Религиозный фанатизм с пеленок: чем он грозит Казахстану

 1398
Дарья Искандерова

Несовершеннолетние экстремисты, фанатики родители, из-за которых дети умирают без медпомощи по религиозным причинам или пропускают школу из-за хиджабов и религиозных канонов. Малыши, которых вывозят в “горячие точки”. Подобных острых тем, о которых долгое время предпочитали молчать, становится все больше. Вместе с экспертами-религиоведами, общественниками мы попытались снять “чадру” с проблем, которые назрели в обществе и требуют решения.

Все больше новостей о страшных последствиях вовлечения детей в религию, когда родители теряют грань, превращаясь в фанатиков, заполоняют наше информационное пространство. Эксперты говорят, что это одна из самых сложных тем с точки зрения закона и морали. Ведь, с одной стороны, семья имеет право на воспитание детей согласно их мировоззрению, но с другой – есть грани, когда встают вопросы выживания, здоровья и благополучия детей, которые все чаще становятся заложниками собственных родителей.

Веровать и прививать детям основы духовности – это несомненный плюс. Но в какой момент всё это начинает превращаться в минус и угрозу?

– Тема сложная, ведь все родители имеют право воспитывать детей так, как считают нужным. Но! Если это не наносит ущерб их здоровью, нет элементов насилия, – говорит религиовед Артур АРТЕМЬЕВ.

До 1991 года он работал заместителем уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по КазССР, помнит все периоды: как менялось общественное сознание, как от эпохи безбожия страна переходила к поискам духовного, как люди толпами шли в подпольные религиозные объединения. Потом было время очищения от сектантства и поиск истинного духовного пути. Сейчас активно идет исламизация. И сегодня мы имеем результат всех этих процессов. 

Ораза не для детей!

Мы начали разговор с экспертом с обсуждения ситуаций, которые произошли недавно и наделали много шума.

В Талдыкоргане в больницу попал ребенок 9 лет с подозрением на менингит – позже выяснилось, что он держал оразу.

В социальных сетях разгорелась жаркая дискуссия: правильно ли, что ребенок участвует в столь сложном процессе. Это не единичный случай, и это подтвердила другая история, которую тоже активно обсуждали в Сети. Развод семейной пары, где мать настаивала, чтобы ребенка определили к ней. В качестве главного аргумента прозвучало, что отец очень религиозен и ребенок якобы держит оразу, несмотря на свой юный возраст. Тогда мнения в обществе разделились. Но что говорят эксперты?

– Детям держать оразу запрещается канонами самого ислама. Держать оразу могут только совершеннолетние, идущие сознательно на это, – говорит Артур Артемьев. – Если же дети это делают по указанию родителей – надо наказывать родителей. Ребенок не получает должного питания, возможность нормального роста. Тут не должно быть никаких вопросов и кривотолков. Нужно разъяснять, вести работу с родителями.

Религия или жизнь?

Иногда религиозные убеждения могут затронуть вопросы здоровья и жизни ребенка. Медики констатируют, что в стране идет тенденция отказа от вакцинации. И через несколько лет могут вернуться забытые эпидемии. При этом почти половина отказов вызвана религиозными убеждениями. Высокий процент таких отказов зафиксирован в Западном регионе республики.

В частности, в Атырауской области он составляет 88,9 процента, в Актюбинской области – 87,9 процента, в Западно-Казахстанской – 89,3 процента.

В огромный скандал в прошлом году вылилась трагическая гибель ребенка, ему не сделали переливания крови из-за отказа матери, которая является свидетельницей Иеговы. Тогда медики рассказывали, что на них оказывали давление адепты этого объединения, требуя использовать заменители крови. Но врачи настаивали, так как в данной ситуации это было невозможно. В результате мать забрала ребенка из клиники, и девочка скончалась.

По словам религиоведа Артемьева, вопрос очень острый.

Ведь тревога по поводу переливания крови может быть вовсе и не связана с религиозными причинами. Случаи заражения детей ВИЧ в ЮКО насторожили многих родителей вне зависимости от их вероисповедания.

В вопросе вакцинации тоже могут быть подводные течения. Но ни в одном из Священных Писаний не прописано, что нельзя делать прививки, говорит эксперт.

Свою точку зрения высказала по этому вопросу независимый эксперт по вопросам религии Асемгуль КОЙШИНА:

– Действительно отмечается рост отказа от прививок ввиду религиозных убеждений. По статистике министерства здравоохранения РК, в 2016 году количество отказов от вакцинации составляло 9 тысяч, а в 2017-м – 12 тысяч. Из общего количества отказов от прививок 42 процента – это религиозные мотивы в среднем по стране.

На мой взгляд, статистика отказов от прививок по религиозным убеждениям в большей степени завышена, так родителям удобнее закрыть тему.

В большинстве случаев отказ продиктован незнанием или недоверием к качеству прививок. Согласно казахстанскому законодательству, родители вправе самостоятельно решать, будет ли привит ребенок или нет.

Для решения данной проблемы в рамках законопроекта в 2017 году министерство по делам религий и гражданского общества предлагало внесение в законопроект “О религиозной деятельности и религиозных объединениях” нормы обязательной вакцинации, и предлагалось введение штрафов за отказ от прививок по религиозным мотивам. Однако после тщательного обсуждения было принято решение отказаться от данной поправки в пользу улучшения качества самих вакцин и активизации разъяснительной работы со стороны МЗ РК.

Не кутайте проблему в хиджаб!

Другой вопрос, ставший предметом обсуждения, это пропуски в школе по религиозным причинам.

– Ситуация очень знакомая. В советское время адвентисты седьмого дня были в подполье, многие тогда были в таком положении. Мы стали им говорить, чтобы они выходили и регистрировались.

Первый вопрос, который встал: мы не можем разрешать детям ходить на занятия по субботам. Как выйти из этого положения?

Стали искать пути… – рассказывает Артур Артемьев. – Разговаривали с районо, чтобы им разрешили не ходить в школу. И вопрос решили. Что касается непосещения школы из-за хиджаба, то нужно тоже четко понимать: если в школах введена форма, то ребенок должен ходить в ней. Тут уже надо вести работу с родителями – вплоть до судебных исков. Но во всех этих примерах важен диалог.

Нужно искать консенсус. Очень важно тонко подходить к вопросам, касающимся религии.

Но, к сожалению, специалистов-религиоведов к таким вопросам привлекают крайне редко.

– Шум в СМИ и соцсетях касательно ношения хиджаба в системе школьного образования возникает, как правило, в начале учебного года и длится до окончания учебы, – говорит Асемгуль Койшина. – Каждый год из-за своих религиозных убеждений родители упорно одевают своих детей в хиджабы и приводят на школьную линейку, это повторяется из года в год, как по сценарию. Если мы желаем своим детям светлого будущего, чтобы они были образованными, всесторонне развитыми и конкурентными личностями, то должны не позволять превращать наши школы в места конфликтов директоров и родителей.

Никто не говорит о пагубности религии, однако привитие духовных ценностей должно происходить в лоне семьи и вне школы.

По словам общественника Маргариты УСКЕМБАЕВОЙ, ей часто приходится сталкиваться в работе с ситуациями, когда дети остаются без детства по причине фанатичной религиозности родителей.

– Некоторых не водят в цирк, театры, не разрешают им играть в определенные игры, есть мороженое. Религия – это хорошо, когда детям объясняют основные правила: не убий, не укради, которые есть в каждом Священном Писании.

Но страшно, когда детей превращают в маленьких религиозных фанатиков! Это неправильно, извращение.

– Думаю, неправильно, когда детям, не достигшим совершеннолетия, навязывают религию и строго требуют соблюдения религиозных канонов, – говорит Асемгуль Койшина. – Ведь ребенок хочет одеваться, как его сверстники, делиться радостью, участвовать в школьных и семейных мероприятиях, смотреть топовые мультики, иметь любимого персонажа и делиться впечатлениями, бурно обсуждая все это с друзьями. Думаю, ограничивая ребенка в том, что могут себе позволить его сверстники, родители сильно ошибаются, ведь это может травмировать детскую психику.

Завербованные в Сети

Другая проблема – это “вербовка детей” в социальных сетях. Еще один вопиющий случай, который заставил задуматься, как оградить детей от религиозного фанатизма, произошел недавно в ЮКО.

В ходе судебного следствия было установлено, что подросток увлекся идеями запрещенных в Казахстане экстремистских организаций и, используя соцсети, начал активно продвигать их среди своих товарищей.

Он создал группу, скачивал материалы с религиозно-экстремистских сайтов. Эти материалы в дальнейшем распространял среди своих подписчиков и друзей. По делу проводилось несколько комплексных экспертиз. Все они дали ответ, что в материалах содержались запрещенные идеи терроризма и экстремизма.

Своей вины он не признал, но она была доказана материалами дела. Подросток осужден по ч. 1 ст. 174 УК РК “Разжигание религиозной розни” и ч. 2 ст. 256 УК РК “Пропаганда терроризма с помощью коммуникаций”. Ему было назначено 4 года лишения свободы.

– Случай с осуждением школьника за пропаганду терроризма и разжигание религиозной розни в социальных сетях является первым приговором в отношении несовершеннолетнего подростка, – рассказывает Асемгуль Койшина. – Для Казахстана подобная ситуация выглядит жестоко, однако в европейских странах это вполне стандартная практика. Необходимо констатировать, что религиозная пропаганда, в том числе радикальных идей, активно ведется в Интернете, где несовершеннолетние в силу отсутствия религиозных знаний становятся ретрансляторами, не подозревая об этом.

Это лишь часть острых вопросов о детях и религии, которые сегодня пришло время задавать открыто и пытаться найти ответы.

Сейчас активно ведется работа над законопроектом “О религиозной деятельности и религиозных объединениях”.

Будет ли там хоть одна строка, которая затронула бы интересы детей? Или опять промолчим, потупив взгляды…

Источник: