Современная женщина и ислам. Ценности, традиции и перемены

 149

Управление по делам религий города Алматы рассказывает, как в современных обществах переплетены религиозные установки и светские ценности.

Традиционно роль женщины в исламе сводится к семейным заботам. Но это не значит, что религия ущемляет свободу женщины. У неё есть права! В том числе на труд, на образование. Другое дело, что вера обязывает её подчиняться мужчинам. Именно от них зависит, сможет ли женщина-мусульманка вести полноценную жизнь в обществе или будет заниматься сугубо семейным бытом. В современном исламском обществе сохраняется сплав традиций и более свободных веяний, например, почитание старших и повиновение женщины мужчине с разводами и борьбой за самоопределение женщин.

Всё чаще женщины в своих решениях руководствуются не религиозными традициями, а законодательством, которое защищает их права и права их детей.

Например, в некоторых исламских странах разрешается бить жену в том случае, когда она ослушивается мужа и не повинуется ему без уважительной причины. Основываясь на следующих хадисах "Не следует спрашивать мужчину о том, за что он побил свою жену" или "А тех жен, в верности которых вы не уверены, увещевайте, избегайте их на супружеском ложе и побивайте. Если же они повинуются вам, то не обижайте их".

В Казахстане избиение человека, согласно законодательству, неважно, мужчины или женщины, – это уголовное преступление и абсолютно недопустимо.

Другой пример: согласно исламским канонам мужчинам разрешено иметь до четырёх жён. В Казахстане многожёнство официально запрещено. Каждый казахстанец по закону может одновременно иметь только одного супруга.

В свою очередь религиозные браки в Казахстане не признаются законом, и супруги, вступившие в такой брак, не имеют никаких прав, которые даёт официальный брак.

Например, члены радикальных, экстремистских религиозных организаций очень часто меняют жён, оправдывая свою распущенность некими религиозными идеями, либо никак не объясняя свои поступки. Среди радикалов и экстремистов нередки 5-7 и более браков для одного мужчины. Для развода с женой им достаточно трижды сказать "талак". Брошенные жены таких религиозных деятелей остаются без имущества с детьми и государство не может им помочь, так как религиозные браки в Казахстане недействительны.

Некоторые архаичные религиозные требования, подобные перечисленным выше, современные женщины имеют полное право игнорировать, а при нарушении их прав на здоровье, отдых, образование, защиту чести и достоинства, нарушении брачного законодательства могут обратиться в полицию или в суд. Такие вопросы будут решаться сугубо в правовом поле Республики Казахстан, а не согласно религиозным традициям.

Посмотрим, какое место женщине отводит религия и как оно совпадает с реальным поведением женщин и состоянием института брака в мусульманских странах.

Согласно Корану, мужчина имеет большую власть над женщиной. Как гласит священное писание: "Если бы я должен был повелеть кому-нибудь из людей поклоняться другому, то я бы приказал женщине поклоняться своему мужу, ибо его право над ней велико" (Сахих аль-Бухари и Муслим) или "Мужчины являются попечителями женщин, поэтому Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому, что они расходуют из своего имущества". Вера требует подчинения жены мужу, которая должна посвятить себя семейным заботам.

Однако даже в соответствии с исламом брак не может быть принудительным.

Согласно Корану, если женщина справляется со своими семейными обязанностями и муж ею доволен, то ей уготовано место в раю. Покорность и повиновение супругу, рассматривается в исламе как добродетель. От женщины требуется уважительное отношение к мужу. Она не должна повышать голос на него, а тем более ругаться или оскорблять его.

В исламе роль супругов регламентируются священным писанием. Замужняя женщина является хранительницей семейного очага и должна посвятить себя детям и супругу. В свою очередь муж обязан содержать членов семьи. Спрос с него тоже большой. В священном писании можно прочитать: "Человек не может предстать перед Аллахом с большим грехом, чем невежество членов его семьи".

В исламе роль женщины не ограничивается только семьёй. Религия регулирует ещё её поведение в обществе. Хотя роль женщины сводится к заботе о семье, она имеет право работать, но для этого должна получить согласие у мужа.

Следует отметить, что в исламе различают дочь, сестру, жену и мать. У каждой из них свой свод правил. Девочка в семье – подарок Всевышнего. Часто говорят, что отец трёх дочерей попадёт в рай, но забывают упомянуть, что он должен дать им ещё хорошее воспитание: "У кого три дочери и кто будет ухаживать за ними, кормить и одевать, тот обязательно заслужит рай".

Дочери/сёстры в семье находятся под покровительством мужчин. Как говорится в Хадисе, "Каждый из вас является управляющим и каждый из вас будет ответственный за управление, возложенное на него". Прежде чем покинуть дом, дочери и сёстры должны получить согласие у мужчин.

Но! Следует помнить, что согласно Конституции РК любой гражданин или гражданка РК имеет право на образование, труд, здоровье, отдых без разрешения какого-либо другого гражданина, мужчины или женщины.

Следует отметить, что права и обязанности в исламе описываются религиозными канонами. Следовать им или нет – решение самих верующих. Казахстан является светским государством. А это значит, что определяющим для права выступают не религиозные каноны, а законодательная база, принятая в соответствии с Конституцией страны. Государственные законы верующие, независимо от конфессии, должны соблюдать.

По оценке исследователей исламского права, положение женщины в исламской умме призвано повысить ценность семьи и социальный статус замужней женщины.

Несмотря на это, институт семьи трещит по швам даже в консервативных обществах. Так, в Иране порядка 20% браков заканчивается разводами (данные за 2014 год). В итоге даже власти были вынуждены обратить внимание на данную проблему.

В 2015 году замминистра по делам молодёжи и спорта Ирана Махмуд Голзари сообщил: "80% разводов приходится на молодёжь в возрасте до тридцати лет, проживших в браке чуть больше одного года. Возраст разведённых женщин составляет от 20 до 24 лет, мужчин – 25-29 лет".

По данным иранского социолога Мустафы Форутанпура, в 90% случаев инициаторами бракоразводных процессов выступают женщины. Причины банальные даже для нашего общества: это домашнее насилие, наркомания, финансовые трудности и даже сексуальная несовместимость.

Не лучше дела обстоят в другом крупном исламском государстве – Малайзии. По данным Департамента исламского развития, в 2009 году в стране зарегистрировали 27,1 тысячи разводов, в отличие от 17,7 тысячи в 2005 году. По подсчётам статистов, в 2011 году в стране каждые 15 минут распадалась одна мусульманская пара. Чтобы побороть тенденцию, власти даже рассматривали возможность на законодательном уровне наказывать мужчин за их легкомысленные поступки.

Аналогичная картина наблюдается в Турции, которая претендует на статус лидера в исламском мире. В 2018 году, по данным Турецкого статистического института (TurkStat), количество разводов выросло на 10,9% (по сравнению с 2017 годом). Одну из причин чиновники видят в домашнем насилии. Как сообщил председатель Агентства по правам человека и равенству Турции Сулейман Арслан, "в законе нет ничего о защите семьи".

В Казахстане, который является светским государством, но основная часть населения которого исповедует ислам, процент разводов доходит до 40%.

Несмотря на исламские традиции, институт семьи и статус женщины в консервативных обществах сталкивается с тенденциями, которые чаще встречаются в светских странах. Как заметил Мустафа Форутанпур, просто у каждого поколения своё восприятие семейных ценностей. А пока даже консервативные общества и религиозные установки не в состоянии справиться с девальвацией института брака.

Очевидно, что решение основных проблем института семьи должно находиться в правовом поле, в ряде случаев на помощь должны приходить семейные психологи. Религия всего спектра современных проблем и вызовов не решает.

Источник: