Отделяя зерна от плевел
Тренды на нарастание религиозного экстремизма, которые сегод-ня наблюдаются в мире, к сожалению, не обошли стороной и Казахстан. Серия террористических вылазок с религиозной подоплекой, прокатившаяся несколько лет назад в некоторых регионах страны, вызвала необходимость выработки новой концепции государственной политики в этой сфере. Она увидела свет в прошлом году.
Для лучшего понимания складывающейся ситуации важно видеть общую картину состояния дел в религиозной сфере. Особенно с учетом того, что Казахстан является многонациональным и поликонфессиональным государством.
Согласно результатам переписи 2009 года, самые многочисленные религиозные объединения представляют ислам (70 процентов от общего количества верующих) и православие (26 процентов). Ко всем остальным конфессиям, включая иудаизм и буддизм, относятся 4 процента.
Правда, в оценках уровня религиозности граждан страны даже среди экспертов нет единого мнения. Так, одна часть аналитиков склоняется к тому, что верующими являются около 80 процентов населения. Такая точка зрения совпадает с мнением религиозных лидеров (преимущественно мусульманских). В пользу этой позиции говорят данные той же переписи 2009 года: согласно им, лишь 2,8 процента казахстанцев относят себя к неверующим.
Другая часть экспертов оперирует иными данными. По их мнению, уровень религиозности населения следует оценивать в 40-45 процентов. При этом они полагают, что основным критерием здесь выступает «глубина» веры, под которой подразумевается соответствие жизни верующих основным религиозным постулатам.
Есть еще третья группа исследователей, для которой при оценке ситуации в этой сфере основным критерием является так называемый фактор «малорелигиозности» граждан Казахстана.
Эти разночтения затрудняют формирование государственной политики в данном направлении. Но очевидно одно: влияние религиозного фактора на различные стороны жизни современного казахстанского общества усиливается, о чем свидетельствуют следующие тенденции:
– расширение сфер влияния традиционных религиозных институтов;
– рост восприимчивости населения к религиозному воздействию;
– усиление социальных функций религиозных объединений;
– возрастание роли религиозного образования;
– активизация деятельности религиозных миссионеров.
При этом усиление роли религии и поликонфессиональность нашего общества можно использовать и как положительные факторы, которые могут способствовать сохранению и укреплению единства страны. По мнению Нурсултана Назарбаева, в этих целях необходимо создавать условия для налаживания диалога между представителями различных конфессий. Также глава государства считает очень важными усилия, направленные на то, чтобы религия «не стала объектом локальной или глобальной политической игры».
Все эти посылы и легли в основу новой концепции государственной политики в религиозной сфере РК на 2017-2010 годы. Она призвана выполнить несколько важных задач. Во-первых, систематизировать подходы государства к вопросам межконфессиональных отношений и проблемным моментам, накопившимся во взаимоотношениях государства и религиозных институтов. Во-вторых, способствовать дальнейшему укреплению светских устоев государства. А в-третьих, по возможности исключить использование религии и религиозных организаций как инструмента дестабилизации внутриполитической ситуации в стране.
Кроме того, концепция должна стать новым фундаментом для последующего усовершенствования государственных подходов в области религиозной политики, углубления и оптимизации нормативно-правовой базы, политических и управленческих методов влияния на процессы в данной сфере.
А еще она предполагает координацию работы центральных и региональных органов исполнительной власти, религиозных объединений и институтов гражданского общества с целью улучшения работы в этом направлении. Также ставится задача выработать соответствующую современным требованиям модель государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений с учетом специфики исторической и культурной эволюции казахстанского социума.
В концепции подчеркивается, что усилия государства направлены на сохранение стабильности в религиозной сфере, дальнейшее укрепление межконфессионального согласия и толерантности в обществе, а также формирование у населения иммунитета к идеологии религиозного экстремизма и радикализма в любых формах и проявлениях. В то же время отмечается, что Казахстан как часть мирового сообщества неизбежно будет подвержен рискам импорта межрелигиозной и межконфессиональной напряженности, роста активности радикальных религиозных течений в регионе. Чтобы снизить влияние этих негативных факторов, Казахстан тщательно изучает и анализирует опыт самых разных стран.
В преобладающем большинстве своем наши граждане в вопросах, связанных с религией, склонны к умеренности и правильно воспринимают принципы светского государства. Тем не менее, в последние наблюдается рост религиозности, и отрицать это было бы неправильно. В частности, данная тенденция проявляется в том, что религиозные традиции трансформируются в модные тренды. Особенно среди молодежи. Некоторые стали демонстрировать сугубо внешние формы набожности, интерес к религиозной атрибутике и к отправлению соответствующих ритуалов. Одновременно можно видеть примеры, когда светскость трактуется как банальное отрицание религии – то есть, налицо явное отождествление понятий «светскость» и «атеизм».
Такая мозаичность общественных настроений и массового сознания порождает причудливые формы общественного поведения, когда отдельные граждане отказываются от исполнения конституционных и гражданских обязанностей перед обществом. Это, в свою очередь, приводит к проявлениям правового нигилизма, неуважения к государственным символам, культурному наследию казахского традиционного общества, общечеловеческим нормам этики и поведения.
Увлечение псевдорелигиозными и нетрадиционными религиозными воззрениями нередко становится причиной возникновения конфликтных ситуаций. В частности, имеются в виду нарушение требований, предъявляемых к школьной одежде, пропуск занятий из-за участия в богослужениях. Некоторые взрослые, придерживающиеся консервативно-клерикальных взглядов, запрещают своим детям изучать отдельные школьные предметы, что дестабилизирует учебный процесс, делать им обязательные прививки.
В системе гражданско-правовых отношений все чаще фиксируются случаи, когда заключение браков осуществляется вне ЗАГСов, по религиозным церемониям. Одновременно культивируются отжившие свое архаичные семейные ценности, когда, к примеру, принижаются роль и положение женщины, ограничиваются ее социальная активность и занятость. Тем самым игнорируются принципы гендерного равенства.
Современные процессы глобализации способствуют тому, что идеология религиозного радикализма и экстремизма проникает в общественное сознание путем массированного информационно-психологического воздействия через глобальные информационнокоммуникационные сети, включая интернет-пространство, современные электронные программные приложения. Целенаправленное воздействие на общество, особенно на молодежь, идет посредством социальных сетей, через незаконное тиражирование и популяризацию видеороликов, а также литературы, в которой усиленно продвигаются экстремистская философия и установки на террористическую практику. При этом следует четко понимать, что носители радикальных политических установок, рядящиеся в религиозные одежды, потенциально готовы на крайние действия — организацию и совершение насильственных актов против граждан, общества и государства.
На опасность подобных тенденций не раз указывал президент страны Нурсултан Назарбаев. В частности, он отмечал: «Государство и граждане должны единым фронтом выступить против всех форм и проявлений радикализма, экстремизма и терроризма. Особую озабоченность вызывает угроза так называемого религиозного экстремизма. Экстремизм и терроризм в Казахстане имеют не идейную, а криминальную основу. За псевдорелигиозной риторикой скрывается преступная деятельность, подрывающая основы общества. Это атака на мир и стабильность в нашей стране. Это испытание на прочность нашей государственности и гражданской зрелости». В Стратегии «Казахстан – 2050» особо подчеркнуто, что «светский характер нашего государства – это важное условие успешного развития Казахстана».
Именно на решение столь непростых задач, на культивирование тех ценностей, которые позволят нам встать в один ряд с самыми цивилизованными и развитыми странами мира, нацеливает все казахстанское общество новая концепция государственной политики в религиозной сфере РК.