Женщины и экстремизм: параллели и психология мотива
В современном мире экстремистские движения продолжают привлекать новых сторонников, несмотря на усилия правительств и общества по противодействию радикализации. Одним из ключевых аспектов этого процесса является вовлечение женщин в экстремистские группы. Новое исследование, проведенное Эшли Маттейс и Чарли Винтером, раскрывает удивительные сходства в том, как ультраправые идентитарные движения и джихадистские группировки определяют роль женщин в своих идеологиях. Исследователи проанализировали два ключевых текста: речь Ланы Локтефф, видной фигуры американского идентитарного движения, произнесенную на конференции в 2017 году, и манифест женской полицейской бригады “Аль-Ханса” Исламского государства, опубликованный в 2015 году. Несмотря на кажущиеся непримиримыми различия между этими группами, анализ выявил поразительные параллели в их дискурсе о женщинах. Три ключевых нарратива Авторы исследования выделили три основных нарратива, присутствующих в обоих текстах:
1.Комплементарность полов
Оба движения утверждают, что мужчины и женщины имеют различные, но взаимодополняющие роли в обществе. Эти роли представляются как “естественные” и “предопределенные” – либо биологией (в случае идентитаристов), либо божественным замыслом (у джихадистов). Локтефф говорит о “совершенном союзе полов, основанном на том, что естественно для выживания”. Манифест “Аль-Ханса” утверждает, что “женщина была создана, чтобы населять Землю, как и мужчина. Но, как пожелал Аллах, она была создана из Адама и для Адама”. Оба текста подчеркивают, что именно женщины несут ответственность за поддержание “правильного” гендерного порядка. Идея заключается в том, что если женщины будут вести себя “корректно”, то мужчины будут менее “феминизированы” и, следовательно, лучше справятся с продвижением интересов своего сообщества.
2.Домашний идеал
Второй ключевой нарратив revolves вокруг идеи о том, что основная функция женщины – рождение и воспитание детей, забота о семье. Утверждается, что именно так женщины могут наилучшим образом служить интересам своей группы. Локтефф заявляет: “Есть три важные вещи для женщины, и они заложены в нашу психику. И как бы вы ни старались, их никогда не удалить. Красота. Семья. Дом.” Она описывает процесс создания пар на правых конференциях как “евгенический”, подчеркивая важность продолжения рода. Манифест “Аль-Ханса” еще более прямолинеен: “Величие ее положения, цель ее существования – это божественный долг материнства. Воистину, ей дарована великая честь.” Оба текста представляют материнство как наиболее важный способ участия женщин в деле своей группы. Более того, они утверждают, что значимость всех других потенциальных функций женщины меркнет по сравнению с этой.
3.Стабильность как “дар патриархата”
Третий нарратив основан на идее, что безопасность и стабильность сообщества являются результатом патриархального устройства. Утверждается, что все – не только мужчины – выигрывают от безоговорочной поддержки мужчин внутри группы, поскольку именно они могут “подарить” сообществу идеальную цивилизацию и, следовательно, безопасность. Локтефф представляет это как романтический жест: “Европейские мужчины построили цивилизацию и создали красоту во всех ее формах. Это высший романтический жест по отношению к европейским женщинам. Они построили нашу цивилизацию, чтобы обеспечить дом и семью и защитить женщин.” Манифест “Аль-Ханса” представляет Исламское государство как дар от Аллаха, реализованный мусульманскими мужчинами для мусульманских женщин и их детей: “Когда Исламское государство полностью взяло на себя управление землей, люди вернули свои права, и никто не получил больше, чем женщины.” Общие риторические приемы Исследователи также выявили три общих риторических приема, используемых обоими движениями для продвижения своих идей:
1.Отсылки к героическим женским образам
Оба текста апеллируют к историческим или мифическим женским фигурам, чтобы обосновать свои идеи о роли женщин. Локтефф упоминает скандинавскую богиню Фрейю и образ женщины-воительницы (shield-maiden). Манифест “Аль-Ханса” ссылается на ранних последовательниц пророка Мухаммеда. Эти отсылки позволяют представить подчинение мужчинам как своего рода эмансипацию, героический акт на благо сообщества.
2.Антифеминизм
Оба текста резко критикуют феминизм, представляя его как разрушительную силу, стремящуюся уничтожить социальный порядок путем искажения “истинной природы” женщин как матерей. Локтефф заявляет, что левые “предлагают нам феминизированных мужчин в узких джинсах” и “продвигают уродливых, жирных положительных феминисток как идеал красоты”. Манифест “Аль-Ханса” утверждает, что “модель, предпочитаемая неверными на Западе, потерпела крах в ту минуту, когда женщины были ‘освобождены’ из своей камеры в доме”.
3.Угроза насилия над женщинами
Оба текста используют тему реального или потенциального насилия над женщинами для продвижения своих идей. Мужчины из “чужих” групп представляются как неизбежно опасные для “своих” женщин, как агенты нечистоты, стремящиеся атаковать женское достоинство через изнасилования и аморальное поведение в целом. Локтефф открыто играет на страхе своей аудитории перед сексуальным насилием со стороны небелых мужчин. Манифест “Аль-Ханса” использует более закодированный язык, но суть остается той же. Этот прием работает, противопоставляя “дар” безопасности внутри группы “неизбежности” сексуального насилия и обобщенного унижения со стороны внешних групп. Это легитимизирует насилие против “чужих” и укрепляет идею о том, что защита женщин – одна из естественных или божественно предписанных ролей мужчин. Заключение Исследование демонстрирует, что гендерный аспект – не просто дополнительный элемент, а важная часть экстремистских идеологий. Он служит механизмом передачи между экстремистским дискурсом и массовой культурой, речью и политикой. Понимание этих механизмов крайне важно для эффективного противодействия радикализации. Экстремистские группы умело эксплуатируют гендерные стереотипы и страхи, чтобы оправдать свою идеологию и мобилизовать сторонников обоих полов. Выявленные параллели между столь разными на первый взгляд движениями показывают, что в основе экстремизма часто лежат схожие психологические и социальные механизмы. Это открывает новые возможности для разработки универсальных стратегий профилактики и дерадикализации. В то же время важно отметить, что данное исследование основано на анализе лишь двух текстов, и его выводы не следует безоговорочно распространять на все идентитарные и джихадистские движения. Необходимы дальнейшие исследования для проверки и расширения полученных результатов. Тем не менее, это исследование представляет собой важный шаг в понимании роли гендера в экстремистских идеологиях и открывает новые перспективы для противодействия радикализации.