История Бога. 4000 лет исканий…

 4246
Татьяна ЛИПИНА, магистр религиоведения

Книга Карен Армстронг «История Бога. 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе» является одним из фундаментальных трудов в религиоведении

Доктор Армстронг – достойная продолжательница пути основателя сравнительного религиоведения Макса Мюллера, внесшего неоценимый вклад в развитие религиоведения.

Вкратце суть сравнительного религиоведения можно выразить словами самого Макса Мюллера: «Кто знает одну религию – не знает ни одной». Потому не случайно, что книга представляет собой попытку компаративного анализа идеи Бога в авраамических религиях. Множество работ, как самих теологов, так и религиоведов, посвящено изучению данной темы. Однако особенный методологический подход сравнительного религиоведения в данной книге позволяет многим людям, в том числе и имеющим представление хотя бы об одной авраамической религии, узнать новые и общие грани в этих религиях, черты понятия «бог», которое формируется на протяжении более 40 веков.

Сама тема является, безусловно, самой сложной в истории изучения религий. На протяжении порядка 4000 лет существования иудаизма, более 2000 лет христианства и около 1400 лет с начала мусульманского летоисчисления природа монотеистического Бога является самой дискуссионной и многосторонней темой.

Бог племени или Бог всех народов, Бог в трех лицах, взаимоотношения которых между собой до сих пор являются для многих нераскрытым вопросом, насколько Бог антропоморфен, произошло ли зло от Бога как добро, произошли ли они оба от Бога, Бог вне мира или в мире – эти и невероятное множество других вопросов становились не только предметом научных и теологических споров, но и способствовали тому, что община верующих раскалывалась на несколько исповедующих новые учения сообществ, меняя весь ход истории, «перемещая» народы по всей планете.

Карен Армстронг задается вопросом, как менялись эти представления о Боге, что на это влияло и какими были последствия как для других религий, так и всего человечества в целом.

В ходе анализа автор приводит понимание сверхъестественного в неавраамических религиях – политеистическом индуизме и мировой религии буддизме и др. Подобный всесторонний охват демонстрирует в некоторой степени всю уникальность возникновения иудейских, христианских и исламских представлений о Боге. В то же время помогает осознать, какое колоссальное влияние было оказано более ранними религиозными практиками и учениями на развитие указанных религий, так как в каждой из них так или иначе обнаруживаются элементы политеистических верований.

Исключительное многообразие рассматриваемых в книге работ по религиоведению, теологии, истории религии и социологии религии, феноменологии, этнографии и т.д. демонстрирует глубину проработки источников по теме. Автор, несомненно, использует и сами канонические тексты.

Помимо высокой общемировой научной и культурной значимости данная книга обладает особой мировоззренческой ценностью для нашей страны.

Это связано с тем, что Казахстан, территория которого исторически находилась на пересечении крупных цивилизационных путей, испытывал культурное и духовное влияние множества народов. При этом на территории Казахстана сформировалась собственная идентичность. Изначальное коммуникативное многообразие стало одной из причин толерантности к другой культуре. В силу кочевого образа жизни, когда человек мог оказаться на любой территории  и выжить можно было только благодаря помощи другого человека, развилась традиция гостеприимства по отношению к любому человеку вне зависимости от его этнической, религиозной или иной принадлежности. В годы независимости мирное существование этносов и конфессий стало одной из ключевых черт внешнеполитического бренда. Крупным мероприятием в этом направлении стал проводимый каждые три года Съезд лидеров мировых и традиционных религий.

То есть в стране в общественном и политическом дискурсах совершенно явно присутствует тема диалога религий, культур, соответственно, религиозных мировоззрений и представлений. Несмотря на то, что в ходе диалога не затрагиваются доктринальные основы религии, тем не менее именно они позволяют воспринимать и «слышать слово» другой религии. И именно некое единство религий является одним из латентных тезисов книги Карен Армстронг.

Между религиями гораздо более общего, нежели в них представляется, особенно если проследить истоки учения каждой из них. В частности, это касается авраамических религий – иудаизма, христианства, ислама, которые и относятся к данной группе, потому что признают пророческую миссию Авраама.

Потому сложно переоценить значимость перевода книги Карен Армстронг «История Бога. 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе» для казахстанцев. Сфера религиоведения нуждается в подобных работах, тем более учитывая все растущий удельный вес абитуриентов, поступающих на казахское отделение в вузе. Перевод книги поможет обучающимся, как, впрочем, и всем интересующимся читателям, на казахском языке раскрыть многообразие методологического осмысления религиозного феномена.

Источник: