Аскар Сабдин: Борьба с иллюзией знаний

 1374

О том, каким образом компетентные органы «борются» с искоренением радикальных взглядов, мы поговорили с директором консультативно-реабилитационного центра «Ансар» Аскаром Сабдиным. 

– Аскар Калимжанович, что необходимо сделать для того, чтобы  изменить мировоззрение людей с радикальными взглядами?

– Самым важным элементом реабилитации является выявление уровня знаний радикала и доведение до него этого уровня. Без осознания собственной невежественности в религиозных знаниях, радикал не перестанет упираться в своих убеждениях, при этом постоянно ссылаясь на несколько заученных аятов и хадисов. Дело в том, что пропаганда нетрадиционных и деструктивных течений, а также интернет и другие современные средства глобализации, практически свели на «нет» понятие компетентности – особенно в исламских науках. Объявленные некоторыми течениями призывы «брать смыслы» напрямую из Корана и Сунны ввели некомпетентную молодежь, которая не знает языка Корана и Сунны, не знакома с принципами и методологией понимания первоисточников ислама, в самые сложные проблемы мусульманской теологии. К сожалению, проблемы ислама и мусульман сегодня не обсуждает только ленивый. Поэтому если радикал, условно говоря, признает свой низкий уровень знаний, то в дальнейшем с ним легко вести адаптационную работу. 

– Мы слышим о том, что радикалы объявляют людей не придерживающихся их взгядов неверными? Это болезнь?

– По сути это идейные вирусы. Некоторые эксперты называют это болезнью «охлократией в исламских науках», где каждый имеет право голоса в «прямом» понимании Корана и Сунны. Другие эксперты называют эту болезнь – «иллюзией знаний» или «синдромом богослова». В действительности эта анархия привела к тому, что «рядовому» мусульманину, которому в соответствии с хадисом о бедуине от Анаса ибн Малика и Тальхи достаточно 5 столпов ислама, вручаются полномочия мусульманских «генералов» – муджтахидов. И этот рядовой в «погонах генерала» повсеместно кого-то отправляет в ад, называя кафиром, мушриком, муртаддом, сахауатом, бидатчиком и заблудшим, а кого-то отправляет в рай, называя праведником, шахидом и братом. В общем, радикалу дают право вершить судьбами людей. И, безусловно, молодым людям эмоционально крайне привлекательно распоряжаться полномочиями исламских ученых и это основная причина их ухода в эти нетрадиционные течения и секты. Это одна из так называемых теологических спекуляций – наделение дилетантов компетенциями.  

– Как ханафитский мазхаб относится к теме компетенции в вопросах религии?

– Уместно отметить, что в отличие от различных течений, ученые ханафитского мазхаба настоятельно рекомендовали получать исламские знания от компетентных ученых. В качестве доводов приводились множество фактов, в том, числе и то, что сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) получал знания от Джибриля, как об этом сказано в следующем аяте: «Научил его обладающий могучей силой» (ан-Наджм -53:5).

Сподвижники в свою очередь получали знания от Пророка, последователи от сподвижников и таким образом в исламских науках сформировалась преемственность передатчиков знаний (иснад). Известны изречения имама Абу Ханифы, когда его спросили о группе самостоятельно занимающихся фикхом студентах, он спросил – «Есть ли у них главный (учитель, шейх)?». Когда ему ответили, что такого человека нет, он сказал: «Они, никогда не постигнут фикх».

– На ум приходит аят из Корана: «Скажи: «Неужели равны те, которые знают и те, которые не знают» (Зумар, 39:9)!

– Да, как известно, Коран и Сунна не признают «панибратства» и «уравниловки» в исламских знаниях. Еще один аят гласит: «Он дарует мудрость, кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом...» (аль-Бакара, 2:269). В другом аяте сказано: «Ведь выше всякого обладателя знания есть знающий» (Юсуф, 12:76).

В этих аятах, говорится о неравенстве людей в знаниях. Кто–то является компетентным специалистом, другой обязан следовать (таклид) за учеными, как об этом сказано в следующем аяте: «Спросите людей знающих, если сами не знаете» (Коран-16:43).Упоминая вышеуказанные аяты, имам Муслим в предисловии к своему Сборнику, также указывал на то, что люди не равны в знаниях. Это же подтверждается хадисом о «Прощальной проповеди».

– Среди радикально настроенных групп немало тех, кто выводит всевозможные религиозные решения. Дозволено ли это в исламе?

– Существует значительное количество аятов и хадисов, запрещающих некомпетентному человеку выводить решение (иджтихад) в вопросах религии.  Например, Пророк Мухаммад говорил: «Если судья, проявивший усердие, вынес решение и оказался прав, то он получит двойное вознаграждение, а если он проявил усердие и ошибся, то одно». Кади ‘Ияд по поводу этого хадиса писал: «Нет разногласия и сомнения в том, что этот хадис относится к судье-ученому, чей иджтихад (выведение решения) является дозволенным. А что касается невежды, то он совершает грех за свой иджтихад в любом случае!». В том же ключе, высказались ан-Навави, аль-Куртуби и др.  Еще одним доказательством запретности выведения решения некомпетентными людьми является следующий аят: «Когда до них (мусульман) доходит весть о безопасности или опасности, они разглашают это. Если бы они обратились с этим к Посланнику и обладающим авторитетом среди них, то об этом от них узнали бы те, которые могут исследовать это» (Коран-4:83). Ибн ‘Аббас сказал о словах: «обладающим авторитетом среди них»: «То есть обладающие разумом и разбирающиеся в фикхе и религии». Также, Хасан аль-Басри и Катада в отношении этих слов сказали: «То есть вернуть это ученым». Имам аль-Багауи о словах: «об этом от них узнали бы те, которые могут исследовать это» сказал: «Это ученые, которые укажут на то, что следует умалчивать, а что следует распространять». По этому поводу, Ибн аль-Кайима, говорил: «Если исправление порицаемого (нахьй `аниль-мункар) повлечет еще больше зла или отдаление от Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), то изменять такое порицаемое запрещено! К подобному исправлению порицаемого относится выход против правителей-мусульман. Поистине, это является основой зла и смуты вплоть до Конца света!». Используя вышеуказанные и другие тексты, радикал должен убедиться в том, что он не имеет права выводить решения, в том, числе по таким проблемным темам, как такфир, джихад, джизъя и т.п. Эти и подобные вопросы рассматриваются «ахль аль-халли уаль-акд» - учеными и правителями. Некоторые люди положение о «ахль аль-халли уаль-акд» называют «шейхократией», что в корне не верно. Компетенции это сунна Аллаха, и если проблемой занимаются сведущие люди это проявление меритократии.

В этой связи повышение уровня осведомлённости у радикала является эффективным способом научить его более объективно оценивать собственный уровень компетенций. «Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено (халал), а то – запретно (харам), и не возводите навет на Аллаха…» (Коран-16:116)

–  Есть ли какие-либо хадисы, которые раскрывают все вышесказанное?

– Я бы отметил следующий хадис: «Поистине, наступят для людей такие времена, когда будут верить лжецам и перестанут верить правдивым, когда будут доверять изменникам и подозревать в измене тех, кто заслуживает доверия, и когда слово будет за рувайбида». Его спросили: «А кто такой рувайбида?» Он ответил: «Невежда, который будет говорить о всеобщих делах!».

– Я считаю, что этим хадисом все сказано. Спасибо за интересное интервью. 

Источник: