Во имя мира и согласия

 107

10–11 октября в Астане состоится VI Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Тема форума крайне актуальна – «Религиозные лидеры за безопасный мир». Участники намерены обсудить вопросы сближения культур и цивилизаций, попытаться дать ответы на ключевые вызовы современности. О том, как зарождался уникальный форум, какие задачи он выполняет и о планах на будущее, рассказал в интервью газете «Литер» председатель Сената Парламента РК, руководитель Секретариата Съезда лидеров мировых и традиционных религий Касым-Жомарт Токаев.

– Касым-Жомарт Кемелевич, Съезд лидеров мировых и традиционных религий на протяжении 15 лет проходит в Астане, где собираются лидеры разных религий со всех уголков мира. Как зарож дался этот форум?

– Идея созыва съезда принадлежит Президенту Нурсултану Назарбаеву. Она была выдвинута в начале тысячелетия на фоне кризиса мироустройства после холодной войны, беспрецедентных террористических атак 11 сентября в США. Эти тревожные события стали своеобразным отражением весьма неоднозначной гипотезы С. Хантингтона о неизбежном столкновении цивилизаций. Теория межцивилизационного конфликта могла перейти в плоскость конкретных действий на международной арене. Человеческая цивилизация переживает затяжной кризис моральных ценностей. В XXI веке модернизация, которую прежде воспринимали как следование западным ценностям, в новых геополитических реальностях требует другого восприятия под углом национальных и религиозных традиций с учетом специфики исторического развития государств. Выяснилось, что религии не только не утратили своего значения в общественно-политической жизни стран, но и заметно усилили свое влияние и роль. Но на внешнеполитическом уровне роль религиозного фактора по-прежнему должным образом не оценивается. Даже Устав ООН, являющийся правовой основой международных отношений, весьма неопределенно фиксирует место религий и религиозных деятелей в достижении первоочередных целей организации: укрепление мира и безопасности, развитие международного сотрудничества, обеспечение устойчивого развития государств, защита прав человека. Таким образом, на рубеже веков в мире сложилась опасная ситуация, затрагивающая межрелигиозные отношения. Будучи многонациональным и многоконфессиональным обществом, находясь в непростом геополитическом окружении, Казахстан не мог оставаться в стороне, поэтому приступил к принятию конкретных действий: состоялся исторический по своему значению и последствиям визит Папы Римского Иоанна Павла II в Астану в сентябре 2001 года, в 2002 году в Алматы был проведен первый саммит СВМДА, в феврале 2003 года – международная конференция мира и согласия. Эти события способствовали зарождению масштабной инициативы о созыве Съезда лидеров мировых и традиционных религий.

– В наше турбулентное время достаточно сложно представить себе за одним столом представителей разных религиозных конфессий. Удается ли достигать результатов в этих диалогах?

– Было бы большим заблуждением считать съезд праздным собранием, этакой картинкой для СМИ. Понадобились серьезные дипломатические усилия, чтобы убедить религиозных лидеров собраться за одним столом в Астане. Решающую роль здесь сыграл международный авторитет нашего Президента, искреннего поборника мира, безопасности, разоружения, согласия. Первый съезд проходил в непростой обстановке, во время отдельных встреч с Главой нашего государства религиозные лидеры высказывали претензии друг к другу, что наглядно свидетельствовало об отсутствии общего взгляда на острейшие проблемы современности. Подобные противоречия подпитывались политическими проблемами между государствами. Президенту Н. Назарбаеву пришлось приложить немало усилий, чтобы привести их к общему знаменателю, совместная декларация все же была принята, что положило начало последующему диалогу между религиями. Со временем среди участников появилось понимание важности продолжения межрелигиозного диалога вне контекста политических противоречий между государствами. Отраженная в документах съезда и выступлениях участников высокая культура дискуссии подразумевает взаимное уважение глав конфессий. Суть межрелигиозного диалога четко сформулировал Президент Казахстана на первом съезде: «Нам не надо, да и нельзя ставить какие-то конечные цели. Нельзя создать единое религиозное пространство. Нельзя преодолеть до конца имеющиеся различия, тем более что порой они затрагивают основы великих религий. Однако ценность постоянного диалога состоит в том, что, несмотря на существующие разногласия, сохраняется сам смысл и процесс поиска некоей «золотой середины». И главное – диалог создает территорию мира и согласия, время гармонии и ясности».

– Каков сегодня состав межрелигиозного форума?

– Важной особенностью Астанинского межрелигиозного форума является широкий и представительный состав его участников. В работе съезда принимают участие высокие служители ислама, христианства, иудаизма, буддизма, индуизма, даосизма, синтоизма, зороастризма, представители религиозных и общественных организаций, а также авторитетные мировые политики. Съезд стал площадкой не только для межрелигиозных встреч, но и для диалога религиозных и политических лидеров. Эта трансформация имеет большое значение для реального положительного воздействия духовных служителей на ситуацию в мире. С трибуны съезда в разные годы выступили такие выдающиеся политические и религиозные деятели современности, как Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, король Иордании Абдалла II, президент Финляндии Саули Ниинисте, президент Израиля, лауреат Нобелевской премии мира Шимон Перес, премьерминистр Малайзии Махатхир Мохаммад, бывший премьер-министр Канады Жан Кретьен, Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, Верховный имам Аль-Азхара Мухаммад Саид Тантауи, Генеральный секретарь Всемирной Исламской Лиги Абдалла Ат-Турки. Среди видных участников форума – Генеральный секретарь Всемирной ассамблеи сближения исламских мазхабов Аятолла Шейх Мохсен Араки, кардиналы католической церкви Йозеф Томко и Жан-Луи Торан, Патриарх Константинопольской Вселенской Православной Церкви Варфоломей I, главные раввины Израиля Шломо Амар и Ицхак Йосеф, президент Японской Ассоциации синтоистских храмов «Джинджя Хонче» Цунекие Танака, председатель Института по исследованию индологии и межрелигиозного диалога, член Совета религиозных лидеров (Индия) Сомайя Самир Шантила, Генеральный секретарь Всемирного сообщества буддистов Фаллоп Тайиари, исполнительный директор Японской ассоциации синтоистских храмов «Джинджя Хонче» Таненори Тераи, Президент Всемирной лютеранской федерации Муниб Юнан и многие другие.

В Съездах лидеров мировых и традиционных религий также участвовали генеральные директора ЮНЕСКО Коичиро Мацуура и Ирина Бокова, генеральные секретари ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо и Ламберто Заньер, Высокий представитель Альянса цивилизаций ООН Насир Абдель Азиз ан-Насер, Генеральный секретарь Организации Исламского сотрудничества Ияд Амин Мадани. Если в первом съезде принимали участие религиозные лидеры и почетные гости из 13 стран, то для участия в V съезде в Астану прибыли более 80 делегаций из 42 стран мира. Мы, организаторы форума, считаем, что на данном этапе крайне важно обеспечить продуктивные встречи религиозных лидеров с участием видных политиков, чтобы они могли напрямую слушать друг друга и, самое главное, – слышать друг друга.

– По итогам каждого из съездов принимались декларации. Что содержат эти документы?

– За пятнадцать лет съезд наработал солидную документационную базу по вопросам взаимодействия различных религий. Как я выше отметил, Декларация первого съезда сыграла крайне важную роль, так как выявила основные точки соприкосновения в диалоге ведущих мировых и традиционных религий. Должным образом были учтены особенности каждой конфессии, исключена возможность дискуссий на основе межконфессиональных различий, выработано совместное видение перспектив сотрудничества религий. «Многообразие религиозных убеждений и исповеданий должно вести не к взаимному подозрению, дискриминации и уничтожению, а к взаимовосприятию и гармонии, демонстрирующей уникальность каждой религии и культуры. Религии должны стремиться к большему сотрудничеству, признавая толерантность и взаимовосприятие как существенные инструменты мирного сосуществования всех народов», – говорится в первом документе съезда. Иными словами, религиозные служители констатировали отсутствие противоречий между религиями, а также потребность в диалоге и сотрудничестве во благо современного мира. На втором съезде участники утвердили Принципы межрелигиозного диалога.

– Это своего рода кодекс участников съезда?

– Совершенно верно. «Диалог будет основываться на честности, толерантности, смиренности и взаимоуважении […]. Диалог должен предполагать равноправие всех партнеров и создавать пространство для свободного выражения мнений, видений и убеждений, с учетом целостности каждой культуры, языка и традиций. Диалог не должен быть нацелен на обращение в другую веру либо оскорбление собеседника другого вероисповедания, а также на демонстрацию превосходства одной религии над другой», – говорится в принципах. Религиозные лидеры подчеркнули фундаментальную ценность межконфессионального диалога для будущих поколений. В другом документе – Декларации второго съезда – участники высказали общее мнение, что «трудности в межрелигиозных и межкультурных отношениях вызваны существенным дисбалансом в международной политике, экономике, социальной, гуманитарной и информационной среде, а также использовании религии в политических целях». Документ третьего съезда содержит ряд основополагающих положений, касающихся роли всех религий в развитии современных обществ и противодействии угрозам безопасности. В обращении участников подчеркнуто, что «мирное сосуществование людей различной этнической и религиозной принадлежности является важной основой безопасности человечества». Далее содержится важный вывод: «Межрелигиозный диалог помогает избежать стереотипов, предрассудков и религиозных конфликтов». Духовные служители подчеркнули необходимость «защищать достоинство личности и ее фундаментальных прав, в особенности свободы совести и религии». Осуждены «любые формы проявления экстремизма и терроризма, особенно те, которые прикрываются религией». Обращение четвертого съезда отражает консолидированные подходы к вопросам социального развития, нравственности, воспитания и образования. Религиозные деятели «едины в признании божественно установленного предназначения человека, его достоинства и неотъемлемых прав». Участники форума считают: «Религия является одним из самых важных и влиятельных средств разрешения современных социальных проблем и достижения всеобщего мира и процветания». Участники выразили «готовность, наряду с политическими и общественными деятелями, соответствующим образом реагировать на существующие духовные, этические и моральные вызовы, включающие экстремизм и терроризм, которые прикрываются религией». По мнению религиозных лидеров, укрепление нравственно-духовной основы общества и возрождение традиционных семейных ценностей являются непременными условиями устойчивого развития мира. Высказано общее убеждение в том, что «созидательная роль женщин в семье и обществе должна пользоваться глубоким уважением». Съезд затронул актуальную тему молодежи: «Современные молодые люди с ранних лет должны иметь право приобретать основательные знания о своей собственной религиозной традиции, так же, как они учат родной язык, историю, культуру». В документе содержится интересный вывод: «Человек, знающий свою религию, никогда не будет пренебрежительно относиться к чужой вере».

– Какой из съездов можно назвать самым содержательным, важным с точки зрения согласованного решения между религиозными лидерами?

– Каждый из пяти проведенных съездов уникален и актуален. Мне хотелось особенно отметить проведенный в 2015 году съезд. Принятая по его итогам Декларация, без сомнений, подняла форум на качественно новый уровень, поскольку была сфокусирована на самых острых политических проблемах современного мира. Документ состоит из преамбулы и 16 основных пунктов, включая «пять призывов» Президента Нурсултана Назарбаева, высказанных на открытии форума. В частности, участники приняли на себя обязательства по содействию диалогу религиозных лидеров с политическими деятелями, международными организациями и гражданским обществом «с целью обеспечения стабильности и безопасности, предупреждения и урегулирования конфликтов». Съезд призвал стороны военных конфликтов «прекратить столкновения, объявить перемирие и посредством переговоров выработать соглашения о прекращении насилия, защите мирных граждан, мирном решении всех противоречий». Религиозные лидеры решительно отвергают силовые методы решения любых политических и религиозных противоречий. Они призвали политических лидеров всех ведущих держав «остановить разрастание пропасти недоверия в современном мире, прекратить взаимные санкции и использовать механизмы ООН и других международных организаций для урегулирования противоречий в соответствии с международным правом во имя установления мира и безопасности». Участники форума заявили о необходимости проявить бдительность, чтобы «борьба против экстремизма и терроризма не переросла в войну против религий и их последователей». Съезд, отметили участники, намерен развивать взаимодействие с ООН и другими международными структурами в целях укрепления глобального диалога во имя мира и развития. В Декларации содержится призыв к владельцам и издателям средств массовой информации прекратить практику использования СМИ, включая Интернет, для разжигания межрелигиозной и межконфессиональной розни. За пятнадцать лет, помимо разработки и принятия итоговых документов самого съезда, значительная документационная работа проводилась и на уровне Секретариата съезда. Она в основном касалась процедурного и организационного характера, а также отражала дискуссии делегаций в межсъездный период. Значительным вкладом съезда стало заявление участников международной конференции «Религии против терроризма», состоявшейся 31 мая 2016 года в Астане. Данный всеобъемлющий документ отражает совместное видение религиозных деятелей, парламентариев и экспертов проблем противодействия международному терроризму. Документы съезда уникальны тем, что в их разработке участвовали сами религиозные деятели. Принимая документы съезда, религиозные деятели берут на себя моральное обязательство прилагать силы для их реализации. Все основные документы своевременно были распространены в ООН, ОБСЕ и других международных форумах.

– Можно ли сказать, что к решениям астанинского съезда прислушиваются ведущие международные организации?

– Конечно. Еще один значимый результат 15 лет работы съезда – его последовательное институциональное развитие. Съезд стал своего рода «межконфессиональным Давосом», поскольку сегодня это наиболее представительная диалоговая площадка для всех религий, международных организаций, политических деятелей и экспертов. Съезд отличают разнообразная повестка дня, необычный формат участников, политическая гибкость. С ростом количества участников и развитием повестки дня обсуждаемых проблем значительно расширилась и программа проведения форумов. Сегодня астанинские съезды состоят не только из пленарных сессий, но и из нескольких параллельных секционных заседаний. По итогам третьего съезда участники форума учредили Совет религиозных лидеров, который стал одним из главных институтов астанинского межрелигиозного саммита, его руководящим органом. В состав совета вошли представители 14 религий мира. Совет призван заниматься углублением взаимопонимания и сотрудничества между представителями разных конфессий, укреплять концептуальную основу диалоговой площадки съезда. Кроме того, совет уполномочен принимать решения по принципиальным вопросам, касающимся деятельности съезда, а также по сотрудничеству с другими международными организациями и форумами. Благодаря своему уникальному формату съезд привлек значительное международное внимание. Состоявшийся в 2009 году третий съезд был организован при техническом содействии ООН, а также широком вовлечении Секретариата и институтов ОБСЕ. Накануне председательства Казахстана в ОБСЕ в рамках съезда проведен ежегодный семинар для средиземноморских партнеров этой панъевропейской организации. В развитие идей съезда Генеральная Ассамблея ООН провозгласила международную декаду сближения культур на 2013–2022 годы. В мае этого года в штаб-квартире ООН состоялась презентация предстоящего VI Съезда.
В рамках съезда активно задействованы возможности парламентской дипломатии. Важность парламентского измерения в «духовной дипломатии» была подчеркнута на упоминавшейся представительной конференции «Религии против терроризма» в Астане. Секретариат съезда стал основным рабочим органом форума. Он собирается ежегодно и рассматривает вопросы реализации решений съезда, согласовывает повестку дня, организационные вопросы и проекты итоговых документов форума. Также координируются вопросы взаимодействия съезда с такими важными международными диалоговыми структурами, как Альянс цивилизаций ООН, Международный центр межрелигиозного и межкультурного диалога им. Короля Абдаллы и другие. По поручению Президента Казахстана создан Международный центр культур и религий.

– Что нового готовит мировой общественности нынешний форум?

– В настоящее время рабочим органом съезда прорабатывается инициатива Президента Нурсултана Назарбаева об учреждении Астанинской международной премии за вклад в межрелигиозный диалог, Почетной медали Съезда лидеров мировых и традиционных религий, а также создании Музея мира и согласия. На мой взгляд, пришло время, используя международную практику, создать Центр Президента Н. Назарбаева по диалогу конфессий и цивилизаций. Такая инициатива будет, по всей видимости, высказана мной в ходе предстоящего съезда. За последние три года представителями мировых религий проведена большая подготовительная работа к VI Съезду. Секретариатом принято решение посвятить предстоящий форум теме «Религиозные лидеры за безопасный мир». Секционные заседания VI Съезда состоятся по следующим направлениям: «Манифест «Мир. XXI век» как концепция глобальной безопасности»; «Религии в меняющейся геополитике: новые возможности для консолидации человечества»; «Религия и глобализация: вызовы и ответы»; «Религиозные лидеры и политические деятели в преодолении экстремизма и терроризма». Таким образом, повестка дня форума становится все более комплексной и насущной для международных отношений. Лидер Казахстана предлагает международному сообществу новые, можно сказать, инновационные подходы к процессу совершенствования мироустройства. Это сложная миссия, результат которой зависит от всех участников, принявших приглашение Президента Н. Назарбаева. Их добрая воля, совместный труд, взаимная толерантность, движение навстречу друг другу, безусловно, смогут обеспечить успех общего процесса. Астана готова служить благородному делу достижения устойчивого мира на благо наших народов.


 

МНЕНИЯ:

Адил НУРБЕКОВ:

– Программа «Рухани жаңғыру» своевременна и актуальна. Успешно реализовав ее, мы сможем быть конкурентоспособными во всем мире. Мы, наши дети и следующие поколения будут знать языки, владеть цифровыми технологиями, при этом следовать нашим традиционным ценностям. Полностью поддерживаю эту инициативу!

 

Наталья ГОРИЦЫНА:

– Для меня общенациональная идея, несомненно, должна включать в себя и политическую, и социальную стороны, учитывая при этом ценности, культуру и историю страны. Сегодня мы находимся в процессе формирования патриотизма, в процессе сохранения политической стабильности.  Делаем упор на экономическое развитие, справедливое распределение ресурсов. В социальной сфере опираемся на формирование среднего класса, на обеспечение здравоохранения, на получение образования. Государство оказывает поддержку социально уязвимым слоям населения, при этом не забывая о развитии духовных ценностей, о сохранении традиционных культур всех народностей нашей страны.  Мы уже прошли через период разрушения старой идеологической системы, прошли через период определения новой государственной идеологии и сегодня воплощаем нашу общую идеологию в жизнь.

 

Ерлан МУСИПОВ:

– Честно говоря, думаю, что «Рухани жаңғыру» ждали все. Кто-то осознавал это, кто-то нет. Мне, как гуманитарию, идея пришлась по душе, технарям, думаю,
угодила цифровая модернизация. Давайте говорить откровенно: разве мы не хотим, чтобы такие вещи, как лакшери, тои на миллионы, похищения девушек, не смеющих переступить через платок апашек, ушли в прошлое? Мы хотим, чтобы наш ребенок спокойно заходил на самые лучшие образовательные сайты и запросто понимал, что там написано, просто потому что у нас трехъязычие? Разве мы не хотим, чтобы имя нашей страны звучало на престижных художественных выставках? Разве не круто, что предприниматель построил стадион для всех? Не за горами и люди, которые перестанут плевать на улице, просто потому что это станет всеми признанным признаком отсталости. Эти желания, стремления, мысли нас объединяют, наше общество. Я рад тому, что власти занялись этими вопросами. В свое время какая радость была для нас, тех, кто учился на казахском отделении, переводы книг на казахский язык, когда-то это казалось вообще маловероятным. А сейчас ауылда өскен бала может спокойно на своем родном языке прочесть книгу крутого экономиста Клауса Шваба о четвертой промышленной революции, просто потому что ее уже перевели на казахский язык, и это только начало. Да, отдельные моменты могут подвергаться критике, но ничто в этом мире не может выполняться без критики. Я воспринимаю все это движение – «Рухани жаңғыру», цифровизацию и т. д. – как начало большого пути трансформации нашего общества и многократного увеличения его возможностей. Предлагаю не становиться зашоренными в критике ради критики. Мне кажется, надо видеть и то хорошее, что делается.

 

Султанбек БЕКЕШЕВ:

– Несколько слов о модернизации общественного сознания – глубоко, просто, емко, перспективно. Ее посыл прост: сохраняй лучшее, бери лучшее, открывай лучшее, учи лучшему, делай лучшее. Все проекты жизнеспособные и важные для нас. Тот же «Тұған жер», который позволяет привлечь частный сектор в развитие региона. Причем тут важно каждое дело: кто-то построил детский сад, а кто-то поставил скамейку – и то и другое во благо общества. Забота об окружающем пространстве – это, наверное, осознанность каждого человека: меня, вас, их. С этого и начинается модернизация, развитие, с этого начинается тридцадка передовых стран, где «чувство долга внутри меня» претендует на звание мирового закона человеческого поведения. Как-то особенно тепло хочется отозваться о «100 учебниках», переведенных на казахский язык. Лучший мировой опыт заговорил на казахском языке, позволяя детям во всех уголках Казахстана услышать его. Вполне возможно, благодаря этому, у нас появятся свои гении казахской «кремниевой» степи. Это детали, а в целом старт был дан, мы уже начали меняться. Мы начали осознавать свою ответственность и свою роль не только на уровне страны, но и на глобальном. В момент объявления экономической модернизации ощущения были двоякие: какой-то страх от масштабов четвертой промышленной революции, и в то же время это был challenge: а ты сможешь жить в новых условиях, одолеешь? То, насколько мы и наши дети будем к этому готовы, зависит от нас, от идеи постепенной коренной трансформации, которую мы все осознаем и которая нас объединяет.

Источник: