Развитие человека или строительство зданий
Одним из модных трендов современной казахстанской уммы, в прочем, как и всего мусульманского мира является сильное увлечение строительством всевозможных зданий и сооружений под религиозными лозунгами. Это и культовые здания, всевозможные общежития, интернаты, корпусы, медресе и т.п.
Все это безусловно имеет значение, награду (сауаб) и подтверждается доводами из религиозных книг. Однако данное увлечение строительством и всякого рода постоянными ремонтами зданий во благо уммы, делается на фоне полного игнорирования главной коранической ценности - человека и его развития.
Ведь именно Человек, согласно Корану, является венцом творений божьих (Коран-17:70). Он наместник Аллаха на земле (Коран-2:30). Человеку поклонились все ангелы (Коран-2:34, 7:11 и др.). Ради Человека сотворено все, что на небесах и на земле (Коран-45:13). Человек был достоин слов Господа: «..вдохну в него душу от Себя» (Коран-15:29, 38:72).
А в это время мы видим, как отдельные общины верующих возвели строительство и ремонт зданий чуть ли не в главный вид «джихада» и возвеличивания «слов Аллаха». Притом, что качеством человеческого капитала такие модераторы общин практически перестали интересоваться. Им интересны количество членов общины и их лояльность. А качество человеческого капитала, такие люди оставили на «все воля Всевышнего»!
Наблюдая это сильное увлечение верующих строительством и ремонтом зданий сторонний человек, не имеющий религиозных знаний может подумать, что Пророк Мухаммад (мир ему!) был послан для строительства и ремонта зданий.
Правило «То, без чего невозможен уаджиб (предписание) также является уаджибом (предписанием)», которым аргументируют при строительстве всевозможных зданий под религиозными лозунгами не выдерживает критику так, как игнорируется сам уаджиб – предписание выращивать праведных и компетентных верующих.
Зачем тратить на строительство культового здания миллионы долларов, если во время пятничной проповеди неоднократно допускаются банальные грамматические ошибки? Или проповедник обращается в общине словами «есекбастар»? Или использует такие выражения, как «Пайғамбарымыз «тормоз» болмаған»? Можно ли об этом говорить? Как человеку, проводившему обучающие семинары для имамов в 10 регионах республики и преподающему им в институте при университете Нур- Мубарак приходиться озвучивать такие наблюдения.
Игнорирование человека и чрезмерное инвестирование в строительство зданий привело нас к тому, что сейчас в умме возобладает такой вид, как «человек догматический», который все, что видит в средневековой книге считает эталоном праведности и богобоязненности и у которого напрочь отсутствуют аналитические способности. Если он находит в них паранджу или никаб начинает всем доказывать обязательность закрытия лица для женщин. Но нужно понимать, что в этих книгах можно найти много такого, что в наших современных условиях, не соответствует «макасыд аш-шариа» и «аль-масалих аль-`амма». Например, какой смысл тиражировать тему о запретности (харам) мужчинам смотреть на лицо юнца (мардан)? Эта тема была весьма популярна в средневековых трудах, вероятно, что она актуальна для регионов, где до сих пор практикуют «бача бази» и т.п. Но «человек догматический» без разбору выдает такие темы общественности только на основании того, что они подробно описаны в книгах. При этом ему нет дела до того, что он не руководствуется универсальным принципом «радуйте и не отвращайте» и не считается с основами призыва! «Человек догматический» религиозен «без духа», неразумен и не имеет осознанной веры. Его можно активировать (радикализировать) ссылкой на какую- нибудь фетву (например, мардинскую) средневекового авторитета.
Вот такая религиозность в конечном счете приводит верующих к мракобесию, о котором так часто начали писать средства массовой информации. Конечно, религиозность религиозности рознь. Ибо религия неотъемлемая часть человеческой эволюции. Как бы ее не демонизировали, она никуда не исчезает. Еще до краха атеистического режима, который 70 лет стоял на научном атеизме и всячески боролся с религией, самая «читающая» в мире нация массово начала «заряжать воду» в эфире государственного тв-канала. «Аулие» разных цветов начали собирать полные стадионы людей на своих сеансах. Представительницы прекрасного пола из числа местной элиты, еще вчера убежденные коммунисты, начинают летать в индийские ашрамы и становятся последователями тех, про которых позже BBC снимет свой документальный «Секретный Свами». А отдельные высокие мужи начинают обращаться к услугам московских звездочетов-астрологов. Бизнесмены, байбише и токалы решают вопросы конкуренции у гадалок, читалок и ясновидящих. Все это тоже разновидности религиозности.
Вот из такого крайне иррационального коллективного сознания мы пожинаем плоды в виде архаики и доморощенных экстремистов, и террористов.
Человек же забыт. Особенно он забыт среди верующих. Лидерами мнений культивируется культ помпезных зданий, возводимых под громкими религиозными лозунгами. Передал Абу Дауд со слов Анаса, что Пророк (мир ему!) сказал: «Не наступит Час пока люди не будут гордиться (или хвастаться) мечетями!».
У деструктивных религиозных течений нет ни одной официальной мечети на территории страны, ибо они заняты главным – человеком, который будет их последователем. Они выращивают человека категории - «шейх» или «талибуль-ильм», за которыми следуют десятки тысяч убежденных последователей «в наушниках». В этом и вся разница. ДРТ работают с людьми, а «традиционалисты» постоянно строят и ремонтируют здания. Где потом в условиях отсутствия компетентного предводителя вся община переходит в ДРТ. На западе нашей республики есть такие мечети, где 90% прихожан категорически не признают местную религиозную традицию.
«Качество» религиозности – это приоритетный вопрос мусульманской уммы. Все культовые здания, которыми так увлечены верующие и даже самая священная для мусульман Кааба не являются почетнее человека, как об этом передали ат-Тирмизи и Ибн Маджа в хадисе со слов Ибн Умара.
Пророк Мухаммад (мир ему!) был послан людям и ради людей (Коран-21:107 и 34:28). Он выращивал людей, обучал их Книге, мудрости, воспитывал и очищал их (Коран-62:2). Это и есть его сунна. Он воспитывал из дикарей, которые заживо закапывали дочерей, победителей двух империй. Из наемных убийц, рабов и инвалидов доблестных Умаров, Билалов, Усама ибн Зейдов и Ибн Умм Мактум. А его здания, воздвигнутые для религиозных целей, отличались скромностью. Во многих хадисах отмечается, что украшение мечетей порицаемо. Исходя из этих хадисов подавляющее большинство богословов-факихов считают украшение мечетей нежелательным – макрухом и излишеством – исрафом. В современных условиях нежелательность всего это усугубляется на фоне полного игнорирования человека и его развития.
Казахстанской мусульманской умме следует изменить дискурс и перевести инвестиции от строительства всевозможных зданий под прикрытием религиозных лозунгов в сторону развития человека. Ибо в мусульманском праве есть фикх-приоритетов. Необходимо инвестировать в человеческий капитал. В выращивание штучного высококачественного человеческого «товара», который будет приносить пользу потребляющему его народу, а не вести их к гибели, как это делают идеологи религиозного терроризма. Сейчас время строить не здания, а строить человека – умного, культурного, компетентного, разносторонне развитого, духовного, честного! Сейчас время не количества, а качества! Как об этом сказано в Коране (2:249).
Государство, в плане развития человеческого капитала для ислама, свое делает. Оно выделяет более 370 грантов на подготовку исламоведов степени бакалавр, еще 30 грантов для подготовки исламоведов – магистров и 5 грантов на подготовку докторов исламоведения. Проблема стоит перед мусульманским сообществом, которое строя огромное медресе не задумывается о том, кто будет потом там преподавать? Строит мечети в своих родовых аулах, не задумывается о том, кто приедет в отдаленный поселок наставлять?
Пророк Мухаммад (мир ему!) оставил в наследство лишь знания! Где бы оно не было верующим мусульманам предписано стремиться к ним. Великий халиф Харун ар-Рашид основавший Бейт аль-Хикма (Дом Мудрости), откуда вышли сотни таких ученых, как Алкиндус (аль-Кинди), аль-Хорезми, аль-Балазури и др. назначил руководить им христианина Йоханну бен Масавайха.
В этой связи, забота о человеке и его развитии несомненно имеет приоритет, это сунна пророка Мухаммада (мир ему!). Он настолько заботился о человеке, что говорил: «Если верующий оставил после себя имущество, то оно является наследством для его наследников, если же он оставил после своей смерти долги, то пусть придут ко мне и возьмут его долг у меня».
Мусульманскому сообществу необходимо осознать коллективную ответственность за развитие человека. Нужно признать, что мусульмане перестали интересоваться своим человеком. Одни ежегодно тратят по 250- 300 млн. долларов на ПСЖ и Манчестер Сити, вторые соревнуются в высоте небоскребов, другие строят имиджевые города за 500 млрд. При всем этом в соседних братских странах идет война, хаос, голод, миллионы беженцев. Очень сильно изменились установки в умме. Если раньше халиф Мамун платил главному переводчику академии, христианину Бен Исхаку золотом столько, сколько весила каждая переведенная им книга, то теперь мусульмане покупают за 225 млн. долларов одного футболиста, деятельность которого сложно увязать с пророческим наследием, и на средства, которого можно было бы привлечь не одного современного Бен Исхака из числа лауреатов Нобелевской премии.
Комментарии
Мусульманское общество продолжение государства и его политики.Разве можно сказать что ислам у нас отделен от государства?Нет ислам у нас всячески поддерживается государством.А вот качество религиозности...вопрос поставлен правильно.Для многих религиозность как красивая обертка,-ах,я весь такой неземной и духовный...но не придерживаются главных принципов любой религии-быть честным,милосердным.Что толку от огромных помпезных зданий если от них веет холодом...
Вопрос пставлен очень правильно и уместно.сплошное лицемерие.Только вдуматься-огромные деньжищи платим за футболистов когда гдето умирает ребенок...