Как совместить религиозное образование со светским?

 788
Светлана Борисова

Актуальные вопросы религиозного образования и укрепления межконфессионального согласия обсудили на днях министр по делам религий и гражданского общества РК Дархан Калетаев и Верховный муфтий, председатель Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) Серикбай кажы Ораз.

В ходе встречи глава ведомства отметил работу ДУМК по формированию казахстанской школы исламоведения и по повышению квалификации имамов для противодействия распространению радикальной религиозной идеологии.

Со своей стороны Серикбай кажы Ораз проинформировал о мерах, реализуемых по повышению квалификации имамов, и о ходе реализации Концепции развития религиозного образования Казахстана до 2020 года, инициированной ДУМК в 2015 году. Как известно, в Концепции были определены два этапа реализации.

В 2016-2018 гг. акцент сделан на внедрение новой национальной модели религиозного образования, способной обеспечивать достижение стратегических целей и создание новой законодательной и нормативно-правовой базы в соответствии с целями и задачами развития религиозного образования.

В 2019-2020 гг. планируется полная реализация Концепции с учетом собранного опыта и социально-экономической ситуации страны. Учитывая, что первый этап подходит к концу, мы решили подвести некоторые итоги о проделанной работе.

И одним из главных результатов, на наш взгляд, стало совершенствование законодательства в религиозной сфере, в том числе в вопросах получения казахстанцами религиозного образования и в целом духовного развития общества.

Речь идет о Концепции государственной политики в религиозной сфере на 2017-2020 годы и законопроекте о религиозной деятельности и религиозных объединениях. Последний уже одобрен мажилисом парламента, и передан на рассмотрение в сенат. Согласно этим документам, в стране будут упорядочены процессы получения религиозного образования за рубежом.

Отныне первое теологическое образование наши граждане будут получать исключительно в казахстанских учебных заведениях. И только после этого они могут выезжать для продолжения учебы за пределы страны, правда, лишь в определенные вузы. Насколько известно, ДУМК уже подписало соглашения с соответствующими организациями Египта, Турции и России.

Это было сделано для того, чтобы, во-первых, повысить качество отечественной системы религиозного образования, а, во-вторых, оградить нашу молодежь от влияния радикальных течений. Как отмечают эксперты, до сих пор наша молодежь , не имея окрепшее сознание и иммунитет к различным деструктивным религиозным идеологиям, беспрепятственно выезжала в сомнительные зарубежные учебные заведения, откуда возвращалась напитанной чуждой идеологией. Как следствие, в Казахстане развилось множество псевдорелигиозных течений и псевдопроповедников.

Необходимо было срочно ставить заслон этой негативной тенденции. Но для этого нужно было, прежде всего, создать достойную альтернативу – повысить качество собственных религиозных учебных заведений и подготовить тысячи профессиональных имамов. Собственно, этим и занялись активно в ДУМК и МДРГО. Благодаря этим реформам сейчас успешно функционируют Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак», Институт повышения квалификации имамов, Научно-исследовательский центр Абу Ханифы, десять медресе (в том числе пять медресе-колледжей), три центра по подготовке чтецов Корана и другие.

Всего, по данным Комитета по делам религий МДРГО РК, в стране действуют 15 религиозных учебных заведений и 400 начальных курсов при мечетях и воскресных школах. То есть казахстанская молодежь, решившая посвятить себя изучению религиоведения и теологических дисциплин, теперь имеет все возможности получить соответствующие как базовые, так профессиональные знания у себя на родине.

Тем более что, согласно ожидаемым результатам, реализация концепции должна обеспечить предоставление полноценного, качественного, конкурентоспособного образования, нацеленного на достижение конкретных результатов. Самое интересное, что с недавнего времени помимо основных религиозных предметов, в программу перечисленных учебных заведений включены еще и светские учебные дисциплины в соответствии с современными требованиями.

То есть те же выпускники медресе-колледжей с дипломами государственного образца смогут работать не только в системе ДУМК, но и в госучреждениях, что, безусловно, повлияет на их конкурентоспособность на рынке труда. Более того, уже начата подготовка специалистов с религиоведческим образованием в таких ведущих вузах страны, как КазНУ им. аль-Фараби, ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, КарГУ им Е.А.Букетова, Международном Казахстанско-Турецком университете им. Х.А.Яссави и Университете иностранных языков и деловой карьеры. Также реализуется новая модель подготовки научных, научно-педагогических кадров, совмещающих в себе религиозные и научные компоненты, основанные на гармонизации религиозных и светских принципов образования посредством программ подготовки бакалавров, магистров и докторов РhD.

То есть главная особенность всех трех документов (Концепции развития религиозного образования, Концепции государственной политики в религиозной сфере и законопроекта «О религиозной деятельности и религиозных объединениях») заключается как раз в том, чтобы не просто сформировать фундамент религиозного образования в Казахстане, но и максимально связать его со светским образованием и другими отраслями науки.

Это, разумеется, поможет обеспечить стабильную религиозную обстановку в стране на перспективу, развивать и возвышать культуру казахского мусульманства, а также пропагандировать национально-духовные ценности с помощью разъяснения взглядов и трудов национальной интеллигенции.

Возвращаясь к самой встрече, стоит сообщить о двух новостях, о которых Серикбай кажы Ораз рассказал министру: вопервых, квалификацию имамов в Казахстане теперь будет оценивать специальная комиссия, а, во-вторых, началась активная работа по повышению компетенции и ответственности имамов в регионах.

Уже через два дня Верховный муфтий посетил Туркестанскую область, где прочел мусульманским священнослужителям специальную лекцию (ее посетили более 800 имамов и мулл).

В частности, он говорил о внешности современных религиозных деятелей, об ответственности за труд, сущности и важности распространения религии и традиций, гармонии религии и светского общества, ислама и науки, о путях улучшения нынешней религиозной ситуации и т. д. Мы живем в открытом обществе, где информация и технологии развиваются быстрым темпом. Новость через короткий промежуток времени теряет свою значимость. Мы, религиозные деятели, должны жить вместе с этими процессами, которые требует от нас нынешнее время, и проявлять активность в добрых делах», заключил Серикбай кажы Сатыбалдыулы.

По его информации, в настоящее время в стране ведется строительство 106 мечетей и реализуется комплекс мер, направленных на укрепление социального положения имамов. Свой вклад вносит также благотворительный фонд «Уакып», оказывая стипендиальную поддержку 355 имамам в регионах, а также содействие в повышении квалификации имамов.

Источник: