Как радикальный ислам завоевывает женщин в Казахстане

 2211
Айнур КОСКИНА

Женщины, которые подпадают под влияние таких идей, готовы следовать за своими мужчинами в горячие точки Ближнего Востока, где зачастую их используют для "секс-джихада". Если же они остаются в Казахстане, часто с ними заключают браки без обязательств на одну ночь.

В мире последователей деструктивных религиозных течений больше всего страдают женщины. Их легче убедить и сделать адептами своего учения, из них можно создать армию, их продают в сексуальное рабство, с ними заключают брак без обязательств.

"Считается, что если человек умер в Сирии - то он шахид, воин на пути Аллаха. И статусность жены шахида повышается, - рассказывает
Гульназ Раздыкова, директор казахского Центра развития межконфесиональных отношений. - Даже если у такой женщины четверо-пятеро детей, многие мужчины стараются на ней жениться. Живут они, естественно, недолго, два-три месяца, а потом следующий мужчина захочет завоевать этот статус".

Среди мужчин – приверженцев деструктивных течений стал популярен временный брак. Мужчины с помощью своего духовного лидера заключают "супружество на ночь" с женщиной, а наутро дают ей развод, произнеся три раза слово "талак".

"Естественно, что женщина, заключив такой временный, фиктивный брак, остается наутро одна, с кучей своих проблем, - подчеркивает Гульназ Раздыкова. - Потом она может оказаться "переходящей женой": ее могут познакомить с другими "братьями", и те точно так же заключат с ней временный брак".

По словам казахских экспертов и теологов, с женщинами, попавшими в экстремистские сети, нужны новые методы работы. Ведь у таких женщин почти всегда есть дети, которые растут в чуждой идеологии.

"Неправильно заматывать в хиджаб маленькую девочку, потому что она должна сама сделать выбор религии, когда вырастет! - настаивает писательница и общественный деятель Зейнеп Ахметова. - Это все внешнее подражание, которое переросло в моду. Кто-то носит короткую юбку, а кто-то хиджаб. Есть мнение, что миссионеры таким образом пытаются внести раскол в обществе, навязывая хиджаб. У казахов девушки до замужества никогда не носили платка. Только после обряда нике на сноху надевали платок".

Ахметова предлагает провести ревизию всех книг, которые издаются в Казахстане, и прежде всего религиозных. Есть случаи, говорит она, когда во вполне себе светских книгах авторы пытаются противопоставить религию национальным обрядам.

"Например, они договорились до того, что обряд беташар идет со времен Адама и Евы. А толпа неграмотная верит! - возмущается Зейнеп Ахметова. - А я говорю авторам этих книг: "Дорогие мои, если это все пошло от пророка, тогда это должно быть обязательным обрядом для всех мусульманских стран! А не во всех мусульманских странах есть обряд тусаукесу, беташар". Они просто хотят породить сомнения среди людей, пытаются противопоставить религию обрядам и обычаям".

По мнению религиозных деятелей,экстремистская идеология проникает в Казахстан через паломников, которые бесконтрольно выезжают на Ближний Восток. И если ежегодный хадж проходит под сопровождением Духовного управления мусульман Казахстана, то в малое паломничество (умру) отправляют туристические фирмы. Есть случаи, когда казахстанские радикалы пополняли ряды "ИГ" именно через религиозные туры.

"Умра осуществляется в течение года, она никак не регулируется сегодня законодательством и реализуется как любой другой туризм, - поясняет Галым Шойкин, руководитель комитета Министерства по делам религии и гражданского общества Казахстана. - Туристические компании направляют по сути на религиозный обряд наших граждан, но не заботятся об их духовной безопасности. Люди, уезжающие на умру, находятся в поиске духовной информации, но их никто не сопровождает из нашего духовенства. Они там вынуждены брать информацию у представителей неизвестных организаций и течений. В законодательстве есть понятие "религиозный туризм", и мы сейчас хотим его более чётко прописать".

В парламенте Казахстана идет работа над законопроектом по противодействию экстремизму и терроризму. Духовенство предлагает включить в него норму, запрещающую проводить проповеди вне культовых заведений.

"Проповеди должны осуществляться только в мечетях. Это означает, что все другие проповеди, в частности те, которые проводят деструктивные религиозные течения вне культовых учреждений, будут признанны незаконными. Соответственно, можно будет принимать какие-то административные и иные меры", - поясняет Галым Шойкин.

Пока государство борется лишь с последствиями радикальных течений. После трагических событий в Актобе и Алма-Ате, произошедших летом этого года, силовики пытаются внедрить в законодательство запретительные меры. Но, по мнению экспертов, основной упор нужно делать на профилактику. "Прививкой" от радикальных течений должно стать правильное, квалифицированное и понятное объяснение основ традиционного ислама. И в этом процессе ключевая роль отводится духовенству, - считают они.

Источник: