Руслан Иржанов: Лжерелигии подобны светлячкам: чтобы светить, им нужна темнота
О том какие методы используют вербовщики нетрадиционных культов для вовлечения людей в свои ловушки и как научить людей противостоять религиозному экстремизму мы поговорили с экспертом-политологом РИРГ Комитета по делам религий МОР Русланом Иржановым.
Уважаемый Руслан Самарханович, слушатели сегодняшнего семинара-тренинга получили много полезной и нужной информации о том, как необходимо вести информационную работу по противодействию религиозному экстремизму и терроризму. С традиционными религиями все понятно, с ними можно выстраивать союзнические отношения. Но каким образом можно определить опасные нетрадиционные религиозные течения, в какой среде они развиваются и какие цели они преследуют?
Как говорил Шопенгауэр: «Лжерелигии подобны светлячкам: чтобы светить, им нужна темнота». Именно мировоззренческая темнота и недостаточная образованность являются благодатной почвой для ростков радикализации сознания. Опасность возникает на двух уровнях: психологическом и социальном. Сначала, человек под воздействием культа психологически становится в какой-то степени социопатом и уходит в себя (в терминологии нетрадиционных исламских течений, так называемая, «внутренняя хиджера»). А затем это происходит на социальном уровне - человек становится асоциальным. Он выпадает из жизни социума, начинает игнорировать общественные ценности, и не признает государственные устои. Происходит подмена базовых ценностей. Если человек попал в псевдоисламское течение, то ему там говорят, что казахи никогда не были правильными мусульманами и начинают внушать, что надо «очистить свою веру». Псевдохристианские культы так же стремятся трансформировать сознание человека.
Казалось бы, это два совершенно разных направления, но оба преследуют схожую конечную цель: доступ к богатым ресурсам нашей страны.И здесь формула их действий очень проста: чтобы получить доступ к ресурсам, нужно получить контроль над экономикой. А для этого нужно добиться влияния на идеологию, а также на религию. В этих целях применяются определённые информационно-психологические технологии по влиянию на массовое сознание. Вот, к примеру, некоторые псевдохристианские организации, на первый взгляд, кажутся весьма безобидными, ведь они не делают ничего криминального. Они не совершают терактов, однако, они ведут целенаправленную работу по вовлечению большого количества граждан, в орбиту своей идеологии и влияния. Таким образом, они расширяют свою электоральную базу, стремясь в перспективе, путем легитимных выборных процедур, продвигать своих сторонников в органы самоуправления различных уровней. Их скрытая цель - получение доступа к управлению некоторыми общественно-политическими процессами. Также действуют и экстремисты всех мастей, которые, прикрываясь религиозной фразеологией, преследуют политические цели.
Есть ли такие риски для нашего государства, существует ли угроза религиозного экстремизма в Казахстане?
Если рассматривать вопрос в глобальном контексте, то очевидно, что у некоторых геополитических игроков, заинтересованных в наших ресурсах, есть определённые долгосрочные проекты. Допустим, со стороны псевдоисламских течений наблюдаются активные попытки по внедрению в массовое сознание идеи создания, так называемого исламского государства «халифат», а у ряда псевдохристианских течений есть определённые проекты по усилению евангелизации Казахстана. И те, и другие преследуют, тем не менее, одну и ту же цель: политическое влияние и доступ к ресурсам. Здесь очень важно понимать, что проблема религиозного экстремизма связана не столько с религией, сколько с геополитической подоплекой. Разыгрываемая определенными геополитическими силами «религиозная карта» и распространение радикальной идеологии нетрадиционных религиозных течений преследуют одну очевидную цель, а именно - контроль над углеводородными и иными стратегическими ресурсами.
Руслан Самарханович, какие методы воздействия применяют представители деструктивных религиозных организаций для вербовки людей в свои ряды?
Прежде всего, представители нетрадиционныех религиозных течений и их проповедники занимаются психологическими манипуляциями. Они делают упор не столько на религиозные аспекты, сколько на работу с сознанием человека. Их методика заключается в том, чтобы оторвать человека от социума, от близких, изолировать его от окружения. И, как правило, это ведёт к разрыву связи с семьей, с друзьями, с коллегами. Человек постепенно становится асоциальным. При этом, адепту внушают, что только его новые друзья – члены общины или харизматической группы, являются его истинной семьей, его братьями и сёстрами. Для этого применяются различные технологии. Например, когда новичок приходит в группу, используют так называемую «бомбардировку любовью». Каким образом это происходит? Человека окружают заботой и вниманием, ему говорят приятные слова, и он начинает автоматически чувствовать себя комфортно. Ведь ему не хватает этого в обычной жизни. И постепенно, жертва снова пытается увидеться с этими людьми, а они приглашают его снова и снова. Формы встречи, конечно, бывают разные, это могут быть чаепития, песнопения, концерты или просто чтение литературы. Главное - внушение человеку, что только эта группа единомышленников его ценит, и что только они - его настоящие друзья и даже больше – его новая семья. Так со временем происходит отчуждение человека от его привычного окружения и близких людей. Постепенно происходит трансформация сознания. Сначала на психологическом уровне, а потом общению с семьей препятствуют различные религиозные догмы и ограничения.
Какие люди больше всего подвержены влиянию сект? Возможно, это люди с психологическими проблемами?
Давайте оговоримся. Прежде всего, хотелось бы отметить, что в нашем законодательстве пока отсутствует понятие «секта». Однако, в предстоящем процессе внесения поправок и дополнений в 9 законов и 3 Кодекса, касающихся сферы религии, планируется введение такого понятия как «деструктивное течение». Назвать какое-либо религиозное объединение «деструктивной организацией» в соответствии с принципом «презумпции невиновности», можно лишь на основании решения суда. Поэтому пока предлагаю не спешить объявлять какую-либо организацию деструктивной, но при этом выявлять и констатировать деструктивные элементы в ее деятельности. Как правило, в такие группы могут быть завербованы люди, находящиеся в состоянии внутреннего кризиса, после перенесенных психологических травм. Например, в результате разрушения семьи или по причине потери здоровья, либо под гнетом финансовых трудностей. Критические ситуации в жизни иногда подталкивают человека в общество людей, в котором, как им кажется, их любят, сочувствуют и окружают заботой.
Считается, что в деструктивные течения, попадают лишь социально неадаптированные граждане. Но практика показывает, что в их рядах все больше появляются люди вполне успешные, образованные, например, со своим бизнесом и т.д. Хотелось бы отметить, что имущество и социальное положение еще не панацея и не гарантия того, что человек не попадет под влияние идей нетрадиционных религиозных течений. Так как, ещё раз повторюсь, здесь многое делается на уровне психологии. Человек может быть в глазах, окружающих успешным бизнесменом или общественным деятелем, но при этом у него есть внутренняя неудовлетворённость своими достижениями, своим окружением и положением в обществе. Зачастую, религия не играет тут определяющей роли, больше имеют значение психологические аспекты личности. Порой можно встретить вполне состоятельных людей, которые, однако, считают, что они недостаточно реализованы в жизни и не в полной мере оценены социумом.
Насколько глубоко в наше общество проникли нетрадиционные религиозные течения?
К сожалению, своеобразный «идеологический вакуум», наступивший после развала Советского Союза и последовавший сложный переходный период становления суверенных государств способствовали ослаблению идеологического «фильтра». Это, в свою очередь, привело к проникновению на постсоветское пространство идей различных нетрадиционных религиозных течений, в том числе радикальных. Если в прежние времена к религии обращались преимущественно люди старшего поколения, умудренные жизненным опытом и способные отличать традиционную религию от ее суррогата, то с начала 90-х годов в орбиту псевдорелигиозной идеологии все больше стала попадать молодежь. И это далеко не случайно! Практически все стратегии информационных агрессоров, в том числе радикальных течений разных мастей в качестве фокус-группы делают ставку на молодежь. Например, один из апологетов холодной войны – политолог Збигнев Бжезинский, автор книги «Великая шахматная доска» откровенно заявил: «Разложите молодежь и вы завоюете любую нацию». По этой же схеме пытаются действовать и представители нетрадиционных религий деструктивного толка. Поэтому в Казахстане ведется масштабная работа по локализации и профилактике таких влияний. Это видно и на примере вашей области. Вот уже в третий раз приезжаю сюда и могу отметить, что Управление по делам религий уделяет большое внимание системному подходу в своей деятельности. Специалисты во время проведения разъяснительных мероприятий стремятся вовлечь в диалог всех участников. Организаторы понимают, что прежде всего, мы сами должны преодолеть формализм в работе, и пытаться достучаться до сердец людей. В Павлодарской области эта работа проводится целенаправлено, но при этом, имеет место и активное противодействие со стороны идеологических оппонетов. В том же Экибастузе, например, было сильное влияние проповедника Куаныша Башпаева – представителя нетрадиционного религиозного течения салафизм - который привлек немало сторонников в орбиту своей идеологии. Недавно решением суда г.Павлодара он признан виновным в распространении экстремистской идеологии и приговорен к лишению свободы.
Если рассматривать эту проблему глубже, мы опять-таки видим, какие регионы становятся центром устремления подобных организаций. Экибастуз - промышленный город и это привлекает внимание определенных сил. Ведь их задачей является охват экономически развитых регионов и промышленных центров своим влиянием. Поэтому нам важно выстраивать прочный заслон распространению радикальной идеологии. В связи с этим сейчас, наряду с другими комплексными мерами, проводится работа по повышению профессионализма наших лекторов-пропагандистов. Постепенно выстраивается система оптимизация их состава информационно-разъяснительных групп и укомплектования их профессиональными лекторами-пропагандистами. В этих целях в Комитете по делам религий реализуется проект по организации Республиканских курсов подготовки и переподготовки лекторов – членов информационно-разъяснительных групп. На этих курсах только в текущем году пройдут обучение порядка 500 лекторов – пропагандистов из всех регионов республики. Над их подготовкой будут работать специалисты разных дисциплин, таких как религиоведение, политология, психология, риторика, юриспруденция, история, этнопедагогика, культурология и т.д. Поскольку угроза религиозно-мотивированного экстремизма является многоплановой, то ее необходимо рассматривать с позиции разных отраслей знания. Это позволит подготовить пул квалифицированных лекторов пропагандистов, специалистов по работе с аудиторией. Такие специалисты могут противостоять нашим оппонентам – проповедникам деструктивных течений, пытающихся влиять на людей в социальных сетях, при личных встречах и т.д.
Наша задача, как идеологов и членов информационно-разъяснительных групп – научить людей распознавать истинные намерения представителей нетрадиционных течений, совершенствовать методологию и методику информационно-разъяснительной работы, повышать уровень своих знаний. Ведь очень важное средство в выработке иммунитета против вируса радикализации – это прочные знания. Не случайно в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» особо отмечено: «Будущее сегодня творится в учебных аудиториях».
В заключение, что бы Вам хотелось пожелать своим павлодарским слушателям?
Уже в третий раз я встречаюсь с павлодарской аудиторией, и заметил, что жители Павлодарской области отличаются достаточно хорошим уровнем восприятия. Думаю, что это связано с традициями образования. Взять, к примеру, один только Баянаульский район - сколько ярких имен в отечественной науке и искусстве взрастила эта благодатная земля! Очевидно, что в целом, видимо, стремление к образованию - очень свойственно для жителей вашей области. Поэтому желаю оставаться такими же открытыми для новых знаний, уделять внимание укреплению семейных отношений, воспитывать в детях уважение к традициям. Это позволит противостоять информационным агрессорам и отстоять наши базовые ценности.
Как говорил мыслитель Беркли: «Для торжества зла нужно лишь одно условие – чтобы хорошие люди ничего не делали». И здесь вполне уместен оптимизм Чегевары, который призывал: «Давайте будем реалистами и совершим невозможное!»