Свобода совести как условие становления гражданского общества
В разные исторические эпохи, у разных народов существовали когда-то и существуют сейчас разные варианты прав, свобод и обязанностей человека. Это различие обусловлено социальными, этническими, историческими, географическими и другими причинами. Сейчас человечество пришло к выводу, что среди всех прав и свобод человека центральное место принадлежит правам и свободам в сфере мировоззрения каждого отдельного человека. Ведь мировоззрение является духовной основой личности человека. С этой точки зрение мировоззрение – это наиболее существенный признак личности человека. Каково мировоззрение, таков и человек в его социальном и личностном измерении. Процесс становления мировоззрения – это процесс становления самой личности человека. Отсюда, насилие в сфере мировоззрения – это насилие не в какой-то частичной сфере проявления человека, а насилие над человеком вообще.
На протяжении веков права и свободы человека в области мировоззрения провозглашались, ограничивались и регулировались в моральных понятиях добра и зла, в религиозных канонах греха и добродетели, в перечне юридическо-правовых документов, а также в системе педагогических и бытовых рекомендаций. Центральное место среди этих прав и обязанностей занимали права и обязанности по отношению к религии. Это обусловлено кроме всего прочего и тем, что религия была и до сих пор остается наиболее массовым мировоззрением. По мнению исследователей, верующие люди во многих государствах составляют не менее двух третей населения (в Казахстан, как и других странах СНГ, этот показатель существенно ниже).
Место и роль религии в жизни обществе не всегда постоянны, они вплотную зависят от конкретно-исторических условий и изменяются с течением времени. Достаточно вспомнить положение религии в советский период. После Октябрьской революции 1917 года в СССР началась эпоха беспощадного революционного террора по отношению к церкви. Она была поставлена вне закона, обречена на бесправие и унижение. Религии как пережитку прошлого не было места в социалистическом обществе.
После рокового периода, полного потерь и испытаний, религия в современном казахстанском обществе переживает второе рождение. На повестке дня нынешнего этапа развития общества стоит не только вопрос о роли религии в жизни общества, но и вопрос, как соотносятся между собой религия, государство и гражданское общество в условиях развития современного Казахстана.
В процессе построения демократичного общества коренным образом изменились отношения между государством и религиозными объединениями. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан и принятым в 1992 году Законом Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» верующие получили возможность свободно исповедовать религию, не подвергаясь ограничению своих общечеловеческих и гражданских прав и обязанностей перед государством. За годы независимости число религиозных объединений в Казахстане возросло многократно и на сегодняшний день превысило четыре тысячи, представленных 46 различными конфессиями.
Символами и реальным подтверждением возрождения веры стали восстановленные и вновь возводимые религиозные храмы разных конфессий. Для сравнения можно отметить, что если в 1990 году на территории Павлодарской области существовали лишь одна мечеть, одна православная церковь и несколько домов молитвы католических и протестантских общин, то сегодня в регионе действует более 160 религиозных объединений семнадцати конфессий. Для верующих открыты двери 125 религиозных культовых сооружений: мечетей, церквей, костёлов, молитвенных домов, синагога.
Немаловажным фактором, коренным образом изменивших положение религиозных объединений в Казахстане, стала правовая база, регулирующая отношения в религиозной сфере.
Обратимся к Конституции Казахстана, статьи, которые касаются свободы совести Статья 1. Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
Статья 22
1. Каждый имеет право на свободу совести.
2. Осуществление права на свободу совести не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством.
Эти положения Конституции, а также Закон РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», принятый 15 января 1992 года, регулирующие отношения в религиозной сфере, общепризнанны отечественными и зарубежными правоведами и религиозными деятелями демократическими и соответствующими всем принципам и нормам международного права.
Для сравнения приведем некоторые положения Конституций ряда государств, где законодательно закреплено правовое неравенство конфессий.
Вот что, к примеру, пишется в Конституции Норвегии:
Статья 2. Евангельская лютеранская религия является официальной государственной религией. Граждане, которые исповедуют эту религию, должны воспитывать своих детей как ее последователей.
В Конституции Дании:
Часть 7, статья 4. Евангельская лютеранская церковь является государственной церковью Дании и в качестве таковой поддерживается государством.
Статья 66. Устройство государственной церкви регулируется государством.
Конституция Греции:
Статья 3. Господствующей религией Греции является Восточная Православная христианская церковь, признавая своим главой Господа нашего Иисуса Христа в единстве по своей доктрине с Константинопольской христианской церковью.
Конституция Ирана:
Статья 2. Исламская республика Иран является системой правления, основанной на вере: а) в единого Бога (как сказано в исламском вероучении: «Нет Бога, кроме Аллаха») в Его исключительную высшую власть и право править и с необходимостью подчиняться его велениям…
Статья 12. Официальной религией Ирана является ислам по традиции двенадцати имамов. Другие течения ислама… также пользуются уважением.
Конституция Боливии:
Статья 3. Государство признает и поддерживает апостольскую католическую религию. Гарантируется возможность публичного совершения любого культа. Отношения с католической церковью регулируются при помощи соглашений, заключенных между боливийским государством и святым престолом.
Конституция Аргентины:
Статья 2. Федеральное правительство поддерживает римскую апостольскую католическую церковь.
В Казахстане же светский характер государства и отделение религиозных объединений от государства означают, что религиозные объединения не вмешиваются в дела государства, не выполняют никаких государственных функций, не занимаются политической деятельностью. Запрещается создание политических партий на религиозной основе.
Особенности режима взаимоотношения государства и религии можно определить следующим образом:
1. Государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии.
2. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений (если нет нарушения закона).
3. Государство не оказывает религиозным объединениям материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой поддержки.
4. Религиозные объединения не выполняют каких-либо государственных функций, не вмешиваются в дела государства, а занимаются лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.
Этими положениями Республика Казахстан подтверждает свою приверженность к построению демократического, светского, правового и социального государства, в котором законодательно закреплены принципы свободы совести и вероисповедания, равное право граждан различной конфессиональной принадлежности на создание своих религиозных объединений, принцип невмешательства государства во внутренние дела религиозных объединений и другие основополагающие нормы политически-правовой регуляции социального функционирования религии, принятые международным сообществом.
Анализ Конституции Казахстана и соответствующих законодательных норм, регулирующих отношения в религиозной сфере, а также религиозных процессов в республике за последние годы, дает полное основание говорить о заметных позитивных изменениях в положении религиозных объединений и обеспечении прав верующих в нашем государстве.
Вместе с тем, религиозные отношения необходимо увязывать с единой системой всех общественных отношений, так как свобода совести, может быть реализована только в контексте всех других прав и свобод человека в демократическом обществе. Следует объективно признавать, что религия как социальный институт является неотъемлемым элементом гражданского общества и играет значимую роль в его формировании.
Как форма общественного сознания религия создает определенную систему человеческих норм и ценностей, регулирует социальное поведение человека, его отношение к обществу, семье, другим людям. Во все времена религия была тесно связаны с возникновением и развитием общества, его моралью, развитием культурных ценностей и с передачей исторического наследия от поколения к поколению.
Помимо этого, религия выступает как фактор стабильности общества и служит источником социальных изменений. Религии присуща также функция сохранения и укрепления социальной системы и удовлетворения потребностей людей в общении друг с другом.
Религия является моральным фундаментом общества, выполняет роль охранительницы духовных ценностей. Мораль и религия - понятия, которые многие тысячи лет воспринимались человеком как явления одного порядка, когда одно не мыслилось без другого. Именно в религии общество ищет ответы на извечные вопросы, что такое добро и зло, в чем смысл жизни и т.п.
В целях построения полноценного гражданского общества мы должны отстаивать необходимость самого строгого выполнения конституционного принципа отделения религии от государства, неуклонного и неукоснительного выполнения принципа равенства религиозных объединений перед законом. Обеспечение действительного равенства религиозных объединений предполагает постоянные усилия общества и государства по наиболее общим направлениям.
Главное в обеспечении равенства религий – формирование соответствующего мировоззрения в обществе. Все зависит от утверждения в обществе толерантных традиций, от культуры, которая воспитывается с детства, от характера образования и воспитания. Конечно же, воспитание такой культуры - процесс длительный, тем более важно начать работу как можно раньше и осуществлять ее постоянно, в первую очередь в сфере образования.
Отделение религии от государства не означает, во-первых, отделения общества от религии, а во-вторых, не снимает с государства обязательств и ответственности за состояние этой сферы общественной жизни. Должны быть созданы фактически одинаковые условия, право как на религиозное самоопределение личности, так и на отсутствие такового.
Таким образом, с точки зрения определения религии как важного фактора в формировании гражданского общества мы должны:
- особо отметить необходимость соблюдения законодательства в области свободы совести и вероисповедания;
- придерживаться принципа построения поликонфессионального общества на основе равенства религий перед законом и охранения прав граждан как внутри общины, так и за ее пределами;
- прилагать усилия к сближению социальных позиций: диалогу конфессий и общества в целях построения правового государства и гражданского общества, гарантирующего свободу выбора вероисповедания и идейный плюрализм.
Только при соблюдении названных положений, возможно говорить о религии, как об элементе гражданского общества.
Статья опубликована в информационно-аналитическом
бюллетене «Религия и право» за 2008 год