Ранние признаки радикализации: человек вдруг без видимых причин начинает меняться
Под влияние радикальной идеологии попадают в основном подростки и студенты, но родные не сразу замечают это, а потом становится поздно. Директор Центра анализа и развития межконфессиональных отношений Гульназ Раздыкова рассказала Zakon.kz, как распознать вербовку близких на ранней стадии.
В сети религиозных деструктивных течений попадают в большинстве своем подростки и студенты, но есть и люди постарше. Близкие родные зачастую не подозревают, что их сын или дочь, муж или брат стали приверженцами радикальной идеологии, а когда начинают замечать – становится поздно и трудно что-либо изменить.
По мнению директора Центра анализа и развития межконфессиональных отношений, национального эксперта программ реабилитации Гульназ Раздыковой, родителям и всем членам семьи необходимо знать ранние признаки радикализации, чтобы их близкие не оказались в одночасье заложниками деструктивных религиозных течений.
"Таких признаков много, но главное, человек вдруг начинает внезапно меняться. Он меняет свое имя, у него меняется лексика, речь, он начинает использовать такие слова, которые нехарактерны для его семьи и ближайшего окружения. Такого рода ключевые слова обычно используются в пропагандистских листовках, брошюрах, материалах, в том числе псевдорелигиозного разъясняющего характера".
Кроме того, наблюдается резкое изменение паттернов поведения, ранее нехарактерных для этого человека: он внезапно, без видимых причин, бросает курить, употреблять спиртные напитки, использовать бранные слова, объясняя это новыми правилами жизни.
Общительный молодой человек становится замкнутым, настороженным, его раздражают расспросы о его состоянии, наблюдается симптоматика устойчивого страха, подозрительности.
Но может быть и диаметрально противоположный вариант: человек становится уверенным, даже самоуверенным и высокомерным, получая поддержку в новой социальной группе. Или он начинает вдруг интенсивно заниматься силовыми видами спорта, восточными единоборствами, стрельбой, владением холодным оружием и вести аскетический образ жизни.
Также без видимых причин начинает увлекаться религиозными, эзотерическими материалами, в разговоре упоминает какие-то новые авторитеты в этой области или ссылается на какие-то видеоролики, сайты.
Говоря об этом, эксперт отметила, что у таких людей меняется отношение и к женщине: "Поддерживаются и одобряются разговоры о неполноценности женщин, их невысоких умственных способностях и личных качествах. Отношение к женщине становится высокомерным, как к низкому существу".
Вместе с этим происходят резкие и внезапные изменения пищевого рациона – отказ от блюд из свинины, обилие растительной пищи и травяных приправ. Меняются и внешний вид, одежда, прическа.
"У некоторых людей, попавших в деструктивные религиозные течения, наличествует "синдром неофита" или "синдром проповедника". У них появляются новые знакомые, приятели, возникают новые социальные микрогруппы с неочевидной социальной идентификацией. Новые знакомые, как правило, не принадлежат к студенческой среде, по возрасту значительно старше и явно заметно несовпадение их интересов".
При этом новые знакомые не сообщают о своей предыдущей жизни или умышленно искажают их и избегают знакомства с семьей и ближайшим окружением молодого человека, предпочитая общение онлайн или в собственной группе, отметила эксперт. Еще одним из признаков ранней радикализации является беспричинное отсутствие на учебе, на работе или дома, а также отказ соблюдать традиции и обряды национальной культуры и отмечать светские праздники.