В основе стратегии – прагматизм

 1124
Тимур Сериков

В своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» президент Н.Назарбаев сделал особый акцент на категории «прагматизм». И это было сделано неспроста, поскольку, по мнению Елбасы, процесс модернизации невозможен без пересмотра устоявшихся взглядов и решительного отказа от стереотипов. При этом он подчеркнул, что ретроспективный взгляд на национальную историю свидетельствует в пользу того, что в ней немало примеров приверженности наших предков философии прагматизма.

Тем самым глава государства послал обществу и каждому соотечественнику месседж о необходимости заняться поиском ответов на вопросы сегодняшнего дня в аккумулированном опыте всех наших предшественников.

И это было бы очень рационально и правильно со всех точек зрения. Ведь, как свидетельствует вся мировая история, общество, которое не переосмысливает пройденный путь, не имеет перспективного будущего.

Тем более что в интеллектуальном и культурном наследии, доставшемся нам от предков, есть важные категории непреходящего характера, которые могут принести немало пользы и в нашей сегодняшней деятельности.

Своими установками президент страны ориентирует общество на очень принципиальные вещи. А именно: как важно уметь извлекать рациональные зерна из практики прошлого, руководствуясь при этом категориями исторического порядка. Способность улавливать веяния времени, приспосабливаться к новым условиям, смотреть вперед не возникает из ничего, а проистекает из умения осмысливать и тщательно анализировать накопленный предшествующими поколениями опыт.

Для нашей становящейся государственности особенно важно продвигаться вперед с учетом уникального и экологически правильного уклада жизни, которого на протяжении столетий придерживались наши предки.

В современных условиях, когда планетарного масштаба достигли проблемы сохранения среды обитания, исторический опыт казахского социума по прагматичному и экономному использованию природных (прежде всего, земельных) ресурсов становится актуальным как никогда. Мировой опыт показывает, что становление новой государственности – процесс сложный и извилистый, когда нам приходится преодолевать многочисленные трудности, осмысливать противоречивые тенденции.

И здесь могут возникнуть некоторые сложности в понимании необходимости использования опыта прошлого, так как не все в нем представляется таким уж и бесспорным. Это становится весьма очевидным, если попытаться дать оценку экологически негативным явлениям, с которыми наше общество столкнулось в советскую эпоху.

Достаточно вспомнить печальную судьбу Аральского моря, которая как раз таки стала следствием непрагматичного отношения к окружающей среде. Но если вспомнить, что даже такой негативный опыт имеет свою ценность, то из него следует извлечь своевременные и правильные выводы. Поэтому мы больше не можем позволить себе дважды наступать на одни и те же грабли и повторять ошибки подобного свойства, когда национальный прагматизм претерпевает чудовищные трансформации, и в итоге мы скатываемся в банальное расточительство.

Казахскому социуму необходимо переосмыслить роль и значение прагматизма в новых условиях, чтобы конструктивно использовать его в практике будущего. Это означает, прежде всего, отказ от грез и завышенных ожиданий, которые были присущи общественному сознанию на начальных этапах суверенности, когда наше самомнение подпитывалось иллюзиями насчет шансов стать вторым Кувейтом или следующими ОАЭ.

Поэтому пришло время осознать: каждый из нас и общество в целом должны в своей деятельности ориентироваться на достижение вполне конкретных и реальных практических достижений. Следовательно, необходима не слепая вера в абстрактное «светлое будущее», а реалистичное осознание того, что для нас посильно и достижимо.

Только такое понимание может стать гарантией того, что наши  граждане не клюнут на наживку в виде популистских лозунгов и соответствующих им идеологических установок. Эра таких приемов и уловок канула в Лету. Елбасы сформулировал это предельно ясно: «Век радикальных идеологий прошел. Нужны ясные, понятные и устремленные в будущее установки. Такой установкой может быть ориентация на достижение конкретных целей с расчетом своих возможностей и пределов – как человеком, так и нацией в целом. Реализм и прагматизм – вот лозунг ближайших десятилетий».

Отказ от изживших свое время идеологизмов, всесторонний и глубокий анализ и концептуальное переосмысление всего позитивного, что было в историческом опыте казахского социума, его последовательное и прагматичное использование и синкретизация с современной практикой, усиление ответственности путем внедрения элементов персональной ответственности в новых условиях, обогащение полученного от предшественников опыта с учетом требований дня сегодняшнего — вот залог успешного движения вперед.

Понятно, что модернизация общественного сознания — это многомерный и непростой процесс. И вряд ли можно предварительно все рассчитать и наметить точные маршруты продвижения по этому пути. Его конкретные формы, количество и характер промежуточных этапов, поиск неизбежных компромиссов — все это должно выявляться сугубо эмпирическим путем. Наверняка будут и ошибки, и просчеты, и просто промахи. Но у нас, по большому счету нет иного выбора, поскольку только этот вектор позволит нашему обществу выйти на твердую почву политики, соответствующей магистральным путям мирового исторического развития, и получить гарантии того, что к изжившим себя формам идеологии – коммунизму, фашизму и т.д. – возврата нет.

Точка бифуркации уже пройдена. Но есть в накопленном за годы независимости багаже и примеры, когда мы очень быстро и точно делали наиболее подходящий нам выбор. Речь идет о том, как еще в начале «нулевых» годов наше политическое руководство взяло курс на «тотальную деидеологизацию», объявив прагматизм краеугольным камнем как внутренней, так и внешней политики.

Время быстро и ощутимо показало своевременность и логичность такого подхода. Однако время не стоит на месте, и теперь мы вступаем в качественно новый этап, когда прагматизм из инструмента большой политики должен трансформироваться в ключевой элемент общественного сознания.

Как знать, быть может когда-нибудь этот отрезок нашей политической истории станет объектом научных изысканий, как наглядный пример рационального использования мирового опыта в процессе поиска своего достойного места в истории.

С идейно-политической точки зрения краеугольным камнем процесса модернизации является участие в нем всех слоев общества. Образно говоря, выдвигая цель — модернизировать общественное сознание, Н.Назарбаев выдвинул задачу – построить общество «всеобщего участия».

По логике, необходимость привлечения широких слоев населения к активному и сознательному участию в модернизационных преобразованиях, выдвигает на первый план проблемы образования и воспитания, проблемы культуры — во всевозможных значениях этого понятия. Особую роль в этом плане должно сыграть решение о переводе казахского языка на латиницу, поскольку новый алфавит даст ему исторический шанс на полноценную и всестороннюю модернизацию, что, в свою очередь, предоставит казахскому социуму шанс расширить возможности для того, чтобы внести свой достойный вклад в мировую культуру.

Вызовы времени говорят в пользу необходимости больших сдвигов для создания возможностей для реальной модернизации на уровне культуры. В этом направлении есть еще один проблемный аспект, требующий разрешения.

Да, можно отреставрировать памятники древности. Можно собрать в музеях то, что сохранило время и пощадили люди. Но гораздо важнее дать историческим реликвиям новую жизнь, чтобы из просто музейных экспонатов они стали живым, развивающим элементом уже будущей культуры.

И именно на это нацеливает президент Н.Назарбаев, когда говорит: «На пути модернизации нам стоит вспомнить навыки предков. Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных ресурсов...».

Ясная, предельно лаконичная и в то же время четкая и точная постановка вопроса. Процесс казахстанской модернизации уверенно и поступательно идет вперед. Но отныне он приобретает новое звучание и качественное углубление. Это делает еще более актуальной необходимость широкого, сознательного, активного участия всех нас в созидании общества нового типа. Отсюда вытекает чрезвычайное политическое значение культурологической проблематики, и для углубления модернизации, и для формирования нового массового сознания казахского общества.

В древней мудрости утверждается, что непонимание настоящего и непредсказуемость будущего заставляет все время оглядываться назад, в прошлое.

Однако Елбасы ясно дал понять, что мы никогда и ни при каких обстоятельствах не можем позволить себе выпасть из общемирового цивилизационного процесса. Как полноправный субъект мировой истории, казахстанское общество должно пройти отмеренный ему путь до конца. И наше общество готово к этому как никогда прежде, поскольку воодушевлено ясной и четкой программой действий, которая сформулирована в статье президента Н. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».

Источник: