Как в Казахстане будут бороться с радикальными религиозными течениями

 1083

Похоже, что в Казахстане борьба с радикальными религиозными течениями приняла новый оборот. Вместо закручивания гаек государство решило бороться с ними их же методами и заговорить на понятном для верующих языке.

В Алматы открылся центр реабилитации для пострадавших от деструктивных религиозных течений, где теологи пытаются с помощью слова Божьего перевоспитать радикалов. В небольшом учреждении работают всего несколько человек. Двери открыты для всех.

– В основном у нас проходят курс реабилитации приверженцы салафизма, “Хизб ут-Тахрира” и “Таблиги Джамаата”, – рассказывает руководитель центра Руслан КАИРГЕЛЬДЫ. – Наш контингент в основном – это уроженцы Западного Казахстана, Карагандинской и Южно-Казахстанской областей, которые в поисках заработка приехали в Алматы. Кто-то занимается мелкой оптовой торговлей, кто-то – продажей сотовых телефонов и так далее. На сегодняшний день реабилитацию в нашем центре проходят 186 человек.

Посмотрите, кто потенциально подвержен радикализации? В основном это молодежь от 15 до 28 лет. При этом абсолютное большинство из выехавших в зоны вооруженных конфликтов составляют те, кто не имел религиозного образования, – не учился в медресе или исламских университетах.

Радикализация, как правило, осуществляется по двум каналам. Первый – через личное знакомство и втягивание в радикальные группы, второй – при помощи Интернета, видео и печатной продукции.

Только силовыми методами решить эту проблему невозможно. Запретительные меры могут сработать в обратную сторону. Нужно искать баланс, вести переговоры. Невозможно решить проблему, пока государство не станет союзником самого ислама.

Поэтому правительство решило бороться с радикалами их же методами: с помощью команды профессиональных теологов открыли центр реабилитации для пострадавших от деструктивных религиозных течений. Главной нашей задачей сегодня является создание эффективной системы информационной защиты от деструктивных идей и для пропаганды традиционных основ ислама.

Больше говорим не о шариате, а о духовности и нравственности, мягкости и миролюбии ислама.

Раскрываем суть радикальных групп путем сравнения с аятами Корана и хадисами, историей ислама (указывая конкретные факты и доказательства). Чтобы показать истинное лицо террористических групп, нужны сравнения и примеры, а не просто критика.

– Как попадают в ваш центр пострадавшие от псевдорелигиозных организаций: добровольно или в принудительном порядке?

– Можно так сказать, в добровольно-принудительном порядке. В основном через местную полицейскую службу. Перед началом работы в центре я лично встречался с участковыми и проводил с ними беседы. Ведь для полицейского приверженец деструктивного течения потенциально является нарушителем закона. Мне приходилось переубеждать их, чтобы они, наоборот, помогли таким людям встать на путь истинный, относились к ним уважительно. Теперь участковый вместо протоколов отправляет приверженцев деструктивных течений прямиком к нам в центр.

– Не получится ли так, что многие сюда приходят ради галочки, чтобы их потом не трогала полиция?

– И такое тоже встречается в моей работе. Но мы стараемся переубедить своих слушателей в ошибочности их веры. Человек, конечно, не может за один день поменять свое мировоззрение. Период реабилитации проходит от нескольких недель до месяцев. Вот, к примеру, был у меня один случай. Пришел молодой человек – салафит. Мы с ним долго беседовали, указывали на ошибки радикалов, как они коверкают и искажают слова из Корана. Он задумался. После этой встречи мы даже стали друзьями. Теперь он ходит на уроки богословия в мечеть.

– Выйти из радикальной секты очень сложно. Многие подвергаются гонениям за то, что уходят. Как в этом случае вы поступаете?

– Таких случаев в своей практике я пока не встречал. Конечно, многие жертвы финансово зависимы от радикалов. Возможно, их поддержали в бизнесе, в каких-то начинаниях, в работе и так далее. Поэтому, даже если в глубине души он хочет бросить эту секту, вернуться в правильное русло, ему как бы неудобно перед ними.

– Все чаще мы сталкиваемся со случаями, когда религиозные экстремисты, оказавшись в местах заключения, разворачивают пропаганду среди сокамерников, тем самым беспрепятственно вербуя себе сторонников, зачастую даже с большим успехом, чем на свободе…

– В Казахстане давно уже работают с данной категорией лиц. Хотя с ними сложно. Это зомбированные люди, годами находившиеся под влиянием секты. Духовное управление мусульман внимательно следит за мечетями и намазхана – молельными помещениями, находящимися в пенитенциарных учреждениях. Кроме того, ДУМК направляет туда имамов, которые проводят для спецконтингента обучающие лекции. Мы постоянно находимся в разъездах – ездим по колониям.

Источник: