Межэтническое и межконфессиональное согласие – основа стабильного развития Казахстана
Современный Казахстан – поликультурное, полиэтническое и поликонфессиональное государство, в котором укрепление межконфессионального и межэтнического согласия является одним из ключевых факторов стабильности гражданского общества. В этом заслуга Елбасы Н.А.Назарбаева.
Во всем мире Казахстан узнаваем благодаря дальновидной внутренней политике, одним из важных направлений которого является модель межэтнического и межконфессионального согласия.
С первых дней суверенного развития в нашей стране вопрос укрепления межконфессионального и межэтнического согласия стал приоритетным.
Сегодня Казахстан является обществом, представляющим межэтническое и межкультурное взаимодействие на основе принципов, обеспечивающих равное культурное развитие и самореализацию всех этносов, сохраняя этническую самобытность.
Современный мир характеризуется процессами интеграции, консолидации этносов, которым способствуют глобализация, являющаяся теорией взаимодействия и взаимовлияния этнокультур.
Для современных этнореалий Казахстана наибольшую значимость представляют этнообъединительные процессы, которые подразделяются на три основных вида: консолидацию, ассимиляцию, межэтническую интеграцию. Важным для исследования межэтнических и межконфессиональных отношений является процесс аккультурации, так как в отличие от ассимиляции сохраняет этническое самосознание.
В ХХI веке получили развитие такие объективные, закономерные процессы, как рост этнического самосознания и формирование этнокультурной идентичности. Процесс этнокультурной идентичности в современном Казахстане характеризуется возрастанием роли того или иного этноса в обществе, поиском специфических особенностей, отличающих его от других этносов.
В условиях возрождения религиозной духовности фактором этнокультурной идентичности является религия. В современном казахстанском обществе факторами этнокультурной идентичности являются ислам, христианство и другие религиозные верования этносов, проживающих в республике.
В 2003, 2006, 2009, 2012, 2015, 2018 годы в Республике Казахстан по инициативе Н.А.Назарбаева были проведены I, II, III, IV, V, VI Съезды Лидеров мировых и традиционных религий, что подтверждает политику межконфессионального согласия государства, уважительное, толерантное отношение ко всем этносам и конфессиям. Межэтнический, межкультурный и межконфессиональный диалог является социокультурным основанием мирного сосуществования различных этносов и религий в казахстанском социуме.
Одной из важных особенностей современного казахстанского общества является многообразие этнокультур и ценностей, отражающихся в менталитете этносов, их культурной идентичности, межэтническом согласии.
Ценности в различных культурах имеют особый характер, вследствие этого невозможно в целом выразить универсальный культурный кодекс для человечества, лишь анализ их в отдельности, будет полезно и обществу и науке.
Без главной духовной основы, отражающейся в личностной характеристике, без человеческого присутствия духовная культура как и ее ценностная основа не могут сохраняться и существовать долгое время. Жизнеспособность духовной культуры намного дольше в сравнении с материальной культурой, которая приходит в «непригодное состояние» очень быстро, вследствие того, что подвержена внешним воздействиям. Духовная культура сохраняется благодаря тому, что она выражает внутренний мир культуры, гораздо дольше, так как защищена от внешних воздействий, которые принимает на себя Человек, затем пропустив через себя, проектирует во внешний мир культуры.
Духовное возрождение – это важное направление современного казахстанского общества, так как без духовности нет реальной возможности оценить смыслообразующие факторы в жизнедеятельности людей, установить связь поколений, сохранить преемственность культурных традиций и ценностей. Роль духовных ценностей каждого этноса и значимость их сохранения для построения демократического общества и процветания государства стали объектом многих великих мыслителей. Духовные ценности, представленные в потоке исторического развития, находят свое выражение в менталитете каждого этноса.
Основным источником духовно-нравственных ценностей культуры является религия. В ней человек обращен к главным проблемам своего бытия и предназначения, к осознанию высших экзистенциальных смыслов и ценностей. Человек получает возможность приобщиться к миру, его порядку и его тайне, входит в его общий контекст, содержание его связей. Религия является важным системообразующим звеном культуры. Возрастающая роль религии как духовного основания в общечеловеческом развитии очевидна.
Религия как социокультурный феномен, выполняет гуманистическую миссию культуры. В условиях обретения культурной идентичности на постсоветском пространстве религия является не только инструментом социальной интеграции, но и особым способом освоения мира. В отличие от науки, религия говорит с человеком на понятном, приближенном к его конкретно–человеческим проблемам языком, обращаясь к его сердцу, эмоциям, подключая нравственно–этические настроения. В таком контексте представляется духовно–практическое освоение окружающей действительности, мира, отражающееся в ценностно–смысловом единстве культуры.
Система ценностей, сложившаяся в культуре, стала важнейшим условием национального и культурного своеобразия народа. Богатейший материал духовно-нравственных ценностей заложен в недрах поэзии, эпоса, языка, устного народного творчества и т.д., которые являются средством самовыражения и передачи духовного потенциала человека.
Духовные ценности этноса являются результатом многовековой созидательной и творческой деятельности. Духовная культура представляет внутренний мир каждого человека и его деятельность по созданию духовных ценностей, к ней можно отнести творчество ученых, писателей, художников, законодателей. Продукты духовной деятельности или духовные ценности – книги, полотна, обычаи и традиции, устное поэтическое искусство и т.д. отражают религиозный синкретизм современных казахов. Духовная культура проявляется через различные формы общественного сознания и воплощается в искусстве, в литературных, архитектурных и других памятниках, результатах человеческой деятельности.
Пословицы и поговорки, слово и другие образцы народной мудрости, являясь неотъемлемой частью духовной культуры, характеризуют не только уникальные способности и целостность мировосприятия, соответствующие динамике жизни, но и имеют целенаправленное воздействие на человека, общество, несут огромный духовно–нравственный потенциал и выступают средством ценностного ориентирования.
Одна из главных проблем современности – воспитание и формирование новой духовности этносов, проживающих в Казахстане. Поликультурное образование в современном Казахстане должно способствовать воспитанию у молодого поколения толерантности, уважительного отношения к культурным ценностям других этносов, в том и числе и религиозным.
В связи с тем, что в современных условиях актуальным становится вопрос о том, какие системы ценностей, традиций и обычаев являются непреходящим духовным фундаментом духовного согласия и культурного единства этносов Казахстана, возрастает необходимость освоения богатого культурного наследия этносов, проживающих в республике.