Верховный муфтий РК: Борьба с религиозным экстремизмом – это не борьба с верующими

 3016
Торгын Нурсеитова

Государство и граждане должны выступить единым фронтом против всех видов и проявлений радикализма, экстремизма, и терроризма. Ни в коем случае нельзя допускать подмены чистой веры в Создателя на агрессию и фанатизм - об этом и другом читайте в интервью председателя Духовного управления мусульман Казахстана, Верховного муфтия Серикбая кажы Ораза, сообщает Zakon.kz.

- Глубокоуважаемый хазрет, многие казахстанцы с интересом прочитали вашу книгу "Ұлы дала төсіндегі Ислам", повествующей о чистом пути ислама, проложенном через дебри веков на великой казахской земле. В приветственном слове Елбасы это особо отметил и подчеркнул, что нам нужно сформировать религиозное сознание, соответствующее национальным традициям и культуре нашего народа. Это реально сделать?

- Во-первых, хочу отметить, религия является неотъемлемой составляющей жизни человеческого общества. Поэтому закономерно, что роль религии в жизни общества весьма значима и влияние, которое оказывает то или иное верование на социум, в котором оно распространено, трудно переоценить. У нас в стране принят ислам суннитского направления - ханафитский мазхаб - где мусульмане составляют более 70% населения.

Ислам достиг казахской земли в далеком VIII веке. Тюркские народы приняли святую религию по доброй воле и по зову собственного сердца, а не под давлением и агрессией. Тюркские племена, осознав значение религиозных предписаний и запретов, начали поклоняться Великому Создателю, ведь ислам – прямой путь к истине.

Степной народ, древние обычаи и традиции которого гармонично сплелись с шариатом, сделал шаг в сторону мировой цивилизации. Выдающийся мастер художественного слова Мухтар Ауэзов говорил, что "познав мусульманство, тюркские народы словно поднялись на новую ступень". И Духовное управление мусульман Казахстана, вступив в новый этап развития, проводит работу, соответствующую вызовам времени.

Что касается реально или нет, то в этом плане духовенством Казахстана проводится огромная работа, так что, думаю, это вполне осуществимо. В течение последних четырех лет, после переезда в столицу Нур-Султан, нами осуществлены масштабные мероприятия, приняты важные меморандумы. Все молитвенные места страны работают на основе документов, принятых на форуме имамов. Они действуют в четырех направлениях, утвержденных ДУМК.

- Извините, сколько сегодня в Казахстане мечетей?

- Около трех тысяч. А в первые годы независимости их было всего 63. Учитывая, что большинство населения Казахстана признают себя мусульманами, количество мечетей может увеличиться еще больше.

Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Знание и мудрость – потерянные сокровища мусульман, поэтому, где бы они ни находили их, пусть освоят полностью". Очень важно иметь глубокие знания, сильный дух, высокое самосознание и самое главное – чувство единения. В этой связи нами проводится целенаправленная работа по подготовке специалистов, преподающих ислам у нас в республике, установлены деловые контакты с отдельными иностранными религиозными объединениями, а также с лучшими учебными заведениями в данной области.

На Совете ученых и Высшего Президиума с учетом интересов государства и норм закона была принята Концепция развития религиозного образования ДУМК до 2020 года, предназначенная для комплексного решения проблем, имеющих место в мусульманском обществе. В соответствии с Концепцией все медресе в городах Сарыагаше, Шымкенте, Алматы, Актобе получили статус колледжа. Для подведомственных ДУМК медресе составлены типовые учебные программы по 32 духовным предметам, приняты соглашения с религиозными учебными заведениями Турции, Египта, России, Татарстана и Малайзии.

- Все ли ваши колледжи имеют государственную лицензию?

- На данный момент в нашей стране функционируют девять медресе ДУМК, из них пять получили государственную лицензию колледжа, в них обучаются 1717 студентов. Все медресе и колледжи имеют государственную лицензию, позволяющую обучать слушателей по специальности "Исламтану", квалификация "Имам Хатиб". Сроки обучения составляют 2 года 10 месяцев и 3 года 10 месяцев. Всем выпускникам медресе-колледжей выдается диплом о среднем и техническом образовании.

Кроме того, при областных, городских, а также районных мечетях ведутся постоянные курсы религиозной грамотности. Всего по республике насчитывается 966 мечетей с подобными курсами. Для продуктивного проведения школьниками летних каникул, при мечетях открыты дополнительные религиозные курсы.

Безусловно, знание - бесценное сокровище, большое оружие, без знания не может существовать никакая цивилизация. Мы призываем придерживаться традиционного религиозного пути – мазхаба Имама Абу Ханифы, который по содержанию и по основным догматам близок нашим народным традициям и обычаям, самосознанию нашего народа.

- Что вы можете сказать об экстремистских и деструктивных религиозных течениях, они же тоже есть и представляют собой очень серьезную угрозу безопасности нашей страны и наших граждан.

- Прежде чем ответить на ваш вопрос, хотел бы отметить, что борьба с религиозным экстремизмом – это не борьба с верующими. Конечно, нельзя забывать, что сегодня злобные внешние силы пытаются сбить с истинного пути ислама нашу молодежь и утянуть ее в неверном направлении. И в этом плане горькие уроки Сирии должны нас научить многому.

Что же влекло некогда мирных граждан в зону вооруженного конфликта? Через социальные сети им обещали жизнь по "истинным мусульманским правилам", расписывалась красивая жизнь, которая якобы там существует. Говорили, будто там живут по справедливости, соблюдаются все религиозные каноны. И, как правило, на эти уловки попадаются молодые, только что пришедшие в ислам, люди. Именно молодые казахстанцы против воли родителей или же без их ведома уезжают в горячие точки, не думая, что их там ждут война, убийства и разрушения. А по приезду туда убеждаются, что на самом деле ситуация совсем другая, справедливости там и близко нет. Поэтому надо быть осторожными, бдительными и избегать того, что несвойственно для нашего народа.

Конечно, Казахстан всегда поддерживает своих граждан вне зависимости от их местонахождения. Операция "Жусан" в Сирии, которая успешно прошла в несколько этапов по поручению Елбасы и Президента Токаева, позволила вернуться на родину сотням казахстанцев, в том числе 357 детям, и сегодня они проходят реабилитацию, с ними работают психологи, теологи и религиоведы. Они прилагают все усилия, чтобы помочь этим людям уйти от прежних предрассудков и приблизить их к истинной вере, брать из религии только хорошее, убедить их, что слепой фанатизм не характерен менталитету нашего миролюбивого народа, это противоречит ханафитскому мазхабу, которого придерживаются мусульмане нашей страны.

- Но в этом плане, думается, должны работать не только теологи и религиоведы, но и другие эксперты и специалисты.

- Вы правы. Хочу особо отметить, что ДУМК взял за правило вести содержательную агитационно-пропагандистскую работу с охватом как можно большего круга населения, поэтому была создана большая информационно-разъяснительная группа, куда вошли известные опытные специалисты, начиная с государственных служащих и заканчивая сотрудниками исправительных учреждений. Группа работает на постоянной основе и на сегодняшний день провела множество важных мероприятий, нацеленных на борьбу с религиозным экстремизмом и терроризмом. Заслуживает внимания работа Совета улемов ДУМК по изучению проблемных вопросов общества, вынесению своевременных решений (фетв), строго основываясь на принципах ислама и духовного развития нашего общества.

Словом, духовенство старается подходить к решению этих вопросов творчески, как говорит современная молодежь, креативно, чтобы сформировать религиозное сознание, соответствующее национальным традициям и культуре нашего народа.

Мы считаем важным, чтобы государство и граждане выступили единым фронтом против всех видов и проявлений радикализма, экстремизма, и терроризма. Ни в коем случае нельзя допускать подмены чистой веры в Создателя на агрессию и фанатизм.

Всевышний Аллах в 103-аяте суры "Аль-Имран" Священного Корана повелевает человечеству жить в мире и согласии: "Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь". Без единства будущее представляется неясным, где единство теряется, там есть проигрыш и это хорошо доказывает история человечества. Жизненное благополучие заключается в единстве.

- В Казахстане мирно сосуществуют 18 конфессий, это тоже, наверное, показатель единства…

- Безусловно. Казахстан представляет собой образец межрелигиозного единства и согласия, у нас в мире и согласии проживает более ста этноса и народностей. У нас особое внимание уделяется национальным и религиозным меньшинствам и создаются все условия, чтобы права человека на свободу совести и вероисповедание были реализованы максимально.

Любовь к Родине – от веры. А Родина – это не только некое географическое понятие, это, прежде всего, народ, ее населяющий. Это известное изречение Пророка также является для мусульман важным фактором единения с согражданами, какого бы вероисповедания они не придерживались. Для этого мы должны понимать друг друга, помогать друг другу, уметь слушать, слышать друг друга и вести конструктивный диалог.

- Как, по-вашему, должен строиться диалог между людьми?

- Диалог должен строиться на следующих основных принципах.

Принцип равенства. Все люди на земле берут свое начало от Адама и Евы (мир им), и посему они должны ощущать равенство не только на словах, но и на деле. Как известно, ислам не делает различий между людьми по признаку национальной принадлежности, цвета кожи или языка. Подчеркивая важность этого, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: "О люди! Поистине, ваш Господь – один, и ваш отец – один. Ни один араб не имеет преимущества перед неарабом, но и неараб не имеет преимущества перед арабом; черный не имеет никакого преимущества перед красным, и красный не имеет преимущества перед черным, кроме как в вопросах благочестия и богобоязненности".

Принцип равенства, как он провозглашен исламом, не является абстрактной идеей подобно тому, как это было в революционных лозунгах. Ислам практически претворил этот принцип в жизнь общества, в котором в те времена существовала жесткая дискриминация по признакам происхождения, расы и имущественного положения людей. Так что беспочвенны утверждения некоторых людей, когда они говорят, что ислам ведет к арабизации.

Другой принцип диалога – принцип взаимопонимания и любви, что в полной мере обеспечивает плодотворный межэтнический и межрелигиозный диалог. Благодаря разумной политике мы вошли в мировое сообщество как миролюбивое государство, добровольно отказавшись от ядерного арсенала, установив добрые отношения с соседними странами.

Кроме того, Казахстан выступил инициатором съезда лидеров мировых и традиционных религий, который периодически проводится в столице нашей страны, начиная с 2003 года. Примечательно, что впервые в истории в качестве инициатора проведения такого высокого собрания выступил не какой-нибудь религиозный деятель, а руководитель светского государства, Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Тем самым мы показали всему мировому сообществу яркий пример общенационального консенсуса и консолидации общества.

Сегодня уже можно твердо сказать, что Казахстан вносит достойный вклад в развитие глобального процесса диалога культур и цивилизаций.

Источник: