Важность религиозного просвещения в современном обществе

 1839
Жагипаров М.Б.- инспектор отдела по информационно - разъяснительной работе ЦАРМО

В Казахстане с обретением независимости и началом его развития как правового, демократического государства сформированы политико-правовые основы для свободы вероисповедания. Культурную и историческую ценность для нашего государства представляют, прежде всего, ислам и православие. В условиях открытости и демократичности нашего государства в последние годы начали активно распространять свои вероучения нетрадиционные конфессии, среди которых немало псевдо-религиозных верований деструктивного, тоталитарного характера. Их деятельность часто вызывает критику и настороженность общества.

Деятельность нетрадиционных конфессий, носящих деструктивный, тоталитарный характер, направлена на манипулирование личностью, деформацию ее сознания. Объектами их деятельности могут стать как отдельные лица, так и  группы людей, что в конечном результате ведет к отказу «новых» адептов от исторических и традиционных ценностей нашего народа.

Очевидно, что наиболее уязвимой группой является молодежь. В поисках духовного совершенства, ответов на вопросы религии молодые люди могут попасть в «духовное рабство» [1].

Отсюда следует необходимость религиозного просвещения. Если прежде обучение религии было делом религиозных общин, то теперь роль государства принципиально возрастает: оно должно взять на себя не обучение религии, а систематическое знакомство с основами разных религиозных традиций, историей религий. Заметим, что определение «светское» государство не означает атеистическое.

Введение в казахстанских школах факультативного курса «Основы религиоведения», явилось первым шагом государства к развитию религиозного просвещения молодежи. В последние годы активно обсуждается вопрос внедрения аналогичного предмета в ВУЗах страны для студентов младших курсов. Это должно послужить привлечению молодых людей к изучению основ религии, тем самым повышая религиозную грамотность подрастающего поколения. На сегодняшний день этот вопрос еще не решен на правительственном уровне [2].

 Межконфессиональное и межэтническое согласие в Республике Казахстан является одним из необходимых условий целостности государства и его продвижения по пути демократических преобразований. Мирное сосуществование представителей различных национальных и религиозных групп во многом зависит от государственной политики и в этой связи опыт властей Казахстана заслуживает внимания. В то же время Казахстан является частью мирового сообщества, которое столкнулось с современными вызовами в религиозной сфере и с наступлением радикального ислама. Влияние деструктивных сил может осложнить ситуацию в республике. В связи с изменением религиозной ситуации в стране возникла необходимость переосмысления достижений Казахстана на пути создания государства межконфессионального согласия и просчетов, допущенных при недооценке проблем в религиозной ситуации.

Недостаточное внимание к деятельности деструктивных сил привело к их активизации. Степень влияния деструктивных религиозных организаций на социально-политическую жизнь Республики Казахстан зависит от целей этих организаций: одни их них действуют разрушающе на личность, ставя индивидуума в психологическую зависимость от руководства такой организации, контролируя его деятельность и направляя его действия и поступки в нужном для организации русле; другие могут в значительной степени повлиять на политическую жизнь государства, представляя угрозу для сохранения независимости страны. К числу последних можно отнести религиозные движения или группировки, которых в последнее время стали объединять термином «радикальный ислам». К радикальным исламистским группировкам относятся течения, которых называют «ваххабиты», «фундаменталисты», «салафиты» и многие другие – все они конечной целью своей деятельности считают создание исламского халифата на обширной территории, включая современный Казахстан. Иными словами, деятельность радикальных исламистских группировок и партий направлена на свержение существующего политического строя в республике тем или иным методом.

В результате пассивного отношения правительства в первые годы образования независимой Республики Казахстан к данной проблеме и недостаточной религиозной грамотности населения многие граждане Казахстана, особенно представители молодого поколения, попали под влияние деструктивных религиозных сил. Проблема потребовала всестороннего анализа, включая изучение современной религиозной ситуации в стране, существующего законодательства в религиозной сфере и разработке предложений и рекомендаций [3].

Сами по себе традиционные религии, будь это христианство, ислам, иудаизм, не бывают экстремистским, в природе традиционных религий отсутствуют радикализм и ксенофобия. Любая религия призывает к миру, добру, состраданию. Другое дело, деструктивные организации, группы, течения которые прикрываются религией, к примеру, исламизм. Нужно различать эти термины. Ислам – мировая монотеистическая религия, религия добра и мира. А исламизм – это религиозно-политическая идеология, которая имеет конкретную прагматическую конструкцию, направленную на определенные геополитические и геоэкономические цели.

Наше многолетнее атеистическое прошлое – один из главных факторов. Население постсоветских стран в массе своей не знает базовые постулаты традиционных религий. Если мы говорим об исламе, читать намаз или нет – дело каждого, но мы все должны знать, что из себя представляет традиционный ортодоксальный ислам. Пока генезисные принципы не узнают наши соотечественники, они будут потенциальными субъектами манипуляции со стороны лидеров деструктивных религиозных течений, потому что они не информированы. Практически все население у нас светски образовано, но в религиозном плане не владеет достаточным объемом информации, чтобы сформировать иммунитет против радикальных идей. Глава государства озвучивал такую задачу, чтобы в нашей стране все граждане имели внутренний иммунитет и внутренний фильтр, чтобы не принимать, а отвергать радикальные идеи, касающиеся религии. Кроме того, есть масса других факторов, которые влияют на радикализацию части населения, например, социально-экономические проблемы, вопросы трудоустройства.

Необходимо проводить профилактику религиозного экстремизма через пропаганду межконфессионального согласия и толерантности, сохранению и развитию духовной культуры и традиций казахстанского народа, продвижение в общественное сознание принципов светскости государства и общества, повышение религиозной и правовой грамотности населения, раскрытия сущности и пагубности радикальных религиозных идеологий.

 

Список использованной литературы

  1. Косиченко А.Г. Казахстанская модель межконфессионального согласия// Н.А.Назарбаев – основоположник казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия/ Сост.: А.Н. Нысанбаев, А.Г. Косиченко. Алматы, 2010. – С. 266-284
  2. Голикова В.И. Политика Республики Казахстан в религиозной сфере. Алматы. – 2011.
  3. Религиозная ситуация в Казахстане// Свободная Азия. – 20 ноября 2013