Интервью с начальником отдела по религиозному образованию и науке ДУМК Бахтыбаем Бейсембаевым
В адрес руководства Духовного Управления Мусульман Казахстана в последнее время со всех сторон сыплются обвинения в преступном бездействии и некомпетентности в вопросах противодействия религиозному экстремизму. Мол, из-за вяло поставленной профилактической работы ДУМК в плане просвещения населения, всё больше молодых людей в нашей стране становятся приверженцами исламского радикализма.
Ещё больше достаётся муфтияту за уровень образования и квалификации казахстанских имамов, который, по мнению большинства независимых специалистов-теологов, оставляет желать лучшего. Ведь до сих пор во многих провинциальных мечетях работают имамы и муллы — самоучки, которые не имеют ни среднего, ни высшего религиозного образования. В самом Духовном Управлении не хватает опытных кадров, не говоря уже о районных медресе и мечетях. Стоит ли удивляться тому, что за малообразованными пастырями идёт столь же неграмотная паства, которая, как губка, впитывает чужеродные, экстремистские идеи и распространяет их среди других соотечественников.
«Радиоточка» выясняла, как муфтият решает проблему квалифицированных кадров и противостоит распространению исламского радикализма в Казахстане. За комментариями мы обратились к начальнику отдела по религиозному образованию и науке ДУМК Бахтыбаю Бейсембаеву.
Дефицит квалифицированных кадров
— Есть ли у Духовного Управления образовательная программа, которая направлена на повышение квалификации действующих имамов и подготовку молодых специалистов?
— Безусловно. Это «Концепция развития религиозного образования ДУМК до 2020 года», принятая в прошлом году по поручению главного муфтия Казахстана Ержана кажы Малгажыулы. В её рамках прописана программа «500 просвещённых имамов современности», которая направлена на повышение квалификации наших священнослужителей и укрепление их авторитета. Мы планируем, что через 4 года 500 имамов крупных мечетей городского и областного уровней будут обладать двумя высшими образованиями — религиозным и светским. Они будут всесторонне развитыми, политически грамотными и коммуникабельными священнослужителями, которые смогут грамотно работать с различными категориями людей.
— Откуда взялась эта цифра — 500? Почему не 1000 или 100?
— Мы провели свои расчёты и выяснили, что около 500 человек работают на районном и городском уровнях. Именно они, в первую очередь, должны иметь два высших образования.
— Хорошо. Сколько имамов насчитывается сегодня в Казахстане? Многие из них имеют высшее и среднее религиозное образование?
— Сегодня в Казахстане работают 3611 имамов. Из них 15% (это 585 человек) имеют высшее образование и 22% (797 человек) среднее. Ещё 63% имамов окончили краткосрочные подготовительные курсы.
— Получается, что 63% казахстанских имамов — это самоучки, окончившие всего лишь подготовительные курсы? Как же с таким низким уровнем знаний они могут проповедовать в мечетях, приобщая прихожан к азам истинного ислама и веротерпимости?
— К сожалению, уровень образования большинства наших имамов и мулл сегодня оставляет желать лучшего. Среди них много самоучек, которые ещё в советские времена и на заре независимости нашей страны самостоятельно выучили 20 сур Корана и освоили арабский язык на бытовом уровне или же прошли краткосрочные курсы при медресе. Вот они годами и десятилетиями работают в маленьких провинциальных мечетях, заслужив тем не менее уважение местной паствы. Из-за того, что у нас не хватает квалифицированных священнослужителей, мы вынуждены терпеть такое положение дел. Надеюсь, что через пару лет ситуация изменится, и процент образованных мулл и имамов в нашей стране увеличится в разы.
— ДУМК наверняка с определённой периодичностью проводит аттестацию имамов и мулл. Неужели самоучки проходят её?
— Мы проводим аттестацию один раз в три года. Тех, кто показал слабый уровень знаний, мы или сразу увольняем или понижаем в должности, давая шанс сдать в следующий раз строгий экзамен.
— Сколько сейчас приходится прихожан на одного имама? И все ли они придерживаются традиционного для нашей страны ханафитского мазхаба?
— На одного имама сегодня приходится около 12 тысяч прихожан из числа мусульман-суннитов. Что касается второй части вашего вопроса, то мазхаб — это школа шариатского права. ДУМК официально придерживается ханафитского мазхаба. Я не могу говорить, что все казахстанские мусульмане его придерживаются, потому что есть последователи других исламских школ. Например, это шафииты и шииты. Этих школ придерживаются различные этносы, проживающие в нашей стране.
Зарубежное обучение
— Сколько казахстанцев в настоящее время обучается за рубежом? В каких ВУЗах, по каким специальностям и сколько лет?
— В настоящее время более 200 казахстанских студентов получают знания в 5 ведущих академиях Египта, Турции и Малайзии. Они учатся 4 года тем специальностям, которым не обучают пока в наших религиозных ВУЗах. Например, исламскому праву и исламской экономике, поэтому их специальность звучит, как исламовед. Кроме того, нашим студентам преподают такие светские дисциплины, как социология и политология.
— Кто их отправляет за рубеж: ДУМК, международные исламские организации, частные спонсоры или госструктуры?
— Их отправляет ДУМК совместно с комитетом по делам религии министерства культуры и спорта РК.
— Каковы требования к кандидатам?
— Если кандидат собирается получать за рубежом высшее религиозное образование, то у него на руках должно быть соответствующее заявление, направление с места работы и документ, удостоверяющий его среднее или высшее религиозное образование. Главное требование к кандидату — это свободное владение арабским языком и знание основ шариата, сур Корана.
— Сколько человек претендует на одно место?
— Конкурс солидный. Например, из 70 кандидатов, пожелавших обучаться в Египте, мы отобрали только 16 человек. Из 100 желающих получить образование в Турции конкурсный отбор прошёл только 31 человек.
— За чей счёт они получают образование за рубежом?
— В основном за счёт принимающей стороны. В Турции, Малайзии и Египте предусмотрены специальные квоты и бесплатные гранты для обучения иностранных граждан, поэтому мы и направляем наших слушателей в ВУЗы этих стран. К примеру, очень много казахстанских слушателей хотят попасть в турецкую академию Хасеки, так как её руководство полностью берёт на себя затраты на их обучение. Или в египетскую «Аль-Азхару», которая считается одной из самых престижных в мире.
— Если не секрет, сколько стоит сейчас годичное образование в казахстанских религиозных ВУЗах и сколько в зарубежных?
— В нашей стране год обучения в исламском университете стоит 300-400 тысяч тенге. За рубежом около 1-1,5 миллиона тенге в год.
— Стоит ли овчинка выделки? Может, стоить обучать будущих имамов здесь, в родной стране?
— Так большая часть слушателей и получает образование здесь, в Казахстане. Повторюсь, мы отправляем за рубеж наших слушателей только для того, чтобы они получили два высших образования, к тому же по востребованным в нашей стране религиозным специальностям. К примеру, нам нужны такие узкие специалисты, как хадисоведы и корановеды.
— Как вы боретесь с распространением радикальных идей среди слушателей? У вас есть возможность периодически выезжать за рубеж, чтобы отслеживать ситуацию?
— Лично я и один заместитель главного муфтия постоянно следим за тем, чтобы наши слушатели за рубежом не набирались саляфитских идей. Два раза в год мы сами выезжаем за рубеж и проверяем всё ли в порядке, проводя с нашими ребятами беседы в неформальной обстановке. Кроме того, мы постоянно ведём переписку с ними по электронной почте, а наши имамы на местах общаются с их родителями, чтобы прозондировать почву, понять, с чем делятся их сыновья в частных беседах. Беспокоиться не о чем: никаких фактов вовлечения казахстанских слушателей в запрещённые в стране их пребывания экстремистских группировках зарегистрировано не было. Когда слушатели приезжают на каникулы в родные места, то они по мере своих сил и возможностей помогают местным имамам.
— Вы приглашаете в Казахстан преподавателей из-за рубежа?
— Приглашаем. Вот недавно, в Астану приехали 16 преподавателей-богословов из Египта. Они вошли в состав нашей конкурсной комиссии для приёма экзаменов у кандидатов. В нашем алматинском исламском университете «Нур Мубарак» египетские преподаватели тоже давно и успешно работают. Они помогают нам в профилактике и противодействии религиозному экстремизму. И это одна сторона сотрудничества, а у нас много направлений. Всего в Казахстане работают 20 зарубежных миссионеров-исламоведов.
Квалификация имамов
— С какой периодичностью повышают свою квалификацию наши действующие имамы? Где и как?
— Имамы регулярно повышают уровень своей квалификации. Например, в прошлом году 242 имама повысили свои знания на двухмесячных курсах в Исламском институте повышения квалификации при ДУМК. Кроме того, в 5 медресе, расположенных в городах Павлодар, Тараз, Шымкент, Сарыагаш и Актобе, были организованы трёх, семи- и десятидневные учебные курсы повышения. Их прошли свыше 1000 священнослужителей.
— Есть ли в нашей стране религиозный университет, который соответствует всем современным мировым критериям?
— Есть, это алматинский университет «Нур Мубарак», который считается одним из ведущих в среднеазиатском регионе. Он готовит квалифицированных специалистов по дисциплинам «религиоведение», «исламоведение» и «арабская филология». Там также предусмотрены светские образовательные дисциплины. Выпускникам университета присваивается степень бакалавра и выдаётся диплом государственного образца. Мы стремимся повысить качество образования в «Нур-Мубараке» до уровня ведущих теологических высших учебных заведений мира.
— Я знаю, что «Нур Мубарак» — это совместный казахстано-египетский просветительский религиозный проект. Чем он ещё примечателен, кроме этого?
— При «Нур Мубараке» открылся институт, где проходят переподготовку действующие имамы по вопросам профилактики экстремизма. Там есть магистратура и докторантура. Кроме того, там обучают методике, как работать против сектантов.
— Каков преподавательский состав университета?
— В «Нур Мубараке» преподают как наши преподаватели-богословы, так и приглашённые из Египта, Турции и России преподаватели. Большинство из них имеют научные степени. Например, двое окончили докторантуру, 45 — магистратуру, 947 — бакалавриат.
— Сколько в Казахстане насчитывается средне-специальных учебных заведений?
— На средне-специальном уровне работают 9 медресе, приравненные к колледжам. Там обучают основам ислама и общественным предметам, например, риторике и психологии. Выпускники таких медресе получают диплом государственного стандарта и могут трудоустраиваться не только в систему ДУМК, но и в другие учреждения, где требуются специалисты-теологи.
— Я спрашиваю вас потому, что за рубежом есть такие сомнительные учебные заведения среднего звена, как марказы и худжры. Именно они зачастую взращивают воинствующих адептов ваххабизма и пропагандируют джихад. Вот я и интересуюсь: не пытался ли никто из выпускников и преподавателей таких заведений пролоббировать открытие в Казахстане марказов и худжров?
— Отвечу так: ДУМК не собирается ни открывать в нашей стране такие заведения, ни отправлять за рубеж кандидатов для обучения в марказах.
Государственная политика
— Как ДУМК проводит профилактику религиозного экстремизма?
— В целях профилактики экстремизма мы активизировали информационно-разъяснительную работу с населением и консультативную помощь государственным органам. Мы также занимаемся реабилитационной работой среди осуждённых за экстремизм и терроризм лиц. Для этого проводим в исправительных колониях просветительские беседы с осуждёнными, оказываем им моральную и психологическую помощь, прививаем им ценности традиционной религии. Кроме того, Совет Улемов ДУМК выпускает фетвы по важным религиозным вопросам. К примеру, мы осудили «такфиризм» как явление, не совместимое с традиционными ценностями ислама.
— Кто агитирует население придерживаться официальных догм?
— Этим занимаются 6 информационных групп, в состав которых входят наиболее опытные имамы и теологи. Они уже объездили практически всю страну и провели свыше 40 тысяч встреч, в ходе которых доносили до населения основы традиционной религии. Они прививают умме уважение к народным традициям и к государственной власти, и терпимость к представителям других верований и культур.
— Как могут желающие связаться с вами, чтобы получить разъяснения на религиозные вопросы?
— У нас есть сайт для фетв www.fatua.kz. Желающие могут также зайти на сайт ДУМК, где указаны все контактные номера телефонов. Есть собственные сайты у всех крупных мечетей.