Празднование Наурыз-мейрамы в исправительных учреждениях Павлодарской области

 1440

В праздник Наурыз  этническая палитра красок становится особенно заметна и радует нас своим разнообразием. Этот праздник весны среди древних народностей олицетворял начало новой жизни, нового времени, нового года, а не символ веры во что-либо сверхъестественное и светлое. Это прекрасная возможность, всем людям попросить друг у друга прошения, пожелать мира и благоденствия.

Конечно, такие значимые мероприятия  хочется проводить в кругу близких и родных тебе людей.  Всем кому не хватает домашнего уюта и тепла особенно остро воспринимают нехватку людского тепла и поддержки. Молодые ребята, осужденные за экстремистские и террористические преступления не исключения.  Находясь в плену лживых религиозных учений, эти ребята совершили уголовные преступления, отступились от правильного пути. Поэтому сотрудниками ТОО «Центра анализа и развития межконфессиональных отношений» управления Павлодарской области проводятся разноформатные мероприятия среди контингента осужденных, отбывающих наказания в исправительных учреждениях Павлодарской области. Не остались они без внимания и в этот день.

ТОО «Центром анализа и развития межконфессиональных отношений» управления по делам религии совместно с Департаментом УИС по Павлодарской области стало традицией проводить национальные и государственные праздники в стенах исправительных учреждений. Второй год подряд для осужденных по статьям связанным с терроризмом и экстремизмом отбывающих срок наказания в АП 162/2, АП 162/3, АП-162/4 провели мероприятие посвященное празднованию Наурыза.

Основная цель данных мероприятий это пропаганда традиционных ценностей казахстанского народа, привитие чувства национальной идентичности, пробудить интерес к национальным праздникам, обычаям и традициям казахского народа.

Как отмечает осужденный А. Казбаев: «Раньше я этот праздник не отмечал, потому что слушал в интернете лекции шейхов о том, что этот праздник это праздник идолопоклонников и согласно нормам ислама его отмечать - харам».

«У нас в Атырау этот праздник отмечают с 14 марта и это день называется «Көрісу», длится он ровно одну неделю до 22 марта. За этот период мы должны увидеть всех своих родственников, пожелать им здоровья и удачи в новом году. Из-за религиозных взглядов я не участвовал в праздновании этого праздника, теперь я об этом очень сожалею. Потому что очень скучаю по своим родственникам» - сказал осужденный Б. Отарбаев.

Весь мусульманский мир знает, что Наурыз мейрамы никакого отношения к религии не имеет, что это национальных праздник кочевых народов. Праздник широко распространен в странах, древняя культура которых была под влиянием Персидской империи. И естественно то, что в наши дни Наурыз является национальным и государственным праздником Исламской Республики Иран. На постсоветском пространстве праздник Наурыз в основном широко отмечается в республиках:  Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызыстан, Таджикистан.  Наурыз празднуется в Афганистане, в Пакистане,  Кашмире, Турции, Македонии, Грузия. В России весенний праздник, полноценно отмечается в таких республиках как Татарстан и Башкортостан.

До осужденных теологом центра Р. Чингужановым была доведены нормы ислама и их соотношения с национальными традициями и обычаями.  В арабских странах празник Наурыз тоже отмечается, однако оно несет другое название. Арабы этот празник называют «шамму насим» что в переводе с араб. означает запах весны.

На празднике осужденные были доброжелательны, артистичны, они с удовольствием и повышенным интересом учувствовали во всех мероприятиях. Также для них было организовано чаепитие. После осужденные вручили организаторам концерта памятные подарки, сделанные своими руками.

Осужденные на празднике поставили тематическую сценку, играли на домбре, пели песни, читали стихи собственного сочинения: Например, осуждённый К.И. Утегенов сочинил стихотворение про Наурыз.

Көктем

Көңіл ғой көктем гүлін ала қашып

Деп тұрған асықтырып: «Далаға шық:»

Сонау бір балалықтың табы қалған

Кеудемді кең далама барам ашып.

 

Самал да еседі әсем саумалап кіл,

Әукесін қасындай тау қарап тұр.

Бұйра бұлт қайта – қайта қабақ тұиіп,

Төніп – төніп қояды жауғалы – ақ бір.

 

Төлбасы – көгендеулі, жіп қажайды.

Құрт құйды, шопан апа сықта жайды

Бүлдіршін:Біздің нйде уыз бар, - деп,

Әжейдің құпиясын сыртқа жайды.

 

Қым-қуыт ат ерттеліп сақпан өріп,

Таңдайға бал татиды атқан елік.

Жарыпты жапырағын жаңа ғана

Елеусіз ескі жұртта жатқан өрік.

 

Түтіні малды ауылдық бұратылып,

Кешкілік шулығана жыра тұнып,

Түн жым-жырт бөрі торып, оқта-текте

Қойшының қос ауызы бір атылып.

 

Көңіл ғой көктем гүлін ала қашып,

Деп тұрған асықтырып: «Далаға шық»

Соңау бір балалықтың табы қалған

Кеуделеді кең далама барам ашып

 

Өлең жолдарын жазған Утегенов Қ.И.