других экстремистских группировок, хотя, конечно, они усиленно ведут свою проповедническую работу и вербовку в нашей стране. С этой точки зрения они не были заинтересованы в том, чтобы привлекать к своей деятельности пристальное внимание казахстанских спецслужб и тем более испытать на себе их суровое возмездие. Так что говорить о том, что подлинные инициаторы теракта известны, еще рано. Остается только надеяться, что для спецслужб они не являются секретом и оперативные меры, в том числе и профилактического характера уже приняты, — говорит политолог.

Причины — в недостатке анализа

Загадкой для политолога остается то, почему властные структуры Актюбинской области и ДКНБ, «проворонили» сам процесс деятельности экстремисткой группировки и их преступный замысел.

— Во-первых, на мой взгляд, одной из весомых причин этому прискорбному факту является то, что у нас совершенно не поощряется развитие регионоведения во всех аспектах имеющих непосредственный прикладной характер – социология, политология, религиоведение. Анализом текущей ситуации в каждом регионе и прогнозированием возможных вариантов развития должны заниматься специалисты, то есть ученые, а не чиновники из департаментов, для которых главное-это показать красивую картинку в процентных соотношениях. Причем местные специалисты, а не заезжие звездно-статусные грантоеды из обеих столиц. Во-вторых, в отношении получения оперативной информации о деятельности религиозных сектантов.

Старый метод КГБ, опирающийся на информаторов, в простонародье называемых стукачами, явно не сработал и вряд ли сработает

Потому что та же группа салафитов, в чей адрес раздаются подозрения, что именно в их среде формируется база потенциальных боевиков — это идейные люди, искренне погруженные в свой мир. Это вам не наша, во многом беспринципная и меркантильная политическая оппозиция. Поэтому в отношении религиозных сект необходим другой формат работы, с внедрением сотрудников нацбезопасности в их ряды, — уверен он.

Корни радикалов — в казахском ауле

После произошедших событий, был принят целый пакет законопроектов, направленных на борьбу с терроризмом. И по словам Султангалиева, некоторые увидели в этом очередное покушение на права человека. Но он считает решение правительства верным.

— По моему личному мнению, когда вопрос стоит о безопасности тебя лично, твоих детей и близких, иллюзорные общечеловеческие ценности в отношении прав человека и гражданина должны отойти на второй план. Предлагаю следовать примеру США. Результаты работы спецслужб уже видны — в Западном Казахстане задержали членов нескольких экстремистских группировок. К сожалению, и в данном случае все перекладывается на силовые органы. Хотя, по большому счету проблема терроризма является комплексной и одними силовыми методами её не решить — это как с сорняком в огороде, сколько её не выпалывай, все равно трава будет расти

Следовательно необходимо масштабное воздействие по всем линиям исполнительной власти, — утверждает политолог.

Султанбек Султангалиев считает, что для профилактики радикализма общества, сегодня требуется исправление плачевного положения в сельской местности.

— Вы были в казахском ауле? Я был. Там живут мои родственники. Впечатление жуткое. Главная почва для экстремизма — это все более ухудшающиеся социально-экономические условия жизни людей. История учит тому, что радикальные настроения растут там, где есть большие проблемы в социальной сфере. Мы именно эта страна.

Прежде чем выращивать слонов толерантности нам необходимо покончить с хаосом в экономических джунглях, — заявляет он.

Нужны реформы в ДУМК

По наблюдениям Султангалиева, антитеррористические меры выполняются спецслужбами на должном уровне.

— Остальные ведомства, на мой субъективный взгляд, выполняют эту работу просто формально. Хотя темпы взятые новым министерством по делам гражданского общества и религий вызывают надежду на то, что тема не будет элементарно «заболтана», как происходит сплошь и рядом, — подчеркивает он.

Что касается эффективности ДУМК, то она у политолога вызывает большие сомнения.

— Бюрократизированная система, в которой чиновники в чалмах не могут составить эффективную конкуренцию проповедникам религиозного экстремизма нуждается в реформировании, — уверен Султангалиев.

По его убеждению, в 90-ые годы, на волне «любвеобильного» либерализма власти Казахстана сделали ошибку, позволив разного рода проповедникам окучивать идеологическую и религиозную почву в стране.

— Более того, идеи некоторых сект проникли в так называемый высший свет и получили весомую моральную и возможно материальную поддержку со стороны некоторых молодых представителей «золотой молодежи», особенно на Западе страны. Данная тенденция ведет к дестабилизации общественной ситуации. Насколько сейчас продолжается покровительство сектантам со стороны туполобых баранов с высшего света сказать невозможно, потому что данная информация лишь на уровне слухов. Крах клана Мусина является позитивным моментом в данном аспекте. Но свои зерна такая политика уже посеяла. Именно Запад является угрозой для современного политического режима. Разрешение дилеммы заключается в череде простых, прежде всего, политических решений, — заключает политолог.

Источник: