Онлайн-конференция с директором Международного центра культур и религий Абуовым Айдаром Паркуловичем

 16066

 

Прием вопросов завершен.

Комментарии

Айдар Паркулович я хотела бы уточнить,с принятием нового закона планируется наказывать именно за черные одеяния или черная одежда всего лишь повод к изучению образа жизни человека? Ношение нетрадиционной одежды то признак принадлежности к радикальным течениям?спасибо

Аватар пользователя Айдар Абуов

Спасибо Вам за вопрос. К данному вопросу в законопроекте подошли комплексно, чтобы в целом не допускать использования религии в деструктивных целях, перекрыть каналы распространения деструктивной идеологии. Вводится запрет на ношение в общественных местах предметов одежды, препятствующих распознаванию лица. А ношение никаба, паранджи, чадры, балаклавы, также как и лыжных, строительных масок препятствует правоохранительным органам в распознавании и идентификации их личности, снижая, тем самым, эффективность мер по обеспечению общественной безопасности. Поэтому черные одеяние подпадут под действие этой нормы.

В самом законе нет детализации этих внешних признаков, это нецелесообразно. Внешние признаки принадлежности к деструктивным религиозным течениям предлагается закрепить подзаконным актом – совместным приказом уполномоченного органа, органов национальной безопасности и внутренних дел.

ЗДРАВСТВУЙТЕ.Как гражданин Казахстана может выехать в другую страну для получения религиозного образования?

Аватар пользователя Айдар Абуов

Спасибо за вопрос. В соответствии с изменениями и дополнениями в законодательство, вводится норма следующего содержания: «Получение гражданами РК духовного (религиозного) образования в зарубежных государствах допускается только после получения высшего духовного (религиозного) образования в Казахстане. Исключение составляет обучение за рубежом на основании международного договора (соглашения), а также случаи отсутствия у зарегистрированных религиозных объединений духовных (религиозных) организаций образования в Казахстане».

Также Духовное управление мусульман Казахстана при необходимости может направлять молодежь в ведущие исламские вузы, но на основе международного договора. Такие соглашения должны быть заключены уполномоченным органом в сфере образования или регулирования религиозной деятельности. Кроме того, получив высшее образование в Казахстане, желающие могут обучаться в другом теологическом вузе.

С удивлением узнала о вашем Международном Центре культур и религий...Пожалуйста расскажите,чем занимается ваш центр? Это общественная организация?

Аватар пользователя Айдар Абуов

Спасибо за Ваш вопрос. В 2006 году Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев инициировал создание Международного центра культур и религий на II Съезде лидеров мировых и традиционных религий. Основная деятельность нашего Центра направлена на организацию и проведение Съезда лидеров мировых и традиционных религий, заседаний Секретариата Съезда и Рабочей Группы.

Вместе с тем, мы на международном и национальном уровне пропагандируем уникальный опыт Казахстана по укреплению межконфессионального согласия и межрелигиозного диалога. Деятельность Центра сегодня способствует расширению диалога представителей разных культур и религий. Больше информации о деятельности нашего Центра вы можете узнать по ссылке www.mckr.kz, а также на нашей странице в «Facebook».

Здравствуйте Айдар Паркулович!Почему в Казахстане все конфессии находятся в равных положениях?У нас есть традиционные религии,которые почему то не имеют никаких преимуществ перед пришлыми и где то сомнительными религиями.В новом Законе будет учитываться это обстоятельство?

Аватар пользователя Айдар Абуов

Уважаемый Владимир Кан! Казахстан является светским государством, в котором проживают представители более 130 наций и 18 конфессий. В преамбуле Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011 года отмечается, что Казахстан признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана.

Однако данное положение только подчеркивает культурную значимость этих конфессий для народа Казахстана и не делает различий между религиозными объединениями т.к. закон не дает им каких-либо юридических или финансовых преимуществ.

Здравствуйте,мой вопрос немного не по теме.

Я считаю себя атеистом и мне интересно,как государство собирается защищать мои права?

Аватар пользователя Айдар Абуов

Уважаемый Николай! Согласно Конституции Республики Казахстан: «Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам отношения к религии». В проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений» предлагается ввести норму о защите в равной степени прав и достоинства всех граждан, независимо от отношения к религии, то есть как верующих, так и неверующих, вводится, чтобы оградить граждан от обвинений, упреков, оскорблений на основании соблюдения ими религиозных предписаний или следования той или иной религии.

Айдар Паркулович,смогут ли изменения в законодательстве оградить детей от фанатичных родиелей?Вспомните печальные события когда врачи не могли спасти ребенка из за невозможности перелить кровь,так как его мать была против по религиозным причинам?Как теперь такие ситуации будут разрешаться?

Аватар пользователя Айдар Абуов

Уважаемая Жанна Слямова! В рамках законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений» повышается защищённость несовершеннолетних детей от незаконного вовлечения в религиозную деятельность. Предлагается нормативно закрепить, чтобы детей и подростков, не достигших 16 лет, не привлекали к обрядам и церемониям без сопровождения одного из родителей или законных представителей, а также при возражении второго родителя. В случаях отказа переливаниякрови по религиозным убеждениям с родителями проводятся разъяснительные работы.  

Что грозит родителям и детям если девочка будет продолжать ходить на занятия в платке ? Родительских прав будут решать?

Аватар пользователя Айдар Абуов

Уважаемая Акмарал! В статье 1 Конституции говорится о светском характере государства, в котором закреплен главный принцип – отделение религиозных объединений от государства. Система образования и воспитания в Республике Казахстан, за исключением духовных (религиозных) организаций образования, отделена от религии и религиозных объединений и носит светский характер.

Приказ министра образования № 26 от 14 января 2016 года «Об утверждении требований к обязательной школьной форме для организаций среднего образования» гласит, «включение элементов одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму не допускается».

Внешний вид обучающихся в организациях среднего образования регулируется Правилами внутреннего распорядка организаций образования, Уставом организации образования, а также Требованиями к обязательной школьной форме для организаций среднего образования.

Меры, принимаемые организацией образования при нарушениях школьной дисциплины и порядка, регламентированы Типовыми правилами деятельности организаций образования, Уставом организации образования и Правилами внутреннего распорядка.

Согласно Закону «О религиозной деятельности и религиозных объединений» никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан.

В соответствии Законом РК «Об образовании» родители и иные законные представители обязаны выполнять правила, определенные уставом организации образования, требования, предъявляемые к обязательной школьной форме. Родителей лишать родительских прав не будут, с ними проводится большая разъяснительная работа.

Как Вы относитесь к идее что священнослужители традиционных религий должны содержаться за счет бюджета?

Аватар пользователя Айдар Абуов

Уважаемый Михаил Жутов! В соответствии с первой статьей Конституции Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. В Законе Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» прописано о том, что государство отделено от религии и религиозных объединений. Религиозные объединения и граждане Республики Казахстан независимо от отношения к религии равны перед законом. Согласно статье 109 Гражданского кодекса Республики Казахстан: «Государству запрещено финансировать религиозные объединения».

Но граждане Казахстана вносят вклад в созданный фонд «Уакып», который помогает религиозным объединениям, в том числе оказывает материальную помощь священникам.

Скажите, где в Казахстане обучают религиоведов? Что это за профессия такая?

Аватар пользователя Айдар Абуов

Уважаемый Бахытжан! Дипломированные религиоведы занимаются научным исследованием коренных мировоззренческих, методологических и ценностных проблем стоящих перед современной цивилизацией и других вопросов в сфере религии. Преподают религиоведение в школах и вузах. Работают в системе государственного аппарата, в управлениях по делам религий, а также врегиональных КГУ «Центр исследования проблем религии», в сфере связей с общественностью.

Перечень ВУЗов ведущих набор студентов по специальности «Религиоведение»

Национальные вузы:

– Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

– Казахский национальный университет имени Аль-Фараби

Государственные вузы:

– Международный Казахско-Турецкий университет имени Х.А.Ясави

– Карагандинский Государственный Университет имени академика Е.А.Букетова

Частные вузы

– Египетский университет Исламской культуры «Нур-Мубарак»

– Университет иностранных языков и деловой карьеры

В Актюбинском региональном государственном университете имени К.К. Жубанова открыта специальность «История религиоведения».

Во первых я хотел бы поблагодарить разработчиков нового закона о религии,хоть немного поздновато но все же учли все реалии.Слишком много негативного в последние годы на почве религии и знаю что защита граждан жесткими предупредительными мерами нормальная практика в ряде стран.

Во вторых.Почему стало нормой что родители требуют и диктуют школе свои условия?Постояно читаю новости о конфликтах между родителями и школой по поводу хиджабов и прочего.Айдар Паркулович,почему нет единного госсударственного стандарта в отношении внешнего вида?Может эта проблема возникает что в каждой школе все по разному? А если бы был единный стандарт?И не былобы этих проблем.Единный стандарт в одежде дисциплинировал бы родителей и учеников.Надо это учесть.

Аватар пользователя Айдар Абуов

Уважаемый Жанибек Кулесов! Выражаю Вам благодарность за неравнодушие, за Вашу поддержку проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений».

Министерством образования и науки РК утверждены за №26 от 14 января 2016 г. требования к обязательной школьной форме для организаций среднего образования. Также согласно приказу Министерства образования и внутреннему уставу школы ношение дорогих украшений, открытых и вызывающих предметов одежды, религиозных атрибутов в школах запрещены.

Айдар Паркулович вот не пойму,что значит своя школа понимания ислама?А сейчас какая школа у наших мусульман?Трансформировать в что то свое направление мировой религии очень серьезный и ответственный шаг.Готовы ли мы на этот шаг?В чем смысл в этом создании своей школы ислама?Будьте здоровы!

Аватар пользователя Айдар Абуов

Уважаемая Салтанат! Благодарю Вас за проявленную заботу. Как отметил Министр по делам религий и гражданского общества Н. Ермекбаев в Казахстане формируется специальная группа ученых-религиоведов, которые смогли бы разработать научную основу казахстанской школы исламоведения.

Отличительной чертой отечественной школы исламоведения будут умеренность и гибкость в восприятии религиозных догм, вопросы касаемые выполнения религиозных обрядови традиций, которые исторически у нас заложены и соблюдение законов светского государства.

Здравствуйте!Меня беспокоит проблема недопуска детей на занятия в одежде с религиозными элементами.Что важнее,требования отдельной школы к внешнемувиду ученика или право на образование?

Аватар пользователя Айдар Абуов

Уважаемая Салтанат! В требованиях к обязательной школьной форме, утвержденных Министерством образования и науки за №26 от 14 января 2016 г., указывается, что «включение элементов одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму не допускается».

Единые требования к школьной форме являются нормативными правилами, которые обусловлены светским строем государства и являются, обязательными требованиями в средних учреждениях образования для каждого казахстанца.

Главными принципами системы образования в учебных заведениях являются соблюдение обучающимися устава общеобразовательного учреждения, недопущение отказа учащихся от посещения учебных занятий по религиозным воззрениям, соблюдение требований к форме одежды, которая установлена учебным заведением.

Айдар Паркулович, почему для преподавания предмета о религии не привлекают священнослужителей традиционных религий? У наших мусульман и православных есть очень мощное подростковое воспитание,не знаю как у мусульман, но в православии развит институт воскресных школ.Кому как не священнослужителям рассказывать о религии?Спасибо.

Аватар пользователя Айдар Абуов

Уважаемая Светлана! Государственная система образования и воспитания в нашей стране построена на светских законах и разграничена с религиозным образованием. Преподаватели, обучая основам религий делают акцент на ее истории, нравственных принципах и ценностях и ни в коем случае не отмечают превосходство одной религии от другой. Священнослужитель же является человеком, посвятившим свою жизнь служению определенной религии и вероятно будет пропагандировать свое вероучение. В связи с этим, преподавать данный предмет должен специалист, который будет разъяснять темы с научной и беспристрастной позиции. Священнослужитель имеет достаточно времени и возможностей для воспитания общества вне школы.

Айдар Паркулович, как Вы считаете, необходимо ли религиоведение как обязательная дисциплина в ВУЗах, наряду с философией, социологигей, эконом. теорией и др. предметами?

Аватар пользователя Айдар Абуов

Введение религиоведческого образования в ВУЗах требует взвешенного подхода. В государственных учебных заведениях возможно изучение религиоведческого образования, которое донесет до молодежи знания об истории мировых религий, их традициях с научных и объективных позиций. Таким образом, необходимо ориентировать школу на идеологически нейтральные подходы обучения.

Как вы лично оцениваете предлагаемые министерством поправки в религиозное законодательство? Если уже сейчас на стадии обсуждения голова кругом идет от всех объяснений и разъяснений...Ну вот смотрите, очень важная тема сейчас-госслужащие и религия. Начинают объячнять...это можно, то нельзя, а вот это можно, но как бы только вот так...,или взять эти бороды..., я к чему все это..., мало конкретики.Слишком много всего нагромоздили.А может надо подходить ко всему проще? Не получится ли так что сначала все эти поправки примут, а только потом будут думать, а как же это все применять?

Аватар пользователя Айдар Абуов

Внесение изменений и дополнений в законодательство в сфере религии обусловлено временем и сложившейся религиозной ситуацией в Казахстане, и в мире.

Подготовленные поправки в законодательные акты по вопросам религиозной деятельности должны послужить основой для укрепления светских принципов государства, формирования общегосударственной системы по противодействию распространения идеологии религиозного экстремизма.

Таким образом, рассматриваемый законопроект направлен на защиту интересов граждан Казахстана, обеспечения стабильного развития и благополучного будущего. Законопроект и предлагаемые поправки разработаны строго в соответствии с Конституцией Республики Казахстан.

Страницы