Тепло родного дома

 1037
Диана КАЛМАНБАЕВА

По результатам операции «Жусан», проведенной спецслужбами нашей страны, из Сирии были эвакуированы 516 казахстанцев, в том числе 357 детей. Гуманитарная инициатива Казахстана получила высокую оценку мирового сообщества и стала примером для многих стран. 

На первом этапе этой масштабной операции из зоны боевых действий было вывезено 47 наших граждан. Оказавшись в заложниках у террористов, они просили о помощи через родных. В начале мая эвакуировали еще 231 казахстанца, в том числе 156 детей, в основном дошкольного возраста. В ходе заключительного третьего этапа, который прошел с 28 по 31 мая, домой смогли попасть 67 женщин, 171 ребенок, в том числе девять сирот.

Среди них были и 20 жамбылцев (шесть женщин, 14 детей) из Шуского, Кордайского, Меркенского, Байзакского районов.

Прежде чем вернуться к родным и близким, они прошли реабилитацию в специальном адаптационном центре в городе Актау, где с ними общались психологи и теологи. Возвращенцы получили необходимую медицинскую помощь, привели в порядок документы. В настоящее время дети посещают школу, женщины устраиваются на работу.

Их с нетерпением ждали родственники. Бабушки и дедушки, потерявшие всякую надежду увидеть живыми своих дочерей и внуков, не скрывали слез. К сожалению, долгожданная встреча в некоторых семьях была наполнена не только надеждами, но и горечью утраты. Мужья почти всех женщин погибли на той войне.

К необдуманным поступкам их всех подтолкнули проповеди Дарына Мубарова (идеолога псевдосалафизма) и Саида Бурятского (духовного лидера боевиков на Северном Кавказе).

— Саид Бурятский погиб, но видео с его участием остались в Интернете. Он сам был боевиком и других открыто призывал взять в руки оружие. Дарын Мубаров проповедует учение псевдосалафизма. А человек, примкнувший к радикальному течению, рано или поздно может стать террористом. Важно учесть, что Мубарову запрещено заниматься миссионерской деятельностью в Казахстане, — говорит руководитель отдела центра исследования проблем религий акимата области Сержан Култаев. — Кстати, центр исследования проблем религий проводит мониторинг Интернета, и после религиоведческой экспертизы подозрительные ссылки блокируются.

Те, кто выехал в Сирию, называли себя мухаджирами, сравнивая себя с мусульманами, в средние века переселившимися из Мекки в Медину. Однако сравнение это вряд ли можно назвать подходящим.

— Мухаджиров там за людей не считают, защищают только выходцев из Ирака и самих сирийцев. Ни мы, ни граждане других стран никому там не нужны. Я рада, что опомнилась, хоть и с опозданием, и что моя попытка уехать оттуда удалась. Между прочим, многие иностранцы завидовали тому, что власти Казахстана позаботились о нас, вывезли домой. Такой же помощи многие ждут от своих государств, — говорит Гульмира, одна из вернувшихся из Сирии женщин (здесь и далее их имена изменены).

Как страшный сон вспоминает свое пребывание в Сирии и другая наша землячка Индира.

— Мой муж ударился в религию, носил короткие штаны, отпустил бороду. Лишь потом я узнала, что он придерживался салафизма. Муж обманул меня, когда уезжал в Сирию. Он сказал, что собирается в Турцию, будет там учиться. Через несколько месяцев я поехала за ним. На границе в Турции он меня встретил с двумя детьми и увез в зону боевых действий. Это все происходило в 2013 году. Через два года муж погиб, а я с детьми самостоятельно не смогла оттуда выбраться, — рассказывает она.

От голода и холода умер ее третий ребенок.

— Обман, насилие и война — вот что я видела каждый день последние шесть лет. Когда у тебя на глазах умирает малыш, а ты ничем не можешь помочь, от осознания своего бессилия сходишь с ума. Нам и самим нужна была защита. Женщин, которые не хотели подчиняться, насиловали, — говорит она.

Индира уже не верила, что сможет вернуться на родину живой, и сегодня благодарит за это руководство страны и всех причастных к операции «Жусан». Сейчас она старается создать условия для комфортной жизни, чтобы дети забыли пережитый на чужбине кошмар, чтобы учились в школе, занимались спортом, росли здоровыми.

…Айгуль, как и другие потерпевшие, думала, что едет в исламский халифат. Наслушавшись всяких «проповедников» в Интернете, она хотела жить по законам шариата.

— Хочу предупредить своих братьев и сестер — мусульман: не совершайте такую же ошибку. Жить, как предписывает священный Коран, можно и на родной земле. Не обязательно ради этого уезжать неизвестно куда, отказываться от близких людей. Прикрываясь идеями халифата, преступники преследуют свои личные цели. Женщин там ни во что не ставят. Если умер муж, насильно выдают замуж, причем многократно. Женщины не имеют права отказываться. Жестоко обращаются даже с девочками, которым едва исполнилось 11 — 12 лет. Разве этому учит нас ислам? — задается вопросом она.

В свою очередь Ардак — одна из вернувшихся женщин, считает, что родителям не следует заставлять ребенка делать что-то против его воли, навязывать свое мировоззрение. Опыт тех, кто добровольно уехал в Сирию, показывает, что родители не всегда правы.

— Не заставляйте девочек-мусульманок носить платок. Сначала они должны получить светское образование, чтобы уметь защищаться от уловок экстремистов. Вера никак не связана с внешним видом. Этому доказательство — бесконечная война в Сирии. Достигнув совершеннолетия, они сами выберут, по какому пути пойти. Если вы будете их насильно заставлять поклоняться Богу, то религия всегда будет ассоциироваться с чем-то агрессивным, — говорит женщина.

С женщинами, вернувшимися из Сирии, до сих пор работают психологи и теологи. По словам инспектора областного центра исследования проблем религий Мадины Садык, им читают лекции о религии, чтобы объяснить, в чем они ошибались.

Источник: