Онлайн-конференция с директором Павлодарского областного историко-краеведческого музея Нурахметовой Гульнарой

 3990

 

Прием вопросов завершен.

Комментарии

есть версия что на территории нынешнего Павлодара ,или вблизи его находилось кимакское государство и его столица Хакан-Кимак.А есть ли точные данные где конкретно находилась столица того кимкского государства?Предками какого современного народа-нации считались кимаки?Спасибо за ответ.

Аватар пользователя Нурахметова Гульнара

Данные о Кимакском каганате мы черпаем из средневековых письменных источников. В частности, у арабского географа ал-Идриси, автора географического сочинения 1154 года сообщается, что на Иртыше находится 16 городов кимаков, в том числе их столица.

Согласно тексту ал-Идриси и данным «Сурат ал-ард», 8 городов кимаков локализованы в долине р. Гамаш. Здесь ал-Идриси помещает древние земли кимаков, упоминая две столицы кимакского хакана - старую и новую. Отождествление р. Гамаш с р. Иртыш позволяет локализовать основную часть городов вместе со столицей хакана кимаков непосредственно в Прииртышье. («Государство кимаков 9-11 вв. по арабским источникам» - Кумеков Б.Е.).

В Павлодарской области изучено значительное количество кимакских погребений, в некоторых из них обнаружены сложные сооружения из сырцового кирпича, что свидетельствует о наличии политического центра на территории области. Находки кимакского периода вы можете увидеть в зале кочевой цивилизации Павлодарского историко-краеведческого музея им.Г.Н.Потанина.

В XVIII – X вв. кыпчаки входили в состав Кимакского государства. В этногенезе казахов значительную роль сыграла кыпчакская конфедерация.

Какой алфавит использовали изначально казахи,на латинице или кирилице/

Аватар пользователя Нурахметова Гульнара

До 1917 года, когда произошла Октябрьская революция, а также некоторое время после него, казахи пользовались арабским алфавитом, который получил распространение в связи с проникновением в Степь ислама. Грамотность в тот период была уделом узкого круга лиц, в основном мусульманского духовенства. С 1929 по 1940 г. существовал казахский алфавит на основе латинской графики, разработанный и принятый параллельно с латинизацией алфавитов других тюркских народов СССР.

В 1940 г. казахский язык вместе с другими тюркскими языками СССР был переведен на кириллицу, действующую до сих пор.

Откуда пошла и как появилась родовая принадлежность казахов?

Аватар пользователя Нурахметова Гульнара

Здравствуйте, Марат! Перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства, в исторической науке принято называть генеалогическим (родословным) древом, а у казахов - шежире.

До начала XX века казахский народ сохранял кочевой образ жизни и соответствующую ему родоплеменную структуру общества. По старинной народной традиции каждый казах обязан был знать наизусть имена своих предков вплоть до седьмого колена. Казахская пословица гласит: «Незнание имен семи предков есть признак сиротства». По сведениям ученых, казахские шежире прослеживают историю нескольких десятков поколений и охватывают период с VII по XX век.

Выдающимся исследователем казахских родословных Центрального Казахстана был наш знаменитый земляк Машхур Жусуп Копеев (1858-1931).

Легендарный предок, мифический прародитель казахов, по мнению аксакалов - шежиреши, носил имя Алаш. Знаменитый тюрколог академик В.В. Радлов (1837-1918) дает толкования слова «алаш»: первое – это боевой клич-уран всех казахов, второе – синоним слова «казах», которое употребляется и в значении «народ».

В одном народном предании рассказывается, что в древности на берегах Сыр-Дарьи проживал хан, у которого родился сын с пестрыми пятнами на теле. Ему дали имя Алаш. Хан ошибочно посчитал пятна сына признаком проказы и повелел матери с ребенком выехать за пределы ханства на север от реки Сырдарии. В качестве слуг и охраны хан дал жене 100 (жүз) Джигитов, вслед за ними направляет еще два раза 100 (жүз) джигитов. В результате объединившиеся три сотни джигитов по старинной кочевой традиции в горах Улытау подняли на белой кошме подросшего Алаша и провозгласили его своим ханом.Предание связывает образование казахских жузов с тремя сотнями вольных джигитов хана Алаша. Летними пастбищами ханства Алаша являлись горы Улытау и Кишитау. На правом берегу реки Кара Кенгир, истоки которой также начинаются в горах Улытау, находится мавзолей Алаша хана.

Казахское родословие рождает от Алаша трех сыновей: Сеилхана, Жаилхана и Елхана. Сеилхан – предок туркменов, Жаилхан – прародитель узбеков, сын Елхана – Сабиян. У Сабияна был сын Айыркалпак, а у Айыркалпака – Майкы. У Майкы бия было три сына: Казах, Созак, Узак. От Созака происходят каракалпаки, от Узака – киргизы и хакасы. В приведенной родословной упомянуты имена шести тюркских народов. Всего в мире проживает свыше сорока тюркоязычных народов.

По генеалогическому преданию, у Казаха было трое детей: Акарыс, Жанарыс, Бекарыс. Иногда их называют также Байшора, Жаншора, Карашора.

Потомки Акарыса: Жалайыр, Канлы, Сыргелы, Катаган, Сарыуйсын, Шакшам, Шапырашты, Ысты, Ошакты, Албан,Суан и Дулат. Эти 12 племен составляют 40-тамговый Старший жуз.

Потомки Жанарыса: Аргын, Найман, Кыпчак, Конырат, Керей, Уак, Таракты. Племенной союз «Семи арысов» известен как 32-тамговый Средний жуз.

Потомки Бекарыса: Алимулы, Байулы и Жетыру. Племя Алимулы состоит из шести родов: Карасакал, Каракесек, Торткара, Кете, Шомекей, Щекты. Племя Байулы образовано 12 родами. в племя Жетыру входят 7 родов. По числу родов Младший жуз называют 25-тамговым жузом.

Существуют и другие легенды о происхождении казахского родословия. Для более детального познания рекомендуем прочитать «Историю казахского народа» Мухамеджана Тынышпаева, где на основе арабских, китайских и монгольских источников,подробно показана история возникновения каждого племени и другие исследования.

Здравствуйте!Раскажите какой была культурная жизнь в дореволюционное время в нашем регионе?Кто из музыкантов, певцов,литераторов оставили свое наследие и кем может гордиться наша область?

Аватар пользователя Нурахметова Гульнара

Здравствуйте, Артем! На тот момент Павлодарский регион был центром духовной культуры. Взаимопроникновение и взаимовлияние азиатской и европейской культур, менталитетов казахского и русского народов плодотворно сказалось на исканиях и творческих достижениях писателей, акынов, деятелей культуры и искусства. На 1910 год в Павлодаре действовала библиотека, Народный дом, где проходили крупные городские праздники, выступления заезжих артистов. 

В эти годы жили и  творили многие яркие творческие личности. Их духовное наследие прочно вошло в историю казахской культуры.

Это Жаяу Мусы Байжанов, в творчестве которого нашли отражение критические наблюдения, сатира. Значительное место в нём занимают любовная и гражданская лирика, образцы жоктау, басни. Творчество Жаяу Мусы имело большое значение в формировании и развитии народной музыки дореволюционного периода.

Естай Беркимбаев продолжил и развил передовые традиции казахского народного музыкального искусства. Большим художественным совершенством, богатством интонационных красок отличаются его песни «Қорлан», «Наз қоңыр», «Сандуғаш», «Юран-ай», эти песни до сих пор любимы и исполняются как профессиональными музыкантами и певцами, так и обычными людьми.

Блистала в эти годы и пользовалась широкой известностью талантливая певица Майра Шамсутдинова. Заметный вклад в казахскую литературу внес Сабит Донентаев. Его лучшие произведения включены в современные школьные хрестоматии.

Литературной деятельностью в начале ХХ века занимался писатель, самобытный художник Сорокин Антон Семенович. Им написаны роман «Хохот желтого дьявола», сборники рассказов «О чем плакал Кенжетай», «Стоны последние».

В это же время творил Султанмахмут Торайгыров. За свою короткую и яркую жизнь поэт создал немало произведений, пополнив литературную сокровищницу казахской литературы.

Имя Жусупбека Аймаутова неразрывно связано с казахской драматургией, он организатор первых театральных групп, режиссер-постановщик своих пьес на казахской сцене. О его незаурядном драматургическом даре свидетельствуют пьесы «Защитник народа», «Карьеристы», «Шернияз», «Рабига».

Имена Жаяу Мусы Байжанова, Естая Беркимбаева, Майры Шамсутдиновой, Сабита Донентаева, Жусупбека Аймаутова, Султанмахмута Торайгырова, Антона Сорокина присвоены улицам

известно что в прошлом веке священослужители подвергались гонениям за веру,было ли что то подобное в нашей области?

Аватар пользователя Нурахметова Гульнара

Да, действительно, этот факт имел место в истории Павлодарского Прииртышья в советский период, когда власть боролась с религией. Закрывались мечети, запрещалось религиозное образование, соответственно ущемлялись права священнослужителей (например, они лишались права голоса на выборах).

Гульнар Баркеновна скажите хиджаб это новое явление или раньше наши девушки тоже носили его?

Аватар пользователя Нурахметова Гульнара

Добрый день, Алима! Казахские девушки и женщины никогда не носили хиджаб. Об этом свидетельствуют исследования ученых, археологов, искусствоведов. По истории казахского костюма написано немало трудов, в которых подробно описано какую одежду носили казахские девочки, девушки, женщины. Одежда отличалась в зависимости от возраста, социального статуса и материального достатка.

О том, что казахские женщины не носили хиджаб свидетельствуют и музейные экспонаты, в частности, фотографии. Известный фотограф Дмитрий Багаев, который изучал историю, этнографию и культуру кочевого уклада казахов начала ХХ века на своих фотографиях отобразил моменты повседневной жизни народа, элементы одежды, головные уборы, обувь казахов, ювелирные изделия.

Ценность его фотографий в их непосредственности, правдивости и документальности. С фотоаппаратом Д.Багаев обошел весь Павлодарский регион и ни на одной его фотографии Вы не увидите казахскую женщину в хиджабе.

Здравствуйте.Каким был уровень религиозности павлодарцев до установления Советской власти?Как протекала религиозная жизнь в нашей области и какие религии присутствовали?

Аватар пользователя Нурахметова Гульнара

Здравствуйте! Уровень населения жителей области до установления советской власти находился на достаточно высоком уровне. Среди исповедуемых религий наиболее распространенными среди населения региона были ислам и православие. В тот период времени в Павлодаре функционировали две мечети и одна православная церковь.

Распространение в регионе других верований, таких как протестантские течения и различные этнические религии, связано, прежде всего, с колониальной политикой Российской Империи, а также с расселением на территории Павлодарской области представителей различных этносов, в том числе и в советский период.

какие национальные традиции необходимо прививать маленькому ребенку.как вы считаете?

Аватар пользователя Нурахметова Гульнара

Здравствуйте, Жания! С момента рождения в любой семье ребенка сопровождают ритуалы, обряды и обычаи. Если говорить о казахских семьях, то богатейшая культура казахского народа сохранила множество традиций и обычаев, почитаемых и передаваемых из поколения в поколение на протяжении многих веков. Обычаи и традиции казахского народа удивительно гармонично сочетаются и пронизывают все этапы жизни человека: свадьба, период беременности и родов, рождение ребенка, воспитание детей на разных этапах развития  и другие сферы жизни.

Воспитание в казахской семье имеет свои особенности, исходя от жизненных ценностей и традиций народа.

Сегодня изменился уклад жизни современных людей, окружающий мир, поэтому многие обычаи постепенно видоизменяются. На мой взгляд, необходимо с малых лет прививать ребенку такие общечеловеческие ценности, как уважение к старшим, доброжелательность, гуманизм - те основные нравственные постулаты, без которых невозможно вырастить из ребенка достойного гражданина своего времени.

Добрый день Гульнар Баркеновна,расскажите пожалуйста, кто, какой народ проживал в нашей местности до образования форпоста?спасибо.и еще,есть ли в нашей области памятные или сакральные места с глубокой историей?

Аватар пользователя Нурахметова Гульнара

Здравствуйте Евгений! Относительно проживания какого-либо народа на территории Павлодара можно сказать, что эта территория была заселена еще с глубокой древности, так, например в 60-хх гг. 20 века, в районе современной набережной сотрудником Павлодарского областного историко-краеведческого музея имени Г.Потанина Л. Гайдученко были обнаружены остатки жилища каменного века. Здесь были собраны каменные орудия труда и кости мамонта. В районе Лесозавода, в частном секторе были обнаружены древние захоронения эпохи бронзы (андроновская культура) и эпохи раннего средневековья (кимаки). Кроме того, сотрудниками нашего музея были изучены древние захоронения сакского времени, в районе рынка Квазар, где сейчас расположен строительный магазин, на месте бывшего роддома.

Что касается памятных и сакральных мест, то их в нашей области довольно много. Связаны они, как правило, с местами, где совершались в древности различные культовые действия – это наскальные рисунки в Экибастузском районе, каменные изваяния в Баянаульском районе. К особому типу памятников относятся так называемые курганы с «усами», которых в нашей области насчитывается более 40.

Также есть немало сакральных мест, связанных с природными объектами – это гора Аулие тас, пещера Коныр Аулие и др. Много мест связано с выдающимися личностями, почитаемыми как святые, такие как, могила Машхур Жусупа или, например, могила  Туйте аулие на берегу озера Акколь, культово-мемориальное сооружение Мавзолей Исабек ишана и Жандарбека кожа, Габдылуахит Хазрета.

Сущетсвовал ли у казахов такой обычай как похищение невест?откуда появился этот варварский обычай?

Аватар пользователя Нурахметова Гульнара

Здравствуйте, Алия! Обряд похищения невесты берет начало с тех давних времен, когда девушка редко могла сама выбрать себе мужа. Чаще всего дочери были уже сосватаны: с рождения или иногда даже до рождения. Именно отсюда происходят понятия «бесік құда», «бел құда» или «құрсаққұда». Но бывало немало случаев, когда к моменту замужества сердце девушки принадлежало другому. И не желая выходить замуж без любви, девушка договаривалась со своим избранником, чтобы ее выкрали. Ведь сама она уйти не могла. В этом случае калым за нее мог не уплачиваться. Жених крал невесту. Но затем, по всем обычаям, самые авторитетные и влиятельные родственники и старейшины из рода жениха непременно шли с калымом и подарками к родителям невесты. Этот обряд называется «аяққа жығылу» и означает поклониться в ноги, то есть попросить прощения и примирить оба рода. Зачастую все заканчивалось благополучно. Еще одна причина кражи невесты заключалась в социальном неравенстве между девушкой и парнем. Если сторона жениха была бедной и выплатить калым не могла, то ничего другого, кроме кражи невесты, не оставалось. Поскольку у казахов женитьба расценивалась как сближение двух родов, то украсть дочь из богатой семьи было чревато необратимыми последствиями для рода жениха. Вплоть до войны. Поэтому редко кто мог пойти на этот шаг без согласия самой девушки. Как видим, кража невесты всегда происходила только с согласия самой девушки. Случаи кражи без согласия девушки строго карались у казахов в соответствии с одним из пунктов свода законов Тауке хана «Жеті жарғы» - Жесір дауы». Виды наказания предусматривались различные: от выплаты больших штрафов до приговора к смертной казни.

В наши дни искаженное знание об обряде кражи невесты или его полное отсутствие привело к тому, что молодые люди считают это нормой и даже ссылаются на традиции, что в корне неверно.

Сейчас много говорят о национальных религиозных традициях...интересно,а какие религии или верования были популярны в 18-19 веках,в нашем регионе?Ислам какого мазхаба был распрстранен?

Аватар пользователя Нурахметова Гульнара

В 18-19 веках наш регион был только образован (как административная единица), поэтому в этот период становления и развития края о популярности религий не приходится.

Что касается мазхаба, изначально с момента распространения Ислама на территории Казахстана одна школа Абу-Ханифа.

Здравствуйте!Самая старая часть города по улице Ленина с каждым годом все больше теряет свой облик.Появляются какие то постройки,предприниматели делают ремонты, все это сказывается на облике этой части города.А ведь когда весь город и состоял из 2-3 улиц этого района...

Так вот,Гульнар Баркеновна,есть ли смысл принципиально сохранить исторический облик части улицы Ленина? Может часть улицы сделать пешеходной с установкой инсталляций напоминающих о прошлых событиях и жизни горожан, своего музей под открытым небом?Как вы считаете?

Аватар пользователя Нурахметова Гульнара

Добрый день, Николай! Выражаю огромную признательность за Ваше неравнодушие к истории города. Безусловно, каждый город имеет свою «визитную карточку» и такой «визитной карточкой» нашего города является улица Ленина, на которой расположено большинство зданий, представляющих архитектурное наследие региона.

Сохранение исторического облика, целостности, красоты улицы необходимо для ныне живущих и будущих поколений. Согласно законодательству предприниматели, владеющие памятниками архитектуры, входящими в Государственный список памятников истории и культуры местного значения Павлодарской области обязаны сохранить исторический облик здания. Примером тому служат Торговые ряды (ныне «Старый город»), проводя ремонтные работы на здании памятнике, предприниматель обращался в музей за фотографиями для воссоздания исторического облика здания.

Идея превращения части улицы Ленина в пешеходную зону витает давно. В свое время нами была разработана концепция. Предлагалось перекрыть улицу Ленина с набережной либо с улицы Кирова до Ленпарка (ул.Толстого). В этой части улицы как раз сосредоточены старинные здания, памятники архитектуры. Кроме того, имеющиеся неподалеку зеленые пространства (скверы, Ленпарк), а также близость Иртыша способствуют созданию единого историко-экологического комплекса.

Пешеходная улица Ленина стала бы еще одним объектом притяжения для жителей и гостей города, разнообразила бы нашу культурную жизнь. На ней возможно проведение постоянно действующей выставки-ярмарки ремесленников, художников, всевозможных культурно-массовых мероприятий, перформансов, экскурсий по историческим зданиям и т.д.

Хотелось бы отметить, что сотрудниками музея проводятся пешеходные экскурсии по историческим зданиям традиционно 18 апреля в Международный день памятников и исторических мест, а также в летний период.

Будет ли эта идея реализована - вопрос открытый. Принятие решения о превращении улицы Ленина в пешеходную не входит в компетенцию Павлодарского историко-краеведческого музея имени Г.Потанина.

здравствуйте Гульнара Баркеновна. Сейчас многие музеи не просто выставочные залы и экспонаты, музеи проводят и культурные,досуговые мероприятия. Планируете ли и вы что то,какие то мероприятия для горожан? и кстати,есть ли вакансии в вашем музее?

Аватар пользователя Нурахметова Гульнара

С целью расширения аудитории, разнообразия традиционных форм работы музей ищет новые пути и внедряет новые формы досуговой деятельности, проводит различные мероприятия.

Одним из таких мероприятий является акция «Ночь в музее», которая проводится в канун празднования Международного дня музеев -18 мая. Мероприятие полюбилось жителям нашего региона и активно посещается, о чем свидетельствует рост числа посетителей из года в год.

В марте этого года в музее проводился конкурс среди мастеров парикмахерского дела «Ее Величество Женщина!». По условиям конкурса участники должны были продемонстрировать свою творческую фантазию, технику исполнения, кроме того, мастерам необходимо было смоделировать прически различных эпох, воссоздать образ модницы прошлых лет. В работе была проведена параллель с момента зарождения парикмахерского дела до проведения конкурсов в наши дни.

В текущем году было проведено еще одно интересное культурно-массовое мероприятие. Оно было проведено в форме квест-игры, в ходе которой учащиеся знакомились с экспозициями музеев города Павлодара - проект назывался «Я поведу тебя в музей». Марафон начался с областного историко-краеведческого музея им. Г.Н.Потанина. Поочередно учащиеся посещали все музеи города, им были проводены экскурсии, задавались вопросы, на которые они самостоятельно должны были находить ответы.

Музей постоянно находится в поиске новых проектов, нацеленных на разные группы населения. Мы стараемся ориентироваться на все возрастные группы и быть интересными всем.

Касательно вакансий в музее. В настоящее время штат музея полностью укомплектован.

Здравствуйте Гульнар Баркеновна!Есть в нашем музее что то что представляет мировую ценность или значимость или только экспонаты местного значения?

Аватар пользователя Нурахметова Гульнара

Здравствуйте, Рашид! Все экспонаты, хранящиеся в нашем музее, заслуживают внимания, что касается экспонатов, представляющих мировую ценность, такие в нашем музее имеются.

Как известно, в Павлодарской области и, в частности, в черте города Павлодара расположен широко известный в научном мире палеонтологический памятник Гусиный перелет, который имеет статус памятника республиканского значения. Здесь обнаружено самое большое количество костных останков древних животных неогенового периода, возраст которых около 20 млн. лет. В нашем музее экспонируется часть обширной коллекции из этого уникального памятника. Особо хочу остановиться на одном экспонате - это скелет большерогого оленя, выставленный в экспозиции музея. Его уникальность в том, что обнаружить полный скелет древнего животного практически невозможно в силу различных природных факторов. Как правило, это лишь отдельные кости, а в нашем музее выставлен полный скелет. Такая находка одна на сотни тысяч, достаточно сказать, что по странам СНГ, имеется лишь один скелет большерого оленя в г. Москве, один в г. Киеве и один в нашем городе.

Несомненно, что мировым достоянием является сохранившейся женский головной убор – бокка (дат.13-14 вв.), сделанный из тонкого листового серебра. Каждый артефакт, представленный предметом из древнего гардероба, является уникальным и исторически бесценным источником для реконструкции духовной и материальной жизни древности. Одним из таких редких экспонатов, представляющих мировую ценность, по праву, можно назвать бокку.

Какова аудитория Павлодарского музея?Проявляет ли интерес к экспонатам молодежь города?

Аватар пользователя Нурахметова Гульнара

Здравствуйте, Катерина! Музей неотделим от своего посетителя, его аудитория самая разнообразная и она продолжает расширяться. Наряду с традиционными дошкольниками, школьниками и студентами в музей приходят семьи, пенсионеры, влюбленные пары, посещают иностранные гости. Довольно много программ у нас направлено на работу с молодежью.

Конечно же, наши экспонаты вызывают интерес у посетителей, в том числе и молодежи. Изучение истории одного экспоната или коллекции, погружение в ту или иную эпоху, зачастую, становится своеобразным толчком для научных проектов учащихся и студентов, а в дальнейшем и выбора профессии.

Археологические артефакты, экспонаты этнографических коллекций, и другие предметы древности вызывают неподдельный интерес у всех посетителей музея. Молодежь с большим желанием фотографируется на фоне наших «топовых» экспонатов и выкладывают снимки в социальных сетях. И нас это только радует.

Страницы