Информационная война, или Бомбардировка любовью

 1501

Употребление терминов «безбожник» и «кафир», а также «сектант», «радикал», «экстремист» одинаково оскорбительно и может стать предметом судебного разбирательства. «Достоверно, беспристрастно, корректно!» – понятия, являющиеся девизом уважающего себя профессионального журналиста.

Придерживаться этого правила с особой строгостью и вниманием нужно при освещении в СМИ темы религии, вероисповедания. Об этом говорилось на семинаре для работников печатных и электронных изданий, телевидения и радио, который прошел в Семее. Организаторы тренинга – общественный фонд «Шыгыс жастары» при поддержке городского отдела внутренней политики. Вела семинар Индира Беркимбаева, директор информационноаналитического центра «Парасат», член республиканской информационно-разъяснительной группы по вопросам религии.

Необходимость проведения обучающего мероприятия была продиктована актуальностью темы. В настоящее время существует много религиозных объединений различных конфессий, разобраться в которых неподготовленному человеку проблематично. Мы живем в светском государстве, где не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Да, есть традиционные религии. Ни для кого не секрет, что православных и мусульман у нас больше, чем, скажем, католиков, протестантов и представителей других религий и атеистов. Так, только в Семее официально зарегистрировано 35 религиозных объединений. Из них 19 мусульманского, десять протестантского, четыре православного и два католического направлений.
Как сообщается на официальном сайте комитета по делам религий Министерства по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан, по результатам первого квартала 2018 года в стране зарегистрировано 3715 религиозных субъектов, представляющих 18 конфессий: 2592 – исламские, 337 – православные, 85 – католические, 589 – протестантские, 60 – свидетели Иеговы, 26 – новоапостольские, 8 – общество сознания Кришны, 7 – иудейские, 6 – бахаистские, 2 – буддистские, 2 – мормонские, 1 – мунитское. Однако это не значит, что у тех, кто посещает мечеть или православный храм, прав больше, чем у других.

Государственная политика в сфере религии направлена в целом на обеспечение стабильного поступательного развития страны, гарантирование признанных прав и свобод человека и гражданина, духовное возрождение общества на базе признанных общечеловеческих и религиозных ценностей. Большую настороженность граждан, в том числе и журналистов, вызывают объединения нетрадиционного толка. Это обусловлено тем, что мы уже достаточно обожглись на молоке, и теперь дуем на воду. За почти 30-летнюю историю независимости мы видели многое.

Были среди новоявленных миссионеров и волки под овечьей шкурой, причинившие вред доверчивым гражданам. Какие же религиозные объединения считаются деструктивными? Во-первых, объединения, призывающие к насилию, свержению конституционного строя, смене власти. Во-вторых, те, которые наносят вред обществу или членам организации. Вред может быть физическим, психологическим, материальным.

Кроме того, деструктивными признаются организации, представляющие потенциальную опасность нанесения такого вреда гражданам и государству. Например, два года назад был случай в Павлодарской области, где мать отказалась от переливания крови своему больному ребенку по соображениям веры. По заявлению родственников женщину лишили родительских прав и оказали медицинскую помощь ребенку. Не так давно в правоохранительные органы обратилась мать 19-летней девушки, которая попала под влияние одного из членов не зарегистрированной в Казахстане религиозной организации. После нескольких лет общения в социальных сетях юная гражданка собралась выехать на постоянное место жительства в Бангладеш. Предварительно она съездила по туристической путевке в эту страну и повидалась с мужчиной, который настойчиво ее приглашал. Девушке все понравилось, однако мать была в ужасе от того, что практически теряет дочь. Уехать в незнакомую страну непонятно к кому, сменить гражданство, только потому, что дочь нашла «духовного гуру», показалось матери очень опрометчивым поступком. Неизвестно, как могла бы сложиться дальнейшая судьба этой девушки, если бы родительница вовремя не забила тревогу и не отговорила дочь покидать страну. Хотелось бы верить в историю со счастливым концом, но нельзя исключать, что девушку могла ждать незавидная роль личной рабыни гуру либо работницы секс-индустрии.

У нас в стране есть две категории религиозных объединений: те, которые разрешены, то есть официально зарегистрированы, и те, которые запрещены. Однако это не значит, что незарегистрированные организации не раскидывают свои пропагандистские сети – они продолжают вербовать граждан нелегально. Сегодня проповедники уже не ходят по улицам с книжками и не стучатся в двери квартир, так как это запрещено законом. Как и проповедование вне стен культовых сооружений, а также проведение религиозных обрядов и богослужений в общественных местах и в государственных учреждениях. Они ведут свою пропагандистскую деятельность в социальных сетях. Объект для бомбардировок религиозные деятели из объединений, признанных деструктивными, находят на посещаемых сайтах и чатах.

Например, под какой-либо обсуждаемой новостью они закидывают наживку в виде комментариев. Если потенциальные жертвы клюют на нее, то они развивают тему, подогревая интерес собеседника. Далее они находят его личную страничку, где можно узнать практически все, и просятся в друзья.

«Бомбардировка любовью» – это название нового метода, которым пользуются современные охотники за душами. Что же это за метод? Все очень просто. Это когда человека, которого хотят привлечь в круг новоиспеченных адептов того или иного религиозного объединения, люди, уже состоящие в данном объединении, окружают вниманием и заботой, вникают в его проблемы и иногда оказывают реальную помощь. Они ведут задушевные разговоры, чтобы выведать надежды и мечты, страхи и привязанности, слабые струнки и комплексы, ожидания и амбиции, желания и интересы. Располагая информацией о человеке, миссионер может им манипулировать, искусно используя похвалу или лесть, намеренно обманывая и хитро уклоняясь от ответов на задаваемые вопросы. По сути, они являются вербовщиками. Они умеют задеть за больное и эффективно воздействовать на человека через его слабые места. Слабым местом могут быть проблемы с любимыми, родителями, членами семьи, в школе, в университете, на работе, смерть родного или близкого человека, переезд в новый город… Опытный вербовщик старается заинтересовать человека своей эрудицией, тонкостью, интеллектом и искренностью. При этом он ставит перед собой задачу рассказывать о себе и группе как можно меньше. Такой несбалансированный обмен информацией обязательно должен насторожить, даже если на первый взгляд показалось, что вы подружились с хорошим человеком. Но, как показывает практика, после такого «медового» месяца наступает время, когда от нового адепта требуется уже доказать свою любовь и преданность реальными делами, чаще всего в виде материальных пожертвований.

Уходя в деструктивные течения, многие люди меняют имена, бросают семью, учебу или работу, переписывают на эту группу собственность и даже отправляются за тысячи километров от родного дома. Эти агенты из деструктивных течений никогда не признаются, что занимаются вербовкой. Если их спросить, они скажут, что делятся важной информацией и хотят, чтобы люди над ней самостоятельно поразмышляли. Но они не говорят, что им установлены вербовочные квоты. Многочисленные филиалы деструктивных организаций, куда вербуют ничего не подозревающих людей, открываются под другими названиями. В большинстве своем наши граждане уже научились различать под масками истинные лица «проповедников».

Более 88,4% населения поддерживают политику государства в сфере религии и проявляют неприятие к деструктивной деятельности в религиозной сфере. Результаты социологического исследования, проведенного в четвертом квартале 2017 года, показывают, что значительная часть опрошенных, то есть 84,9%, считают себя верующими, 14,5% – не верующими и агностиками. Из числа верующих только 16,7% относят себя к практикующим верующим, а около 68,1% уверенно отнесли себя к умеренным (непрактикующим) верующим, 0,1% верят в бога, но не в церковь.

При комитете по делам религий действует республиканская информационноразъяснительная группа по вопросам религии, в состав которой вошли депутаты Парламента, известные общественные деятели, представители научно-экспертного сообщества, государственных органов, организаций и НПО. Уполномоченный государственный орган следит, чтобы религиозные объединения соблюдали нормы закона, которые иногда допускают административные нарушения. Так, в 2013 году было выявлено 282 административных правонарушения, в 2014 году – 153, в 2015 году – 120, в 2016 году – 119 фактов. В 2017 году выявлено 311 фактов, из которых большая часть касается ст. 490 Кодекса РК «Об административных правонарушениях».

Источник: