Почему хотят запретить паранджу и никаб?
В Мажилисе Парламента РК одобрен законопроект, касающийся внесений изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений. Целью законопроекта является совершенствование государственно-конфессиональных отношений, конкретизация прав и обязанностей субъектов религиозной деятельности, а также регулирование религиозной сферы. Как сообщалось ранее, по смыслу и содержанию вносимые изменения можно в целом разделить следующим образом: поправки, направленные на обеспечение верховенства принципов светских основ государства, недопущение распространения в обществе идеологии религиозного радикализма и экстремизма; поправки по определению компетенции государственных органов; поправки по определению ответственности и гуманизации административного законодательства.
Впервые в законопроект вводятся понятия «участник» и «член религиозного объединения». Но главным пунктом, вызвавшим бурю возмущения у верующей части населения страны, стал запрет на ношение предметов одежды, препятствующих распознаванию лица, с установлением адмответственности за его нарушение, которое будет составлять 100 МРП — свыше 200 тыс. тенге.
О законодательном запрете одежды, препятствующей распознаванию лица, Президент Н. Назарбаев говорил еще на встрече с духовенством в апреле прошлого года в Акорде. По словам Главы государства, черные одеяния «не соответствуют ни нашим традициям, ни нашему народу». Соответственно, именно таким способом власти пытаются утвердить принцип построения светского государства, развивающегося на основах демократических ценностей. Но как быть с чувствами верующих, чьи конституционные права на свободу вероисповедания могут быть ущемлены? И кто может попасть под понятие «участник» или «член религиозного объединения»?
На эти вопросы отвечают религиовед Мадина УСЕНОВА, профессор Сагади БУЛЕКБАЕВ и адвокат Жангельды СУЛЕЙМАНОВ.
Мадина УСЕНОВА, профессор-философ, религиовед:
— В последние годы заметно возрос интерес общества к проблемам духовности. Многие связывают это с ростом религиозности населения, полагая, что религия является основой нравственности и духовности. Ибо верующие боятся Бога и потому не совершают преступлений. Но, к сожалению, возросшая религиозность не прибавила нам духовности и не снизила уровня преступности, что подтверждает официальная криминальная статистика. Законопроект предусматривает обеспечение верховенства принципов светских основ государства, недопущение распространения в обществе идеологии религиозного радикализма и экстремизма. Что такое терроризм, мы теперь знаем не понаслышке. Трагические события в Балхаше, Актау, Алматы, злодеяния террористов показывают, что радикальный ислам уже далеко не виртуальная угроза.
В Послании народу Казахстана Президент Н. А. Назарбаев озвучил ключевые проблемы борьбы с этим глобальным социальным явлением. Это, прежде всего, предупреждение пропаганды радикального ислама, формирование в обществе нулевой терпимости к любым проявлениям религиозного экстремизма, усиления духовно-нравственного воспитания молодежи. Эти программные установки Лидер нации детализирует в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Наша страна вступила в новый исторический период. Дан старт двум важнейшим процессам обновления — политической реформе и модернизации экономики с тем, чтобы войти в тридцатку самых развитых держав мира. А модернизация общественного сознания станет теперь сердцевиной этого процесса.
Планы, озвученные Н. А. Назарбаевым, предстоит осуществлять гражданам нашей страны. И поэтому каждый из нас должен осмыслить, пересмотреть свои жизненные позиции, нравственные принципы, свой образ жизни в соответствии с вызовами времени. Нельзя забывать, что мы живем в светском государстве, где церковь отделена от государства, школа от церкви. Действует Конституционное право свободы совести. Пропаганда религии, миссионерская деятельность разрешены только на территории культового здания. Эти правовые нормы известны всем и каждому, но они, к сожалению, нарушаются повсеместно, и никто никакой ответственности за это не несет.
Пришло время строго ориентироваться на Конституцию и действующее законодательство, а не идти на поводу потребностей верующей части наших граждан. И это никак не ущемляет ни их чувств, ни их прав.
Исламский мир насчитывает множество различных течений и сект. Внутренних разногласий даже больше, чем разногласий с другими религиями. Причем речь идет не об исламе вообще, а о тех его радикальных, целенаправленно искаженных формах, которые рассчитаны на наивного, неискушенного в тонкостях этой непростой религии верующего. В исламе рано произошел раскол. Его причиной стала вражда между различными группами за власть в халифате. Образовались два направления: сунниты и шииты. Сунниты считали, что халиф — выборная должность, а шииты отстаивали свою версию — эта должность достается по наследству. Позже в среде шиитов снова появились разногласия. От них откололись хариджиты, которые считали, что халифом может стать любой человек, если он обладает качествами, достойными такой высокой должности. В течение всей тысячелетней истории ислама различные социальные и этнические группы воевали друг с другом, каждый за свои интересы, но при этом облекали свои экономические, политические цели в религиозную форму и до хрипоты спорили и обсуждали даже такие мелочи, как длина бороды Пророка и во что он был одет в том или ином случае.
Шариат не имеет аналогов в других религиозных системах. В нем сосредоточены законы, правовые, нравственные нормы и требования, а также религиозно-обрядовые отношения. Особенность Шариата еще и в том, что он регламентирует не только все стороны жизни мусульман, но практически каждый миг его жизни. Что есть, что пить, как одеваться, что можно, чего нельзя. Расписано все до мелочей.
Для того, чтобы в обществе сложилась гармоничная система толерантного отношения людей друг к другу и веротерпимость, в первую очередь, необходимо формировать у населения и, прежде всего, у молодежи научное мировоззрение, активный образ жизни, высокие нравственные идеалы. Привлечь к этой работе различные партии, общественные организации, подключить всю научную и творческую интеллигенцию, а также служителей культа, как рекомендовал Н. А. Назарбаев.
Интересные материалы озвучил в Интернете публицист Дастан Ельдесов. Социологи Рочерстерского и Северо-Восточного университетов США выявили связь религиозности с интеллектом. Опросили тысячи людей, проанализировали десятки тысяч документов и обнаружили, что при тестировании неверующие получали гораздо более высокие баллы, чем верующие. По результатам соцопроса, проведенного компанией IPSOS GMBH США, самый высокий процент верующих имеется в развивающихся странах с низким уровнем жизни и самый низкий процент религиозности — в развитых странах. В Японии, например, уровень религиозности всего 4%. И не случайно в этой стране нет террористов, взрывающих себя и своих соотечественников. К ним вербовщики и не суются. Ибо знают — образованного, неверующего человека завербовать невозможно.
Сейчас в Казахстане критически высокий уровень религиозности населения. Особенно среди молодежи. Согласно переписи населения 2009 года, в Казахстане 70,17 процентов — мусульман, 26,17 процентов — христиан, 0,19 процентов — приверженцев других религий. Атеистов и неверующих — 2,81 процентов. Похоже, за годы независимости в Казахстане произошел своеобразный ренессанс ислама. Численность религиозных объединений выросла в шесть раз: с 671 — в 1991-ом до 4200 — в 2009 году. Сейчас их намного больше.
Уровень религиозности населения — не такая безобидная вещь, как может показаться на первый взгляд. Она активно влияет на самосознание, мировосприятие, поведение, образ жизни людей. Самое тревожное в сегодняшней ситуации то, что с малых лет в неокрепшее сознание ребенка вкладывается религиозная картина мира в ущерб научной. Дошло до того, что ввели в школьную программу изучение основ религии, но ведь это противоречит Конституции РК! В светском государстве дети должны получать светское образование, основанное на научной картине мира.
Родители заставляют детей держать уразу, молиться, учить наизусть суры Корана. Зайдите на любой рынок, в супермаркет — и все товары и продукты — халал. От трусов до колбасы с добавлением свиного сала. Хоронить людей стали в день смерти, как арабы. Но ведь арабы так поступают не из-за религии, а из-за жары. А нам это зачем?! Национальную одежду вытесняют арабо-мусульманские хиджаб и паранджа. По пятницам в рабочее время в любой мечети полно подростков, госслужащих, а в учебных заведениях в это время идут занятия.
А между тем все это противоречит принципам и догматике классического ислама, который предписывает лояльность к публичной власти. Категорично запрещает неподчинение. Ибо одним из самых главных догматов и вместе с тем нравственным и правовым принципом этой религии является покорность, то есть уважение и соблюдение правил, установлений, законов своей страны, соблюдение дисциплины и правопорядка. Это касается и ношения хиджабов у женщин. Нам необходимо позаботиться и о повышении религиозной грамотности, профессионализма служителей культа. Ибо именно они главным образом общаются с верующими, пользуются у них авторитетом. Не секрет, что на местах, особенно в отдаленных аулах, не все муллы грамотны. Иные выучат пару сур Корана наизусть — вот и все, что они знают об исламе. Необходимо повышать их квалификацию, причем не за границей, а у нас, дома. Такой подход сплачивает, сглаживает тот невидимый, но вполне ощутимый барьер, который всегда существовал и сегодня существует между верующими и атеистами. Именно в таких условиях формируется в общественном сознании тот уровень нулевой терпимости к терроризму, о котором говорит Президент в своем Послании.
Казахстан — светское государство, строящее свою политику на основе научного мировоззрения. И поэтому совершенно недопустимы апологетика религии в СМИ и утверждение, что научный атеизм — безбожие, бездуховность. Кстати сказать, научный атеизм вообще не рассматривает вопрос о Боге, есть он или его не существует. Ибо считает, что верить или не верить в Бога — личное дело каждого человека. Главное — утверждение, что человек — не раб божий, а Личность. Он — творец своего счастья, своей судьбы. Причем, здесь и сейчас, а не потом — после смерти. Главная задача общества, государства и самой личности — создать все условия — экономические, социальные и духовные — для расцвета всех талантов и способностей личности. Именно в этом — суть и содержание научного атеизма. Именно такую задачу мы решаем сегодня.
Связь религиозности и терроризма особенно наглядно проявляется и на бытовом уровне. На улицах наших городов и сел, в офисах, госучреждениях и учебных заведениях, на рынках и в такси — везде мы встречаем бородатых мужчин в коротких штанишках и женщин, с головы до пят покрытых черным покрывалом. Девочкам родители не разрешают носить школьную форму и облачают их в хиджаб. Это грубейшее нарушение конституционных прав ребенка и даже норм Корана и Шариата. Согласно Корану, девочкам до наступления совершеннолетия запрещено носить хиджаб и паранджу.
Не случайно Президент Н. А. Назарбаев в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» говорит о необходимости обновления общественного самосознания, формирования научного мировоззрения, высоких нравственных принципов и активной жизненной позиции у всех граждан нашей страны. А без этого невозможно ни экономическое, ни политическое обновление.
Сагади БУЛЕКБАЕВ, д. ф. н., профессор кафедры международных отношений КазУМО и МЯ им. Абылай хана:
— Когда говорят о запрете на ношение одежды, препятствующей распознаванию лица в общественных местах, то здесь, на мой взгляд, оно имеет смысл, так как в классическом исламе такого положения, вроде, нет, а во-вторых, в традиционной религии казахов, ее также не было. Оно возникло из новых веяний и традиций, которые пришли после того, как много нашей молодежи получили религиозное образование из ряда арабских стран, где существуют другие течения ислама, нежели те, которые традиционно были у нас. Нельзя забывать, что со всем этим встает вопрос и сохранения светских основ нашей государственности. Кто-то может подумать, что ношение одежды в сугубо арабо-мусульманском стиле придает человеку религиозность, но наверняка это не так. Я думаю, что для большинства это своеобразная мода или признак некоего самоутверждения. Здесь также могут иметься и протестные аспекты, которые иногда возникают у подростков — юношеский максимализм и т. д. За ношением подобной одежды нельзя увидеть какой-то глубинный религиозный смысл только из-за того, что кто-то считает это чрезвычайно важным или значимым. Да, нужно давать определенные права верующим гражданам нашей страны, но и не забывать и гражданской ответственности .
Людям нужно создавать условия и возможности для того, чтобы они просвещались в религиозном плане, чтобы они смогли во всей полноте выявить, действительно огромный социальный, научный и этический смысл великих религий. Без этого существует огромный риск, когда молодежь в отсутствии светской идеологии, легко могут попасть под влияние тех или иных религиозно — экстремистских течений. Религия играет, помимо всего, как и искусство,компенсаторскую роль. Здесь имеется в виду то, человек в реальной жизни в силу ряда причин бывает голодным и сирым, у него множество проблем в этой жизни, которые не решаются. И мало надежд на то, что они решатся. В этих случаях некоторые люди считают, что если он будет молиться Богу, ему воздадутся все то, что он недополучил в этой жизни. Здесь религиозные экстремисты говорят, что эту несправедливость надо устранять силовыми методами. Забрать или убить того кто имеет, и таким образом решить эту несправедливость жизни. Отметим, что Религия, особенно великие, всегда апеллировал к чувству или разуму. В отличие от современных религиозно — экстремистских верований. Сейчас больше используются методы социальной психологии — манипуляции, т. е. влияют на подсознание человека, на инстинкт. Все это отработано специальными технологиями и они сильнее, чем разум и сознание. Они действую на другом поле, поле социальной психологии, технологии, манипуляции. В этом плане наши муллы, мне кажется, проигрывают, они часто, говорят об элементарных нравственных заповедях типа — не убий, не укради и т. д. Хотя здесь нужно говорить о более значимых положениях, которые затрагивают интересы и судьбы людей. К примеру, что привлекает в современном мире к исламу, или то, что в тех странах, где серьезно придерживаются религиозных канонов, очень маленькая преступность, нет извращений, мало разводов и т. д. Конечно, понятно, что когда нет идеологии в том или ином государстве, роль религии начинает возрастать. Ну и наконец, на мой взгляд, наши религиозные деятели, как правило, считают, что единственно правильная религия — это ислам, что только она имеет монополию на правильность и истинность. На мой взгляд, Бог один, только дороги, ведущие к нему разные. Поэтому надо с уважением относиться к каждому человеку вне зависимости от его вероисповедания или происхождения.
Жангельды СУЛЕЙМАНОВ, адвокат:
— У нас есть много положений, которые закреплены в Конституции, там есть права на жилище, право на медобслуживание и т. д. Но еще есть статья, которая перекрывает все эти права. Дело в том, что в Конституции, четко и ясно написано, что права могу быть ограничены законами. Что такое закон? Это нормативно-правовой акт, который принимается нашим Парламентом и подписывается Президентом. В случае если закон принимается, то конституционные права могут быть нарушены в любой сфере прав. Мы, народ, сами делегировали права Парламенту принимать законы и ограничивать нас в наших же правах. Поэтому, когда говорят о нарушении прав и свобод, следует учитывать, что каждое право регулируется и ограничивается. Даже данный случай, связанный с запретом на ношение предметов одежды, препятствующих распознаванию лиц в общественных местах, если Парламент принял такое решение с подачи какого-нибудь исполнительного органа, как правило, это может быть министерство, выступающее инициатором внесений каких-либо изменений и дополнений в некоторые законодательные акты страны, то здесь нарушений Конституции нет.
Относительно того, принесут ли данные изменения пользу обществу, не ограничивая верующих граждан в правах, думаю, что все-таки принесут. Потому что ношение хиджаба никто запрещать не собирается. Речь идет о никабах и парандже, которые скрывают лица. Ведь есть понятие цель законодательства. Ведется определенная борьба с деструктивными течениями. Согласно закону о религии у нас в стране доминируют две основополагающие религии — Ислам и Православие. Ислам у нас всегда был традиционный, который не подразумевает ношение крайне жестких форм одежды. Думаю, что цель законопроекта все равно будет достигнута. Я поддерживаю принцип нашей Конституции, где говорится о светскости нашего государства и законы должны быть направлены больше на светскость. Но при этом чувства верующих людей также не должны ущемляться, должна быть найдена гармония. Проблема в чем? Она заключается в вовлечении нейтральных лиц в разные религиозные течения. Возмущения, скорее всего, будут, но здесь все зависит от роли института пропаганды — СМИ, Министерства по делам религий и гражданского общества РК, немалую роль должно сыграть и наше духовенство. Я думаю, что наши граждане толерантны в этой части. Они очень гибки и согласятся с требованиями государства.
Теперь, что касается понятий участник или член религиозного объединения, есть общие нормы юридической техники. Понятие «член» всегда означало членство в определенной организации, как правило, это общественные объединения. Они подают заявление на вхождение в ту или иную организацию, придерживаются определенных принципов деятельности согласно с уставом организации, платят членские взносы, и у них есть права и обязанности. А вот «участник» — это более размытое понятие. Участник — это не член религиозного объединения, это человек, участвующий в определенных мероприятиях. При этом он не состоит в какой-либо организации. Если разграничить участников и членов религиозного объединения, то, по моему мнению, более ортодоксальным будет сам член объединения. Потому что у него есть какая-то идеология, он придерживается определенных принципов, а участник — это человек, проходящий мимо и не принимающий прямого участия в каких-либо обрядах.