Онлайн-конференция с руководителем Центра анализа и развития межконфессиональных отношений Раздыковой Г.М.

 1313

Уважаемые гости сайта!

Приглашаем вас к участию в онлайн-конференции на сайте Центра анализа и развития межконфессиональных отношений на тему: "Профилактика распространения деструктивных радикальных религиозных течений в Казахстане", которая состоится с 3 по 20 октября 2016 года.

На ваши вопросы ответит руководитель ТОО "Центр анализа и развития межконфессиональных отношений", кандидат исторических наук Раздыкова Гульназ Максутовна.

 

 

Прием вопросов завершен.

 

Комментарии

Какие документы требуются для регистрации нового религиозного объединения?Как вообще проходит процесс регитстрации?

Аватар пользователя Раздыкова Г.М.

Процесс регистрации нового религиозного объединения подробно описан в Законе Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» в статье 15 «Государственная регистрация религиозных объединений». Более детальную информацию вы можете получить по адресу: ул. К. Маркса, 202/5.

Гульназ Максутовна, здравствуте.Спасибо за предоставленную возможность задать вам вопрос.Мы с вами учавствовали в одной конференции и мне понравилось ваше выступление...Полностью с вами согласна,что корень в проблеме активизации радикалов кроется в религиозной безграмотности наших людей.Это очень страшная проблема!

Гульназ Максутовна,планируете ли вы проводить проф.работу с государственными служащими и проводите ли ее вообще?Госслужащие находятся в постоянном контакте с людьми и должны иметь четкое понимание религиозных вопросов.Знать ответы на них.Но на деле эти знания оставляют желать лучшего.

Аватар пользователя Раздыкова Г.М.

Здравствуйте Елена Дмитриевна! Спасибо за поддержку и понимание!

Да, мы проводим профилактические мероприятия и обучающие семинары для контингента государственных служащих. Также следует отметить, что не весь контингент государственных служащих имеют контакт с приверженцами нетрадиционных течений.

В каких странах кроме Казахстана придерживаются ханафитского мазхаба?Какие основные отличия ханафитского мазхаба от тех же салафитов?

Аватар пользователя Раздыкова Г.М.

Ханафитский мазхаб является самым распространённым среди всех правовых школ в исламе. Около 60-70% населения мусульманского мира практикуют ханафитский мазхаб в своей повседневной практике ислама. Ханафиты живут в Средней и Центральной Азии, и на севере Африки, в России,  Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Пакистане, Афганистане, Индии, Азербайджане, Турции, Ближнем Востоке, Египте, на Балканском полуострове и др. странах.

По определению, салафизма я хочу привести выдержку из книги известного казахстанского теолога А. Сабдина: «Определение салафитов можно сформулировать следующим образом: Салафиты – это маргинальное[1] и зачастую антисистемное религиозно-политическое течение, которое прикрываясь праведными предками (салафами), в современном виде было разработано Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом путем селекции[2] положений учения Ибн Таймии и Ибн аль-Каййима и отличается

 

  • притязанием на «монополизацию» истины,
  • агрессией по отношению ко всем несогласным с их воззрениями, которая проявляется в обвинениях в неверии и многобожии (такфир),
  • обособленной трактовкой единобожия (впервые введенной на основе иджтихада Ибн Таймией) и таких понятий как поклонение и многобожие,
  • буквализмом, законничеством и фарисейством – как методологией[3] (манхадж) восприятия первоисточников,
  • иррациональностью – влекущую хроническое неофитство,
  • а так же, как и все еретические течения, адаптацией и приспособлением положений Корана и Сунны под собственные убеждения».

 

[1] (В социологии) Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей 

[2] Ибо в современной трактовке салафизма, мы не обнаруживаем некоторые позиции Ибн Таймии, который безусловно в отличии, от например такого статиста, как Ибн аль-Каййим, обладал широчайшими знаниями и отличался большей толерантностью, нежели современные салафиты.   

[3] Хотя часть современников полагает, что у салафитов в классическом понимании вообще нет методологии понимания и сопоставления первоисточников, которая опиралась бы на правила арабского языка, на котором был ниспослан Коран и зафиксирована сунна.

Какая работа ведется с приверженцами радикальных идей?Почему то кажется что эти люди не просто идеологичски заблуждаются, а имеют психологические проблемы....

Аватар пользователя Раздыкова Г.М.

С приверженцами деструктивных течений работа ведется в разных направлениях. Вы правы, Булат, заблуждение человека, имеет под собой основу и это есть – психологическая неустойчивость, уязвимость, психотравмы детства, низкая самооценка и т.д. Если затрагивать психологическую поддержку лиц пострадавших от деструктивных течений, первостепенно это диагностика, чтобы понять какие психологические расстройства имеет человек, так как каждый случай частный, соответственно и работа будет выстраиваться сугубо индивидуально.

здравствуйте Гульназ Максутовна!Сейчас много говорят о религиозной толерантности...может все последние проблемы в нашей стране следствие этой самой толерантности?Религиозное поле важная часть государственной безопасности и может стоит законодательно ограничить деятельность некоторых нетрадиционных и новоявленных "религий".Те же христинские "религии", каких только направлений сейчас нет, и то и дело скандал за скандалом.Президент верно сказал - у Казахстана два крыла,Ислам и Православие. Так зачем мы пускаем к себе,а потом ломаем голову что делать и как оградить граждан от этой напасти?

И второй вопрос...вы много встречаетесь с трудовыми коллективами города,проводите различные семинары.Это хороо и правильно. Но вот мне показалось, что вы не придаете особого значения работе с молодежью, хотя может я и ошибаюсь.А именно молодежь наиболее подвержена тлетворному влиянию. Есть ли в вашем центре молодежное направление?

Аватар пользователя Раздыкова Г.М.

Добрый день Александр! У нас в Казахстане свобода вероисповедания гарантируется Конституцией Республики Казахстан.

Повышение религиозной грамотности населения сегодня является одной из важных целей нашего общества. В ее достижении помогают широкомасштабные разноформатные информационно-разъяснительные мероприятия. Постоянно внедряются новые формы и методы проведения мероприятий в том числе семинары, интернет конференции, круглые столы с участием разной категории молодежи, Open Air (раздача методических материалов, буклетов в местах большого скопления людей), спортивные мероприятия (турниры по мини-футболу, теннису, боулингу среди верующей молодежи).

За период работы с января по октябрь 2016 года проведено:

- всего мероприятий – 597; общий охват составил – 71 445 человек, из них молодежь 80%; роздано методических материалов, всего 7 275 штук.

Какие религиозные объеденения зарегистрованны в Павлодаре,традиционные и нетрадиционные?

Аватар пользователя Раздыкова Г.М.

Уважаемая Анна, мы не делим религиозные объединения на традиционные и нетрадиционные. Правильнее будет сказать зарегистрированные и незарегистрированные. На сегодняшний день в Павлодарской области зарегистрировано 154 религиозных объединений, представляющих 13 конфессий. Полный список религиозных объединений можно найти на официальном сайте управления по делам религий Павлодарской области.

Здравствуйте... Что означает фраза:"Отправление обрядов, в местах, специально для этого предназначенных"?Считаются ли эти места общественным местом, где главенствуют Законы государства и общества, а правила и распорядки этих мест обязательного исполнения для случайных посетителей не имеют?Можно ли делать свободную фото-видео съемку в в храмах, мечетях?

Аватар пользователя Раздыкова Г.М.

В Законе Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» в статье 7 Религиозные обряды и церемонии в пункте 2 говорится:

«Богослужения, религиозные обряды, церемонии и (или) собрания беспрепятственно проводятся (совершаются) в культовых зданиях (сооружениях) и на отведенной им территории, в местах поклонения, в учреждениях и помещениях религиозных объединений, на кладбищах и в крематориях, жилищах, объектах общественного питания в случае необходимости при условии соблюдения прав и интересов близ проживающих лиц. В иных случаях религиозные мероприятия осуществляются в порядке, установленном законодательстве Республики Казахстан».

В любом случае для проведения фото-видео съемок необходимо получить разрешения от руководителей данной религиозной общины. Это будет соответствовать общепринятым человеческим и морально-этическим нормам, и уважительного отношения к данной общине.

Буквально на днях в Казахстане создано министерство по делам религий и гражданского общества.Какая необходимость в этом министерстве?У нас есть Закон о Религии,все конфессии его исполняют,все взаимоотношения религии и общества строго регламентированы.Так для чего создана эта громоздкая структура?Какие изменения в законодательстве ждать верующим?Спасибо.

Аватар пользователя Раздыкова Г.М.

Любое новое министерство создается по указу Главы государства. Создание министерства по делам религий и гражданского общества продиктовано реалиями современного времени, которое требует эффективной работы по недопущению распространения религиозной радикальной идеологии в нашем государстве. В Парламенте рассматривается вопрос о внесения изменении в Закон «По противодействию экстремизму и терроризму», который направлен на защиту безопасности наших граждан и государства.

Здравствуйте Гульназ Максутовна! Как вы оцениваете религиозную обстановку в нашей области?Имеются ли у нас "тихие" религиозные, склоняющиеся к радикализму, группы?Если да, проводите ли с ними разъясняющую работу?

Аватар пользователя Раздыкова Г.М.

По моему мнению, религиозная ситуация в области у нас стабильная. Фактов конфликтов на межконфессиональной почве не зарегистрировано. Хотя, единичные факты деструктивной деятельности некоторых граждан, к сожалению есть. Наша основная задача свести к минимуму данные тенденции в целом по региону.

В Казахстане часто возникают скандалы связанные с отказом от переливания крови по религиозным убеждениям.Не так давно и в Павлодаре был такой случай.Я говорю о Свидетелях Иеговы.Вы считаете это нормальным?Почему власть не обращает внимание на распространение этой вредной для жизни религиозной идеологии?

Аватар пользователя Раздыкова Г.М.

Здравствуйте Иван. Вы правы, такой факт был в Павлодаре в 2013 году. Маленькой Элоне Тохтаровой родители отказались переливать кровь по религиозным убеждениям. Такие факты зарегистрированы и в других регионах Казахстана. Вы не правы в том, что власти не обращают внимание на такие случаи. Именно благодаря скоординированной работе государственных органов жизнь Элоны удалось спасти. К таким моментам религиозной практики и догматики некоторых религиозных течений я отношусь отрицательно. Никакие религиозные догмы не могут быть важнее самой Жизни.

Гульназ Максутовна вы делаете очень нужное дело.Нужно проводить еще больше встреч с населением и искать новые идеи.Религиозная безграмотность среди людей очень высокая и этот пробел нужно заполнять.От этого все проблемы мы просто недооцениваем угрозы с которыми нам еще предстоит столкнуться.
Хочу пожелать вам успехов!

Аватар пользователя Раздыкова Г.М.

Спасибо Наталья, за добрые слова! Для меня лично и для моего коллектива они очень важны!

Гульназ Максутовна,на ваш взгляд, какие меры необходимы для противодействия распространению нетрадиционных, деструктивных религий?Власти вроде предпринимают необходимые шаги по противодействию, но все равно отстают.Оказывается в нашей стране уже огромное количество последователей радикального ислама. А что нужно предпринимать, чтобы предупреждать вербовку, и тем самым поставить заслон проникновению радикальных идей в Казахстан?

Аватар пользователя Раздыкова Г.М.

Уважаемая Жанна, для того чтобы эффективно отражать угрозы необходимо усилие всего общества и государственных органов.

какую технику используют радикальные вербовщики.чем они завлекают нашу молодежь в свои ряды?

Аватар пользователя Раздыкова Г.М.

Люди, которые привлекают в псевдорелигиозное, деструктивное течение используют различные техники, все зависит от ситуации, от типа восприятия человека, от возрастной категории. Но, основное – это социальная несправедливость. Где больше всего социальное расслоение – там больше успех у вербовщиков. Также это работа с людьми, которые только что перенесли какое-то горе – когда у человека сознание совершенно открыто для того, чтобы туда вложить псевдоценности. Разные формы используются в этом отношении. Надо понимать – если раньше это было на уровне любителей, то сейчас этим занимаются профессиональные психологи, психиатры и люди, прошедшие специальное обучение, об этом свидетельствуют видео- и аудиоролики в интернете.

Какие мероприятия проводит ваш центр для профилактики распространения радикальнго экстремизма?что в планах?Есть ли у вас филиал в Екибастузе?

Аватар пользователя Раздыкова Г.М.

Мероприятия, проводимые сотрудниками центра это «круглые столы», конференции, семинары, лекции, встречи, демонстрация фильмов и видеороликов. Постоянно внедряются новые формы работы, такие как творческий фестиваль, флэш-мобы, боулинг, мини-футбол среди верующей молодежи.

Такие встречи ставят своей целью повысить уровень грамотности населения в вопросах религии, предупредить о рисках вовлечения в радикальные религиозные течения, а также акцентировать внимание на традиционных духовных и национальных ценностях. В ближайшем будущем планируем проведение Международной научно-практической конференции, боулинг среди верующей молодежи, а также интернет-конференцию среди учащихся школ Павлодарской области.

В городе Экибастузе открыт КГУ «Центр анализа и развития межконфессиональных отношений отдела внутренней политики акимата города Экибастуз», находится он на Строительной, 31, тел: 34 03 49.

В Баянаульском районе также есть КГУ «Центр по религиозным вопросам «Имандылық» отдела внутренней политики Баянаульского района акимата Баянаульского района. Адрес: Сатпаева, 27. Тел.: 8 71840 9 21 87.

Здравствуйте Гульназ Максутовна!Сейчас выяснилось что за террактами в стране стоят приверженцы салафизма,нетрадиционного религиозного направления в Исламе.Как они проникают в нашу страну?Неужели салафиты так просто вербуют наших граждан?Почему не запретят это направление?

Аватар пользователя Раздыкова Г.М.

Процесс реисламиации начался в нашей стране с 1990 г. к сожалению никто ни мог прогнозировать, что в духовное поле придут экстремистские и радикальные группы. Многие из них на сегодняшний день запрещены решением суда. Всего 23 религиозные организации, деятельность которых запрещена на территории Республики Казахстан.

Псевдоисламская идеология отлично сыграла на ноте «религиозной необразованности». Сейчас это все хорошо контролируется, однако через интернет пространство они на сегодняшний день пропагандируют свою идеологию.

Пока уровень религиозного образования народа будет слабым, имеется вероятность продолжения вербовки религиозно неграмотного населения страны.

Этот вопрос бурно обсуждается в Казахстане, однако совсем недавно Министр по делам религий и гражданского общества Нурлан Ермекбаев выразил свою позицию в отношении салафизма словами: «Салафизм – это не организация, а религиозное течение и система взглядов». По мнению главы Министерства, зрелое казахстанское общество способно без законодательного запрета не допустить распространения этого течения.

Страницы