"Как быть истинному мусульманину, когда в TikTok высмеивают Коран?" - мнение казахстанского имама

 865
Ахмет Талапулы, www.caravan.kz

Современный ислам рассматривает Интернет как благо. ДУМК одобряет использование социальных сетей, но есть и некоторые подводные камни.

Жизнь современного человека уже невозможно представить без Интернета, социальных сетей и популярных приложений. Однако Всемирная паутина - это не просто изобилие разнообразной информации, но и отличная возможность для миллионов пользователей поддерживать связь друг с другом и делиться интересным контентом.

В целом социальные сети имеют массу как плюсов, так и минусов. Одним из их основных положительных качеств является то, что они дают возможность людям поддерживать связь и общение друг с другом вне зависимости от времени суток и расстояния.

Но есть и обратная сторона медали: соцсети зачастую вызывают особую зависимость: виртуальная действительность заменяет реальную, и тут человек может столкнуться с множеством соблазнов, совладать с которыми может далеко не каждый. Неприемлемый контент, распространение идей экстремизма, непристойные предложения, распространение информации, оскорбляющей чувства верующих, и многое другое, что ни в коем случае не соответствует канонам ислама и никакой другой религии в мире.

На этом фоне возникает вопрос: дозволительно ли мусульманам пользоваться многочисленными интернет-ресурсами и быть активными участниками социальных сетей?

Накануне казахскоязычные СМИ опубликовали мнение одного из представителей ДУМКа (Духовное управление мусульман Казахстана) касательно популярной соцсети TikTok и о том, как к ней стоит относиться верующим людям нашей страны, а именно: стоит ли считать использование этого приложения харамом. 

"Количество пользователей этого приложения в нашей стране растет с каждым днем. В сети TikTok пользователь записывает короткие видеоролики, используя готовые аудиофайлы. Его часто используют молодые люди для развлечения.

Это правда, что в TikTok открыто одетые девушки часто танцуют перед камерой, а парни демонстрируют свое озорное поведение. В TikTok много издевок и оскорблений. Молодые люди воспринимают это как шутку. Были случаи, когда высмеивали Коран и известных людей. Подростки, не знающие, что такое белое, а что - черное, повторяют эти действия и вредные привычки. Найдутся и те, кто снимает видеоролики на важные темы.

Ислам позволяет использовать современные технологии, инновации, в том числе Интернет. Но необходимо, чтобы это было в рамках шариата. Поэтому, общаясь с другими через Интернет, мусульманин должен помнить, что он должен делать то, что разрешено шариатом, и избегать того, что запрещено", - считает представитель ДУМКа.

В той публикации также говорится, что прежде всего у человека, сидящего в Интернете, должны быть добрые намерения. Надо быть набожным, добрым и воспитанным. Нужно избегать бесполезных и бессмысленных вещей. Верующий не должен тратить свое время зря, должен правильно использовать жизнь, которую дал Бог, и не забывать, что он будет отвечать за каждый поступок на том свете. Время, силы, деньги и внимание мусульманину следует тратить только на полезные дела. Также нельзя распространять в Интернете ложные сообщения, изображения и видеоролики. Запрещено кого-либо дискриминировать или высмеивать. Попытки рассмешить людей в нашей религии недопустимы. Особое внимание необходимо уделить вопросу чести и достоинства. Очевидно, что безразличие к этому приведет к различным проблемам в обществе. Примеры включают супружеские ссоры, разводы, распущенность и провокации.

"Таким образом, запрещено публиковать бессмысленные, непристойные видео в сети TikTok, просматривать их, а также тратить время на то, чтобы сидеть в Сети, – это харам. Мусульманину лучше по возможности воздерживаться от подобных действий", - сказал в заключение представитель ДУМКа.

В одной из публикации на портале Dixinews.kz отмечалось, что современный ислам, не считая его радикальных ответвлений, рассматривает Интернет как благо. ДУМК одобряет использование социальных сетей для того, чтобы развивать связи внутри национальных и религиозных сообществ, рассказывать немусульманскому миру о внутренней жизни ислама и бороться с негативными стереотипами. Духовные лидеры руководствуются важным в исламе правилом, основанным на хадисе (изречении пророка Мухаммеда): "О действии судят по намерению". При хорошем намерении уместны любые современные технологии. Однако сами представители мусульманского духовенства практически не имеют аккаунтов в социальных сетях, отдавая эту часть светской жизни на откуп рядовым верующим.

С 2013 года комитет по делам религий реализовывает проект по обеспечению деятельности интернет-портала «Kazislam», который направлен на предоставление верующим или интересующимся религией гражданам неискаженной информации о духовно-культурных ценностях традиционного ислама, пропаганду казахстанских традиций, духовности и культуры, а также сведений, раскрывающих деструктивные идеи и деятельность исламских течений радикального характера. Также комитет по делам религий осуществляет сопровождение четырех популярных сообществ («Қазақстан дінтанушылары/Религиоведы Казахстана», «Дін және заман/Религия и современность», «Дін әлемі/Мир религии», «Өмір жайлы») по обсуждению религиозной тематики в социальных сетях «Facebook.com», «ВКонтакте», «Twitter» с читательской аудиторией в несколько сотен тысяч человек.

Но что можно сказать о соотношении ислама с современными информационными технологиями, социальными сетями и различными приложениями в Казахстане на сегодняшний день? Насколько религия, духовенство и сами верующие люди нашей страны идут в ногу с развитием современных технологий и взаимодействуют с ними? И насколько остро стоит вопрос о публикации и распространении неприемлемого с канонической точки зрения контента? За подробным комментарием по этим вопросам корреспондент медиа-портала Caravan.kz обратился к отечественному эксперту, главному имаму города Жезкента (Восточно-Казахстанская область) Рамилю Рахимбаеву.

- Ислам - религия, обращенная в будущее, - отметил специалист в начале беседы. - Это современная религия, которая идет в ногу со временем. Казахстанское духовенство также отлично взаимодействует с современными технологиями. К примеру, в 2020 году в связи с коронавирусом большую популярность обрели онлайн-проповеди. Просторы Интернета не чужды как для верующих, так и для самих служителей ислама. В Казахстане это очень хорошо развито. Практически во всех мечетях проведен Интернет, а имамы и муллы активно пользуются различными соцсетями.

- Согласны ли вы с вышеописанным мнением одного из представителей ДУМКа о том, что популярное приложение TikTok следует приравнять к хараму? И насколько остро и актуально, по-вашему, стоит этот вопрос в целом?

- К сожалению, я не знаком с этим приложением, чтобы ответить более конкретно на ваш вопрос. Но об одном я могу сказать точно: во всем должна быть умеренность. Если пользователи действительно высмеивают Коран и чувства верующих - это неправильно, для истинного, праведного верующего практически нет ничего больнее. В качестве примера можно вспомнить карикатуры на пророка Мухаммеда (саллаллаху алейхи ва саллям), которыми были возмущены мусульмане всего мира. Надо быть очень осторожным, бдительным и осмотрительным. Я не могу рассуждать о том, харам TikTok или халяль, но, повторюсь, во всем должна быть умеренность. 

- Не могли бы вы дать небольшое пояснение, как истинному и праведному мусульманину следует вести себя в Сети, учитывая тот факт, что Интернет – это широчайшая площадка, где люди могут публиковать и высказывать абсолютно все?

- Ислам - религия знаний. На третьем месте по числу упоминаний в священном мусульманском писании следует слово "ильм" (знание) - 750 раз. Как известно, знания бывают неопосредованными и опосредованными. Неопосредованные знания даются человеку Аллахом с момента его рождения путем умозрительного постижения окружающего мира. Опосредованные же знания могут быть получены путем умственного труда, специального изучения различных наук, проблем. И человек, который стремится к знаниям, вправе использовать для этого современные технологии. На сегодняшний день мы имеем множество интернет-площадок с различным религиозным контентом, и ДУМК активно работает в этом направлении. Но важно помнить, что Интернет может также и затуманить человека. Как известно, многие мусульмане попадают в радикальные течения, и это зачастую происходит через страницы в Сети. Нужно подходить благоразумно, пользоваться соцсетями и информационными технологиями в благих целях и при этом быть бдительными и осмотрительнымирезюмировал имам.

Источник: