Имамы-интеллектуалы нужны Казахстану сегодня — религиовед

 803

В Казахстане в очередной раз официально подняли вопрос салафизма. Профессор кафедры религиоведения ЕНУ им. Л. Гумилева Асылбек Избаиров в интервью «Саясат» отмечает: в Казахстане приняты в религиозной сфере на вооружение два важных с практической стороны документа.

На днях глава государства провел встречу с духовным управлением мусульман Казахстана, где поднял вопрос о влиянии и внешнем виде. Если обращаться к мировому опыту, как подобные вопросы решают другие государства и какие у них результаты?

В разных странах по-разному этот вопрос решается. В соседних республиках дело доходит чуть ли не на уровень закона. Были задержания, были радикальные меры. Есть европейский пример. Вообще вопрос не во внешности, а вопрос в идеологии. Если посмотреть теракты, то их исполняли люди  без бородок, то есть похожие на светских людей. Пытаясь искать что-то во внешнем образе, мы рискуем уйти в другую плоскость. Тем  более Казахстан в Совбезе ООН, у нас проводится ЭКСПО, Казахстан имеет свою позицию, такие радикальные меры - это путь в никуда. Просто тут неправильная интерпретация слов главы государства.

Насколько остро стоит вопрос между традиционным исламом и новыми течениями? Есть ли между ними конфликт? Могут ли они  сосуществовать вместе?

Конфликт присутствует. Новые течения – это параллельный ислам со своей позицией. Но так или иначе когда есть разные позиции, возникает конфликт. ДУМК, который выступает с позиции государства, должен строить свою позицию на позиции консолидации, а не конфликтов.

На 2-м Форуме имамов «Ислам и цивилизация», организованном Духовным управлением мусульман Казахстана, обсуждались и были единогласно одобрены два документа, подготовленные ДУМК – концепция «Лучший интеллектуальный имам ХХІ века» и «Традиционный ислам – мазхаб Абу Ханифы». Какую оценку можете дать этим документам?

Практическое значение документов большое. Мы должны вырабатывать интеллектуальных имамов, это критерии, которые касаются обучения  и переквалификации. Требования есть к имамам как к людям общественным, которые должны уметь отвечать на вызовы, может быть даже радикализма, хотя в этой позиции, я придерживаюсь другого мнения. Вопросы противодействия – к компетенции КНБ, а ДУМК касается вопросов, например, что такое традиционный ислам, который есть выражение консолидации общества, содержания ислама. В целом, ДУМК должен доносить до общества, что такое традиционный ислам.

Есть ли в Казахстане проблема соотношения светскости и религиозности, на ваш взгляд?

Светский образ – это равноудаленность от всех течений. Государство должно выступать как орган наблюдающий, контролирующий. Если государство войдёт в эти отношения, оно станет субъектом. Это, во-первых. Второе  - в плане светскости и духовности были перекосы, попытки – те же намазхана, светскость – это принцип госуправления. Президент четко обозначил, что светскость – это не значит атеистичность. Мы четко должны соблюдать эти грани.

Источник: