Онлайн-конференция с руководителем Центра анализа и развития межконфессиональных отношений Раздыковой Г.М.

 14916

Уважаемые гости сайта!

Приглашаем вас к участию в онлайн-конференции на сайте Центра анализа и развития межконфессиональных отношений на тему: "Проблемы феминизации религиозного экстремизма в Казахстане", которая состоится с 21 по 30 ноября 2019 года.

На ваши вопросы ответит руководитель КГУ "Центр анализа и развития межконфессиональных отношений" управления информации и общественного развития Павлодарской области, кандидат исторических наук Раздыкова Гульназ Максутовна.

 

Прием вопросов завершен.

Комментарии

Гульназ Максутовна, как вы считаете почему женщины решились наравне с мужчинами захватить театр в Москве в 2002 году?

Аватар пользователя Раздыкова Г.М.

Террористический акт на Дубровке был организован чеченскими террористами, активными участниками сепаратистского движения в Чечне. За десять лет военных действий чеченские боевики понесли большой урон. Ловко манипулирую религиозными текстами,  пользуясь психологической и эмоциональной уязвимостью женщин, вербовщики это использовали в пропаганде идей жестокости и насилия. В результате этого в захвате театра в Москве приняли участие около 20 вооруженных женщин, готовых мстить за погибших мужчин и умереть смертью «шахида» посредством поясов смертников.

Зачем вернули из Сирии так много женщин? Как они живут сейчас и где?

Аватар пользователя Раздыкова Г.М.

Казахстан включен в глобальные процессы, и они по-своему влияют на нашу повседневную жизнь. Мы, как государство, выполняем свои обязательства и поэтому возвращаем наших граждан из зон террористической активности на родину. Виновные должны понести свое наказание, а те, кто невиновен, должны пройти процедуру реабилитации. Ведь если эти боевики останутся за границей, они продолжат террористическую деятельность против Казахстана. И, самое главное, – мы спасаем жизни детей. Надо задуматься, кем эти дети вырастут за границей, если мы оставим их без помощи. Скорее всего, они пополнят ряды этих же террористов. Возвращая детей домой, мы решаем эту проблему, чтобы она не беспокоила нас в будущем.

Только забота и кропотливая работа со стороны государства и социума в целом позволит членам экстремистских идей быстрее адаптироваться в нашем обществе и забыть все ужасное пережитое в Сирии. Мы должны взять на себя ответственность за судьбы детей, чтобы не взращивать новое поколение террористов ИГИЛ.

Работа по реабилитации возвращенных из Сирии граждан проводилась в два этапа. Это карантийный период в г. Актау на побережье Каспийского моря и второй период продолжается по сегодняшний день, так как реабилитация этих женщин и детей еще не закончена и займет определенное время. Мужчины и женщины, чье участие в террористической деятельности было доказано судом, несут наказания, предусмотренные Уголовным Кодексом РК, большая часть возвращенных вернулись к своим семьям, работа психологов и теологов с ними не прерывается.

правда ли что женщина гораздо дольше проходит процесс реабилитации?

Аватар пользователя Раздыкова Г.М.

Работа с радикалками действительно отличается от тех методов, которые используют в работе с мужчинами. Сознание женщин более подвижно. У людей, находящихся во власти негативных переживаний, например, сильной обиды, душевной боли, депрессии, может возникать «туннельное зрение», то есть их восприятие мира очень сужается. В таких условиях женщины перестают критически мыслить и становятся чрезвычайно уязвимыми для радикальных проповедников, или так называемых «охотников за душами». Работа с такими женщинами строится на добровольности, искреннем желании помочь самой себе, то есть никакой насильственной реабилитации.

Все люди разные, и методы, которые мы используем, тоже сугубо индивидуальны. Нет единого стандарта по работе с сознанием человека; все, что было наработано наукой или практикой, носит исключительно рекомендательный характер. Кроме того, работа должна быть систематической и продолжительной, обеспечивается полная конфиденциальность процесса реабилитации.

А как узнать или понять, что мусульманка стала радикальной исламисткой? 

Аватар пользователя Раздыкова Г.М.

Наиболее явный признак – это внезапная смена религиозных взглядов, облачение в темную закрытую одежду (например, никаб). Если человек ушел в радикальную идеологию, то в своих речах он будет употреблять такие специфические слова, как «кафирское государство», «государство тагута», «бидаа», избегать участия в совершении национальных традиционных обрядов и обычаев. Помимо этого, происходит резкий отказ от контакта с семьей и близким окружением, не придерживающихся данной идеологии. Адепты радикальной идеологии занимаются активной пропагандой радикальных идей в социальных сетях, увлечены религиозной литературой, аудио- и видеолекциями нетрадиционной религиозной и экстремистской направленности.

Если Вы заметили данные признаки среди Ваших знакомых, Вы можете обратиться в наш Центр, где квалифицированные теологии и психологи бесплатно и конфиденциально окажут им консультативную и просветительскую помощь.

А чем женщин прельщает радикальный экстремизм? Ладно мужчины,эти всегда ищут приключения, а женщины ради чего идут на такой риск?

Аватар пользователя Раздыкова Г.М.

Радикализация женщин происходит из-за тяжелых жизненных ситуаций, и из-за психологических проблем, общей религиозной безграмотности, психотравм, полученных когда-то в детстве. Большинство из них испытали на себе недостаток родительской любви, одиночество, негативное отношение окружающих, непонимание, то есть у них не было эмоционального выхода.

Здравствуйте, уважаемая Гульназ Максутовна! Почему религиозный экстремизм стал феминизироваться? Как получилось, что женщина - хранительница очага, изначально созданная для рождения и воспитания детей, радикализовались? Почему женщины уходят в экстремистские террористические организации? Спасибо.

Аватар пользователя Раздыкова Г.М.

Здравствуйте, Жасулан. В своей практике я выделила бы несколько типов женщин, склонных к радикализму. Первое – женщины из близкого окружения террористов, которые были ликвидированы во время спецопераций, то есть их вдовы, сестры. Второе – жены, сестры, матери людей, выехавших в зону боевых действий в Сирию (а сами они находятся в Казахстане). Третье – близкое женское окружение осужденных. Это достаточно многочисленная группа. Четвертое – женщины-радикалки, которые, пользуясь своей харизматичностью, сами способны вести за собой жамагаты. Конечно, в группы риска в первую очередь попадают женщины из близкого окружения радикалов. Пятое – женщины, выросшие в семьях с радикальным мировоззрением, как правило, они очень молоды.

Сам образ мирной женщины использовался террористическими группами для привлечения сторонников среди женщин и для того, чтобы заявить о невинном и ненасильственном характере их деятельности, благодаря подчеркиванию участия женщин в их организациях.

Здравствуйте, Гульназ Максутовна! А какое процентное соотношение между экстремистами мужчинами и экстремистами женщинами? Неужели женщины так ударяются в религиозный экстремизм, что это становится массовым явлениям?

Аватар пользователя Раздыкова Г.М.

Здравствуйте, Айгерим. Согласно исследованию, проведенному в 2018 г. Международным центром по изучению радикализации, женщины составляли 13% численности иностранных боевиков–террористов ИГИЛ/ДАИШ или связанных с ней организаций. Исходя из данных за 2014 г. и 2015 г., в зоне боевых действий против ИГИЛ/ДАИШ в Сирии и Ираке находилось около 1 000 женщин из стран Средней Азии.

По информации КНБ в зонах конфликта сейчас находится около 114 граждан Казахстана. В основном они находятся в зонах ответственности боевиков в Сирии. Кроме САР казахстанские граждане воюют в рядах боевиков в Ираке и Афганистане. В их числе 36 мужчин и 80 женщин. К сожалению, нет точных данных по количеству детей, рожденных там.

В последнее десятилетие борьба с экстремизмом в Казахстане велась, в основном, среди представителей мужского пола, в то время как их жены, матери, сестры и дочери оказывались в условиях изоляции под воздействием радикальных взглядов. В таких условиях женщины, как и мужчины, становились подверженными радикализации. Отличительными чертами радикалок являются религиозная безграмотность, слепое следование за жамагатом, и комплекс нерешенных психологических проблем.