Гульназ Раздыкова о двойных стандартах псевдосалафизма

 1937

Недавно в интернете обнаружила обращение одного из лидеров салафитского движения Шейха Аида аль-Карни к своим последователям, где он признался в ошибочности данной идеологии и попросил прощения у жителей Королевства Саудовской Аравии. 

Данное выступление на передаче «Лиуан» журналиста Абдуллы Мудейфир можно назвать поистине историческим. Сам лидер салафитского движения КСА открыто заявляет о своих заблуждениях и признается в ошибочности выбранного пути. В данном интервью шейх Аль Карни признал, что салафизм – это общественное движение, где больше уделялось внимания внешним признакам приверженца идеологии. «Салафитское движение не спустилось с неба, это было общественное явление. Во время короля Фахда салафизм поддерживало государство КСА и образовалось это движение», - подчеркнул шейх.

Шейх признался в том, что призыв салафитского движения был радикальным. Проповеди были больше направлены на внешнее проявление религиозности. Проповедники рассказывали о том, как одеваться, носить бороду, укоротить штаны. Но духовности в их проповедях уделялось мало внимания.

«Да, внешним проявлениям религии уделялось внимание во вред настоящей внутренней духовности. Про «сердечные дела в имане» особо не рассказывалось, а вот активная пропаганда велась про отращивание бороды, про нормы одежды и другие вопросы, которые на самом деле второстепенные», - сказал аль-Карни. 

Шейх открыто признался в том, что лидеры призывали своих последователей относиться с ненавистью к тем, кто выступает против салафитов. «Под предлогом «наставления обществу» мы разделили народ на «Соблюдающих религию» и «Не соблюдающих». Мы пропагандировали жесткие фетвы. Особенно среди молодежи. Мы считали слишком либеральным Совет ученых Муфтията КСА. Шейхи салафитского движения давали фетвы, что телевизор «харам», хотя сами они не были против там выступать. Назвали «харамом» и телевизор, и спутниковые антенны, и съемку на фотоаппарат, и пение песен. В период пропаганды салафитского движения свадьбы превратились в траурные шиитские обряды –хусейнияты. Плакали, рассказывали проповеди про мучения в могиле и т.п. Все это было, и все это неправильно!». – признался шейх.

«Обращаюсь к дорогим братьям-телезрителям! Когда мы говорим о чем нибудь, мы должны соблюдать справедливость, даже с противниками и врагами. «Пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости, будьте справедливы, это ближе к богобоязненности» (Коран: 2,143). Даже когда мы говорим о немусульманах! «Не все они одинаковы. Среди людей писания есть праведные люди, которые читают аяты Аллаха, по ночам, поклоняясь ниц» (Коран: 3. 13)», - сказал Аид аль-Карни.

Шейх сказал зрителям о том, нужно быть максимально справедливыми. «Не будем преувеличивать и преуменьшать», - почеркнул он. Он напомнил, что благодаря активной пропаганде, салафизм стал общемировым движением, многие люди стали ближе к религии, распространился Коран и Сунну Пророка.

Но самой большой ошибкой салафитского движения по словам Аида аль-Карни, стала  пропаганда радикализма и жестокости. Пропагандируя идеологию с азартом, лидеры стали впадать в опасные крайности. «Муфтий Ибн Баз давал нам наставление, чтобы мы были мягче, гуманнее. Мы были молодыми, нас переполняли эмоции и энтузиазм. В самом начале я рассказал про положительные стороны, это я сделал для справедливости, для истории. Задача была «Пропагандировать строгое соблюдение религии», но молодые люди стали приходить в движение с огромным энтузиазмом, стали поддаваться эмоциям и радикализоваться. Особенно это связано с отсутствием знаний», - признался Аль Карни.

Шейх отметил, что салафитское движение проповедовало неправильное отношение к традициям и обычаям.  «В салафитском движении не было ученых. Сидим на некоторых свадьбах от начала до конца, и не слышим там ни одной песни! Приводят проповедника, который рассказывает, что «надо строго соблюдать религию» и т.п. Многие эксперты говорят, что культура празднования в КСА рецессивная. Сейчас, бывает сидишь на свадьбе, и нет никаких проявлений радости... особенно мужчины, сидим, смотрим друг на друга! Но ведь Пророк сказал: «Я был отправлен с легкой религией единобожия» (Хаким). «Эфиопы танцевали в мечети в день праздника» (Бухари), «2 певицы пели в доме Пророка в день праздника» (Бухари).

Аид аль-Карни, признал свои ошибки в данных вопросах, призвал соотечественников, отмечать праздники. «Когда праздник – надо радоваться, когда печаль – надо грустить, когда кто-то умер – там другие мероприятия. Это и есть правильный Ислам. Изучая период салафизма, мы видим все эти ошибки, но мы же не пророки. Все ошибаются в словах и делах, кроме Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) Со временем, с возрастом, с новыми знаниями -  я понял, что все это было неправильно. Эти минусы есть в салафизме!», - сказал он.

По словам аль-Карни, салафитское движение взяло на себя функцию «Призывать к одобряемому и запрещать порицаемое». «При этом проповедники принижали достоинство Совета больших ученых муфтията КСА, давали фетвы, ругали людей за несоблюдение религии. Некоторые эмоциональные молодые люди запретили петь песни, читать стихи, снимать фотографии и тп. Назвали все это «харамом». Да, это можно назвать «общественными заповедями». «Но в правильном Исламе нельзя так вмешиваться в жизнь людей! Аллах Всевышний говорит: «Ты не властен над ними» (Коран: 88, 22). А также: «Разве ты стал бы принуждать людей» (Коран: 10,99). Но как только какой-нибудь шейх окружает себя последователями, он говорит: «Вот такое-то я отрицаю, и это харам!» Все это было ошибкой, все мы через это прошли. Также ошибкой салафитского движения является – жестокость в призыве. Как буд-то есть только Ад, а Рая не существует. Есть только Мучения, а Милости Аллаха – нет. А Аллах Всевышний упоминает эти вещи вместе. Наказание Аллаха сурово, но Он также обладает безграничным прощением!» - говорит шейх.

Шейх процитировал слова из Священного Корана: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины» (Коран: 2,143). «Мы отправили тебя только как милость для миров» (Коран: 21, 107). Пророк сказал: «Я был отправлен с легкой религией единобожия» (Хаким). «С сегодняшнего дня я перестаю усложнять религию, буду облегчать. Перестаю пугать людей религией, буду их радовать. Перестаю слепо следовать, буду двигаться к реформам, к великодушности и светскости, каковой и должна быть наша религия!» И всему миру скажем, чтобы пришли к нам! «Призывай на путь Господа с мудростью и добрым увещеванием» (Коран: 16, 125).  Хвала Аллаху, мы поняли это с возрастом, через чтение Священных текстов и толкования ученых. Я уже не тот 24-летний парень из салафитского движения, я полностью изменился. Я посетил 40 стран, прочитал тысячи книг, консультировался с мудрыми людьми. И на этом все!», - сказал шейх.

В прямом эфире на данной передаче один из самых главных идеологов салафитского движения Шейх Аид аль-Карни – один из известных проповедников салафизма, открыто признался в том, что лидеры движения, проповедуя ложную идеологию, совершили несправедливость по отношению к  людям. «Я человек, а не пророк! От имени всего салафитского движения, открыто и храбро заявляю! Если мы не будем открыто и храбро говорить – то нет в нас никакого блага! Все мы ошибаемся, всех нас опровергают, кроме Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!). От имени всего салафитского движения, прошу простить наши ошибки, прошу простить нас за то, что усложнили религию.  Которое противоречит Корану и Сунне. Ислам – легкая религия. Наш призыв противоречил гуманной религии, которая ниспослана милостью для миров, и мы притесняли людей. Я прошу прощения у народа КСА, от имени всего салафитского движения, присутствующих и отсутствующих. Я подчиняюсь истине! Если мне кто-то доказывает истину аятами и хадисами, то я принимаю! С сегодняшнего дня я практикую открытый на весь мир, гуманный и умеренный Ислам, к которому призывает наследный принц Мухаммад ибн Сальман», - сказал Аид аль-Карни.