По закону мирного времени

 1369
Аскар ДЖАЛДИНОВ, Нур-Султан

В столице на днях начнётся судебный процесс над казахстанцами, воевавшими в Сирии. Это будет один из самых громких и массовых судебных процессов в Казахстане в этом году. Судить будут 14 граждан из тридцати, воевавших в Сирии на стороне запрещенной в нашей стране террористической организации ДАИШ и возвращенных в ходе операции “Жусан”. Помимо этого им инкриминируют массу других статей Уголовного кодекса республики, по которым грозят большие сроки. Нашему корреспонденту удалось побывать в следственном изоляторе Нур-Султана, поговорить с каждым из них и записать эксклюзивные интервью.

Все 14 подсудимых содержатся в столичном изоляторе в отдельном блоке, там, куда обычно заселяют подозреваемых в особо тяжких преступлениях. Каждый сидит в одиночной камере и дожидается суда, изучая материалы уголовного дела. Наше ходатайство о желании взять интервью с членами запрещенной террористической организации ДАИШ руководством КНБ было удовлетворено. Не были против и сами подследственные. С каждым из них мы говорили отдельно по нескольку часов. Чувствовалось, что общения с людьми им теперь сильно не хватает. В одиночестве мысли о своей участи и судьбе близких гложат душу. Понимают, что за все содеянное им придется отвечать.

Один из них Данабек ТУРЕХАНОВ 1987 года рождения, уроженец Шалкарского района Актюбинской области. 

Данабек ТУРЕХАНОВ.

Еще в 2011 году вместе с братом, женой и ребенком вылетели сначала в Турцию, затем перебрались в Иран, а оттуда перешли в Вазиристан (пограничная территория между Пакистаном и Афганистаном). Это небольшой горный труднодоступный район, контролируемый силами “Талибана” и “Аль-Кайеды”. Данабек, когда-то учившийся в Актюбинском университете на неф­тяника, все необходимые навыки для террориста получил там же, в лагере подготовки. Братья Турехановы там были не единственными казахстанцами. В поселениях также встречались наши граждане, решившие строить вместе с другими своими единоверцами, как они выражаются, истинный халифат.

- Я же еще в 2006 году оказался в секте “Таблиги джамаат”, тогда стал читать пятикратный намаз, решил дальше изучать ислам и перебрался в Шымкент, где и примкнул к нашим салафитам, - рассказывает Данабек Туреханов. - Мне стали нравиться их проповеди, убеждения. В нашем кругу были популярны речи Саида БУРЯТСКОГО, Рината АБУМУХАМЕТА. В своих видеолекциях они часто говорили о джихаде, войне на Кавказе, в Афганистане и Ираке. Нам внушали, что мы, как истинные мусульмане, должны примкнуть к нашим братьям и воевать там. С такими убеждениями я и поехал туда. В 2013 году мой брат стал шахидом, он принял предложение талибов и на грузовике с семью тоннами взрывчатки заехал на военную базу пакистанской армии. Потом я год прожил в лагере боевиков с семьей, там у меня родился еще один ребенок. И в 2014-м решил уехать в Сирию и там строить со всеми халифат.

Но, как утверждает Данабек, в лагере талибов и в рядах ДАИШ террористы не жили по настоящему шариату, исламские законы толковали в угоду себе, а приезжих они не воспринимали как истинных братьев по вере. Для них они оставались просто пушечным мясом. В Сирии он воевал в отряде штурмовиков, после ранения его назначили инструктором в лагере подготовки, где он обучал новых рекрутов ориентировке на местности, топографии и ведению боевых операций. На вопросы, сколько он человек убил и какие преступления совершал, естественно, Данабек прямо не стал отвечать. Твердил, что стрелял, но не видел, в кого попадал.

Другой мой собеседник Аманжол ЖАНСЕНГИРОВ, имеющий арабское имя Абдулхафиз, уроженец Акмолинской области, с высшим образованием, работал на госслужбе, занимался бизнесом, была семья, ребенок. 

Аманжол ЖАНСЕНГИРОВ.

Но под влиянием тех же проповедников попал к салафитам и в начале 2011 года тоже перебрался в Вазиристан. Через два года он уже был в Сирии, где оказался в рядах ДАИШ.

Жансенгиров весьма необычная личность. С виду он больше похож на сельского учителя, немного сгорбленный, лицо простака с наив­ными глазами. Месяцы заключения в следственном изоляторе с четким режимом сна и питания помогли ему значительно прибавить в весе. В нем уже трудно признать того боевика из пропагандистских роликов игиловцев, в которых он на русском и казахском языках активно призывает всех вступать в их ряды. Правда, видео и фото, на которых он, худощавый и прыткий, пинает отрубленные головы своих врагов, - зрелище не для слабонервных.

- В этих пропагандистских роликах я снимался не по своей воле, - оправдывается Жансенгиров. - Нас заставляли. Если бы мы не подчинялись, нас арабы просто убили бы. Да я и не убивал никого. После первого же боя получил ранение и стал обычным инструктором. Сейчас я вообще сильно сожалею о том, что поехал туда воевать. Понимаю теперь, какой опасности подвергал своих детей и жену, как нас воспринимали местные арабы, как они нас считали людьми второго сорта. Ужасно и глупо все было. Благодарю свою страну, президента и спецслужбы за то, что вернули меня и мою семью домой.

Бывший игиловец целых два часа пытался убедить в искренности своих раскаяний. Показывал фото своих шестерых детей, жены и родителей, радовался тому, что они все вместе, шлют ему приветы и носят передачи. При этом осознает, что малым сроком вряд ли отделается. Но, мол, больше думает о родных и детях, лишь бы им было хорошо.

Будут судить и некоего Даурена САБИТУЛЫ 1988 года рождения, в Сирии его звали Абдурахман. 

Даурен САБИТУЛЫ.

Приверженец салафизма, обучался в теологическом университете в Дамаске, до этого получал образование в ОАЭ. Хотя до своих приключений на Ближнем Востоке получил образование экономиста и работал бухгалтером в Казах­стане. Вместе с ним в ходе операции “Жусан” привезли и его жену с пятью детьми. В рядах ДАИШ Абдурахман служил переводчиком в амнияте - службе безопасности. Хотя, по его версии, “он был преподавателем в местном медресе и обучал детей казахского джамаата арабскому языку и чтению Корана”.

- Я считал, что любое государство на начальном этапе строится на крови, что только с помощью оружия люди могут отстаивать свои интересы и права, - рассказывает он. - Мы все, кто сейчас находится в этом изоляторе, так думали. Мы же искренне верили всем словам наших наставников. Ислам в их понимании нам нравился. Нас завораживали их идеи, как в свое время проповеди того же Дарына МУБАРОВА у нас в Казахстане. После его лекций у меня проснулось желание изучать ислам. Поэтому мне хотелось познать этот мир, и я уехал учиться в тот регион.

Даурен не стал откровенничать дальше и рассказывать о своих подвигах в Сирии. Видимо, у него есть что скрывать от казахстанского правосудия и общества. Нам известно лишь, что он был одним из тех казахстанцев, кто только после приказа своего командира - амира - сдался в плен курдам в поселении Багуз в Ираке.

В рядах ДАИШ были казахстанцы и со снайперской профессией. Бахтияр ИБРАЕВ, житель Нур-Султана, еще в 2009 году покинул Казахстан и оказался в том же Вазиристане, где прошел обучение по снайперскому делу и боевой тактике. 

Бахтияр ИБРАЕВ.

В Сирии оказался в 2013 году. Рассказывает, как еще в середине 2000-х ходил в мечеть возле рынка “Артем” в столице и слушал проповеди местных имамов, как там же познакомился с другими верующими, которые оказались приверженцами ваххабизма. Ну а дальше он уже оказался в Египте, а потом в стане “Талибана”.

- В Вазиристане ислам для меня открылся совсем по-другому, не так, как я представлял себе, - рассказывает Ибраев. - Понял, что что-то не так. Там я увидел совершенно противоречивые вещи и не мог понять, где ваххабизм, где салафизм и где суфизм. Там люди сами путались во всем. Для большинства главным оказалось стать шахидом и умереть за веру. Что я видел почти каждый день.

В каких операциях принимал участие и как убивал, конечно, он не рассказывает. О его похождениях теперь мы узнаем на суде. Но по откровениям этих людей можно понять, в каких условиях они оказывались и каким рискам подвергали свои семьи. К примеру, как рассказывает Ибраев, он не стал отправлять своих сыновей учиться в медресе, так как знал, что там процветала педофилия. Ведь все дети там оставались ночевать.

Перед судом также предстанут молодые казахстанцы, которые на момент переезда в Сирию были еще несовершеннолетними, но по воле своих родителей попали в настоящий ад, став членами террористической организации. Есть целая семья АМАНГЕЛЬДЫ, где один из братьев уже осужден, а другой ждет своей участи. Их отец и другие родственники были ликвидированы в ходе боевых действий. Есть также некий Бабай, которому 50 лет, и он, несмотря ни на что, остается активным приверженцем ДАИШ, в чем не раскаивается и сейчас. В Сирии, по данным следствия, вместе с карательным отрядом службы безопасности ловил дезертиров и казнил их.

На скамье подсудимых будет и еще один персонаж - Руслан КУАНОВ, 28 лет от роду. Там преподавал идеологию исламского государства, являлся идейным вдохновителем и автором пропагандистских роликов ДАИШ.

Практически у всех подследственных товарищей-даишевцев есть семьи, причем у некоторых несколько жен и детей, которые вернулись в Казахстан вместе с ними. Скорее всего, члены семей будут регулярно приезжать в столицу на процесс, который начнется на следующей неделе. Правоохранительные органы подготовили специальное место и зал суда со всеми мерами безопасности.

Источник: