Противодействие современному экстремизму и терроризму

 730
Асанбаева З.О., руководитель отдела по информационно-разъяснительной работе Центра анализа и развития межконфессиональных отношений

Наш Казахстан -  уникальное светское государство, в котором накоплен бесценный опыт мирного сосуществования разных культур и цивилизаций, толерантной атмосферы межэтнического и межконфессионального согласия и взаимоуважения.

Вместе с тем в религиозной сфере существуют серьезные угрозы. В современном мире экстремизм стал устойчивым явлением в политической жизни общества. Наблюдается эскалация деятельности экстремистски настроенных лиц, групп и организаций. В своих различных проявлениях экстремизм все больше угрожает безопасности многих стран и их граждан, влечет за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывает сильное психологическое давление на большие массы людей. К факторам, порождающим экстремизм в современном обществе, можно отнести бесконечные социально-экономические кризисы, приводящие к снижению уровня жизни значительной части населения, ухудшению социальной перспективы, росту антисоциальных проявлений, страху перед будущим.

Политическая практика экстремизма находит выражение в различных формах экстремисткой деятельности, начиная от проявлений, не выходящих за конституционные рамки, и заканчивая такими острыми и общественно опасными формами, как мятеж, повстанческая деятельность, терроризм. Терроризм довольно сложное социальное, политическое, экономическое и криминальное явление, обусловленное внутренними и внешними противоречиями общественного развития различных стран. Он является серьезной угрозой для жизненно важных интересов личности, общества и государства и наиболее опасной разновидностью политического экстремизма в глобальном и региональном масштабах.

Терроризм включает несколько взаимосвязанных элементов: идеологию терроризма (теории, концепции, идейно-политические платформы), террористические структуры (международные и национальные террористические организации, экстремистские – правые и левые, националистические, религиозные и другие общественные организации, структуры организованной преступности и т. п.), а также собственно террористическую практику (террористическую деятельность) [1, с. 19-20]. Таким образом, терроризм – это часть, составляющая, одна из форм более широкого, многообразного и содержательного феномена экстремизма.

В свою очередь, профилактика террористической и другой экстремистской деятельности – это часть, элемент борьбы с такой деятельностью. Под профилактикой, на мой взгляд, следует понимать такие элементы борьбы, как: выявление, предупреждение, предотвращение, пресечение. Например, обострение межнациональных отношений в отдельно взятом регионе, дифференциация населения по материальному признаку, нерешенность проблем занятости, обострение политической борьбы, ослабление режимных мер, создающие условия для нарушения нормального функционирования объектов жизнеобеспечения, активизация подрывной деятельности из-за рубежа, ухудшение международных отношений и т.п. Эти неблагоприятные факторы могут возникать в самых различных сферах общественных отношений: во внешней и внутренней политике, экономике, законодательной и правоприменительной практике, воспитательном и образовательном процессах, области культуры, религии и т. п. Выявление и устранение такого рода факторов, взаимодействие которых способно породить экстремизм в различных его формах, и есть главная задача профилактики экстремизма. Например, следует признать, что в настоящее время дефекты в политике средств массовой информации, в т.ч. интернета программы, фильмы, видео которые изобилуют сценами насилия и жестокости, снижают в самой восприимчивой среде – среде молодежи – критический порог неприятия насильственных форм действий для достижения любых целей, в частности, для разрешения социальных конфликтов. Это облегчает процесс вовлечения молодежи в различного рода масштабные асоциальные и экстремистские проявления (массовые беспорядки, погромы, совершение насильственных преступлений). Именно молодежь, подростки, особенно из неблагополучных семей, больше всего подвержены влиянию экстремистской идеологии. В качестве основы таковой могут выступать национализм, клерикализм, сепаратизм, экстремистские взгляды левого или правого толка, а иногда и просто некая фантастическая идея, возникшая в недрах какой-нибудь новомодной секты из числа представителей расплодившихся нетрадиционных религий. Огромное значение в борьбе с религиозным экстремизмом играет профилактика – необходимо разработать методы и формы идеологической борьбы и вести активную пропагандистскую работу среди молодежи и населения.

Я считаю, что профилактику террористической и иной экстремистской деятельности нельзя «поручить» какому-то одному министерству, ведомству или даже государственному институту (образования, правоохраны и т. п.). Это задача общегосударственная и общенародная.

Кроме того, следует иметь в виду, что профилактика экстремизма и профилактика терроризма — это не одно и то же. Во-первых, не всякий экстремизм чреват перерастанием в террористические проявления, следовательно, некоторые его формы не могут являться предметом воздействия с позиций профилактики терроризма. Во-вторых, часто профилактика терроризма возможна там, где профилактика экстремизма уже запоздала. Академик В.Н. Кудрявцев справедливо отмечает в этой связи: «Мировой опыт свидетельствует о том, что профилактическая работа – дело не только государственных органов; во многих странах, да и у нас имеется неиспользованный резерв общественных, самодеятельных, в том числе благотворительных организаций, которые могли бы часть работы принять на себя»[2, с. 372-373].

Обязательными требованиями, предъявляемыми к общегосударственной системе мер профилактики террористических и иных экстремистских проявлений, должны стать: во-первых, их упреждающий характер, во-вторых, комплексность применения профилактических мер, так как принесет результат только в том случае, если ее осуществлять системно и профессионально. Таким образом, профилактика терроризма и иных форм экстремизма – приоритетное направление предупреждение экстремистских проявлений, заключающееся в выявлении, устранении, локализации факторов любой природы, способствующих совершению актов экстремизма, или нейтрализации их негативного воздействия, а также корректирующем, сдерживающем воздействии на поведение лиц, динамика поведения которых, свидетельствует о возможном совершении ими таких актов или вовлечении в экстремистскую деятельность.

Эффективность системы мер профилактики экстремизма находится в прямой зависимости от степени заинтересованного участия в их разработке и целенаправленной реализации государственных структур и общественных институтов: всех ветвей власти, органов самоуправления, образовательных и воспитательных учреждений, правоохранительных органов и специальных служб, лидеров и активистов общественных объединений, представителей средств массовой информации, религиозных авторитетов различных конфессий, а также всего гражданского общества.

В Павлодаре работает Центр анализа и развития межконфессиональных отношений, приоритетным направлением деятельности которого является: профилактика вовлечения населения в деструктивные культы и псевдорелигиозные организации и оказание помощи в реабилитации жертв от влияния деструктивных культов.

Если Вы или Ваши родные подверглись влиянию деструктивных культов, обращайтесь за консультацией психолога по телефону доверия:

8 (7182) 32-50-50, оказание помощи бесплатно и анонимно.

 

Литература

1. Витюк В.В., Эфиров С.А. Левый терроризм на Западе: история и современность. - М., 1987.

2. Политология: Энциклопедический словарь / Авт. кол. М., 1993.

3. Д. Дьюи. «Демократия и образования». 2000.

4.Жусипов Б.С. Религиозный экстремизм как угроза безопасности Казахстана.// «Казахстан.Спектр».- 2009 год, №1. – С.35-36.

5.Муканова Н. Религиозная грамотность молодежи.// «Мысль». – 2009. № 5.