Запрещать ли в Казахстане салафизм: «за» и «против»
Не так давно министр по делам религий и гражданского общества выступил на брифинге в Службе центральных коммуникаций с официальной позицией правительства в отношении деструктивного религиозного течения «салафизм» и планируемых мерах по недопущению его деятельности в Казахстане. В СМИ, в том числе на сайтах и в социальных сетях эта тема стала предметом обсуждения, свои мнения высказали и представители экспертного сообщества. Сегодня своим видением этого вопроса делятся председатель Президиума республиканского общественного объединения «Контртеррористический комитет» Аманжол Уразбаев и председатель Комитета по делам религий Министерства по делам религий и гражданского общества Галым Шойкин.
Аманжол Уразбаев: Последствия запрета салафизма могут быть различные, в том числе негативные.
- Аманжол Зейноллаевич, некоторые политологи предлагают полностью запретить салафизм, мотивируя тем, что без запрета мы не сможем противостоять этому явлению. А вы как считаете?
- Действительно, сейчас тема религиозного экстремизма актуальна как никогда. И как часто бывает, мы бросаемся из крайности в крайность. Раньше этому вопросу общество не уделяло такого пристального внимания, а теперь, после событий в Актобе и Алматы, о религиозном экстремизме говорят во всех уголках страны, на различных круглых столах, встречах и интервью. При этом, на мой взгляд, обилие зачастую некомпетентных и полярных мнений еще больше заводит обывателя в тупик, поэтому хочу призвать неспециалистов воздержаться и не зарабатывать себе очки на необоснованных эпатажных заявлениях по такой чувствительной сфере как религия, а с большим вниманием прислушаться к мнению профессионалов.
Как человек, имеющий определенный опыт аналитической работы в государственных органах и международных структурах, я внимательно изучил позицию Министерства по делам религий игражданского общества в отношении салафизма. Тот, кто знаком с системой выработки решений на государственном уровне прекрасно знает, что подобного рода заявления не делаются просто так. Они согласовываются на всех уровнях, выверяется каждая буква и запятая. Насколько мне известно, в правительстве над этим предложением работала группа экспертов, которые взвешивали все «за» и «против». Самое главное – просчитывались возможные последствия этого заявления. Поэтому, не обладая полнотой информации, делать какие-либо «экспертные» выводы со стороны непрофессионалов, по крайней мере, некорректно. Кстати, слоган нашей организации так и звучит «Доверяйте профессионалам».
На мой взгляд, в заявлении Министерства по делам религий и гражданского общества отчетливо выделены три главных посыла.
Первое: салафизм - деструктивная идеология, абсолютно неприемлемая для нашей страны. Второе – государство, официально не запрещая салафизм, будет противодействовать его распространению всеми доступными средствами. Запрещать можно организации или какие-либо действия, но салафизм - это система взглядов, которую можно и нужно нивелировать комплексом идеологических мер, в том числе с опорой на национальную культуру, традиции казахов и других этносов, проживающих в нашей стране.
Последствия запрета, который предлагают далекие от реальной действительности люди, могут быть различные, в том числе негативные. Ведь число приверженцев данного течения исчисляется, по данным ДУМК, цифрой около 16 тысяч. А ведь это наши соотечественники, зачастую заблудшие. Понимая сложившуюся ситуацию, государство в целях обеспечения безопасности своих граждан никогда не пойдет на шаг, который может создать хотя бы небольшой теракт.
В заявлении министерства четко оговаривается, что государственные органы будут пресекать распространение салафитской литературы, не допускать проведения незаконных собраний и проповедей представителей салафизма, блокировать работу радикальных интернет-сайтов, запрещать любые организации, пропагандирующие идеологию салафизма. По сути, это и есть фактический запрет салафизма, но не на бумаге, а на деле.
Третий посыл, на который грамотный эксперт должен был обратить внимание, это то, что власть не ставит точку в этом вопросе и оставляет за собой право ввести судебный запрет на салафизм, если принятые меры не приведут к желаемым результатам. По действующему законодательству, такой правовой рычаг может быть приведен в действие в течение нескольких дней.
Галым Шойкин: Нам необходимо учитывать как мнение наших граждан и общественности в целом, так и реалии сегодняшнего мира.
- Галым Нурмагамбетович, реализуются ли в Казахстане меры по недопущению распространения радикальной литературы, блокируются ли деструктивные сайты?
- Хотелось бы отметить, что работа по недопущению распространения радикальной литературы государственными органами ведется давно и достаточно на серьезном уровне. Есть нормы Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 2011 года, где все это прописано.
Вся религиозная литература при ввозе в страну или издании внутри страны проходит обязательную религиоведческую экспертизу в Комитете по делам религий. Только получив положительное заключение, такая литература может распространяться в культовых учреждениях или специальных магазинах.
Что касается статистики, на сегодня Комитетом по делам религий с 2012 года проведена экспертиза около 32 тысяч информационных материалов и литературы религиозного характера, более 500 информационным материалам и 640 единицам религиозной литературы был закрыт путь для распространения и использования на территории страны.
Далее. Из десятков тысяч проанализированных Комитетом сайтов, 1916 сайтам была дана отрицательная религиоведческая экспертиза, из них судебным решением заблокировано более 900 сайтов, определенная часть сайтов самостоятельно удалили деструктивную информацию.
Вместе с тем, необходимо понимать, что определенная деструктивная литература, в том числе салафитская, может находиться в подпольном обороте среди представителей религиозных течений. Тем более, в настоящее время у большинства казахстанцев дома имеются принтеры, которыми можно их распечатывать.
Соответственно задача госорганов – насколько можно не допускать их распространения в обществе. И наша общественность может нам помогать в этой работе, если будет информировать нас о таких фактах. При этом, важно отметить, в ближайшее время государственными органами планируется принятие дополнительных мер в этой сфере, и мы уверены, что они дадут положительный результат.
Что касается блокирования радикальных интернет-сайтов и страниц социальных сетей, то есть определенные трудности. Как правило, серверы этих сайтов и соцсетей находятся за рубежом и наши обращения к ним с просьбой убрать тот или иной радикальный контент не всегда поддерживается их администраторами. Некоторые страны пошли на радикальные меры и блокируют у себя деятельность таких ресурсов как youtube, Вконтакте, facebook. Но в нашем правительстве есть понимание, что это очень радикальный шаг и нам необходимо учитывать как мнение наших граждан и общественности в целом, так и реалии сегодняшнего мира.
Тем не менее, хотел бы отметить, что работа в этом направлении продолжается, и будут найдены эффективные решения для максимально возможного недопущения распространения идей салафизма и других деструктивных идеологий в нашем обществе.