Отношение ислама к азартным играм

 766

Мы должны знать, что общество всегда влияет на человека, в котором он живет. И если общество здоровое, то тогда и человек будет здоров и счастлив, и такой человек принесет пользу себе и окружающим людям. Если же общество стало разрешать делать человеку то, что  несет вред людям, то тогда такой человек может стать сам грешным и бесполезным людям. Поэтому мы всегда должны обращать внимание на правильное и нравственное развитие нашего общества и самого человека.

Ислам всегда несет людям высокую мораль и призывает к нравственному и праведному образу жизни. Мусульманин, который в действительности хочет жить по положениям нашей религии и старается это делать, тогда он будет богобоязнен и защищён от больших ошибок и нравственного разложения. В Исламе четко показано как человек должен жить в этом мире и от чего должен сторониться сам и далее оберегать своих близких и родных. Если эти правила будут воплощаться в жизнь, тогда человек пройдёт свой путь достойно, если же нет, тогда человек может оказаться среди тех, кто переходит границы дозволенного и совершить большие и малые грехи, за что может быть сурово спрошен перед Создателем.

Мы видим, что одним из слабых черт человека – это то, что он любит иногда проводить время в беззаботности и наслаждении. Ислам не запрещает человеку проводить время в отдыхе, но он должен делать это правильно и дозволенными путями. Нельзя проводить время, совершая недостойные развлечения и запрещенные поступки, которые приводят человека к греху и безнравственности. К таким поступкам можно отнести так же и азартные игры.  В них нет пользы, но есть очень много вреда как для самого человека, так и для всего общества.   

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний шайтана. Сторонитесь же этого, – быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и молитвы. Неужели вы не прекратите?!»Сура ал-Маида 90-91.

Как хорошо здесь дается урок для верующего человека о том, от чего он должен оберегаться и что может его вести в грех. Мусульмане всегда стараются сохранить те границы, которые указал сам Всевышний Аллах.   

Греховность азартных игр как раз и обусловлена, в первую очередь, тем, что деньги, выигранные одним из игроков, были заработаны им недозволенным путём, а значит за эти деньги, которые человек заработал таким способом, он будет обязательно отвечать в Судный день. Что касается тех, кто проигрывает свой заработок, то это расценивается как нецелесообразное расходование средств, именуемое расточительством, так как Всевышний дал ему эти деньги и богатства для того, чтобы он прокормил себя и свою семью, обул и одел, помогал нуждающимся, а не просто тратил их в азартных играх.

Кроме того, сам процесс таких игр есть ни что иное, как пустое времяпровождение, ведь данное занятие не приносит человеку никакой пользы. К тому же, зачастую, в азартных играх многие руководствуются принципом «цель оправдывает средства» и прибегают к блефу, обману, которые также являются греховными, поскольку человек тем самым обманывает. Также не стоит забывать, что азартные игры нередко приводят к конфликтам между людьми, так как здесь невозможна ничья, и в результате один остаётся в выигрышном положении, а другой – ни с чем. Проигравшая сторона, по понятным причинам, начинает таить злобу на своих оппонентов, что, в свою очередь, чревато негативными последствиями во взаимоотношениях людей.

Шариатское постановление исламских ученых относительно азартных игр зависит от того, являются ли они азартными или нет, также это можно увидеть из слов и мнении мусульманских ученых, которые единогласны в том, что любая азартная игра не несет благо, а наоборот несет собой только вред. Потому что в Священном Коране Всевышний Аллах повелевает: «Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы». Сура Бакара, аят 219.  

Если перечислить азартные игры, которые приносят вред людям, тогда можно остановится на следующих – это некоторые виды популярных в обществе игр например: нарды – одной из распространённых игр еще во времена Посланника Всевышнего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) были нарды, которые он позже запретил, сказав: «Рука человека, играющего в нарды, подобна руке, осквернённой свининой». Этот хадис привел имам Муслим. Опираясь на данный хадис, некоторые учёные запретили играть в нарды полностью, вне зависимости от того, на деньги или же на интерес. Также причина этого запрета состоит не в расточительстве времени, а в том, что этот запрет ясно озвучен еще в одном из хадисов, в котором говорится: «Тот, кто играет в нарды, проявляет непокорность Аллаху и Его посланнику». Этот хадис привел имам Абу Давуд. Если даже расточительство времени и прививание привычки к азартным играм и не являются причиной запретности нард, но они являются одной из граней мудрости этого запрета. Есть мнение Абдуллы ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) который говорил, что: «Нарды из числа азартных игр”. Абдулла ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Остерегайтесь этих двух меченых кубиков (игральных костей), которые становятся причиной ссоры (между игроками), ибо, поистине, они – из числа азартных игр». ‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Играющий игральными костями, делая ставки, подобен тому, кто кушает мясо свиньи. А кто играет ими без ставок, тот словно погрузил свои руки в кровь свиньи».

Нужно отметить, что многие ученые единодушны в том, что касается запретности игры в нарды. Игра в нарды не дозволена вне зависимости от того играют ли люди на деньги, или просто проводят время. Так как в соответствии с вышеприведенными хадисами, игра в нарды означает проявление непокорности Аллаху и Его посланнику. В связи со всем вышесказанным можно еще сказать следующее: если какое-либо занятие отвлекает человека от намаза или других видов поклонения, то оно будет считаться нежелательным. Так же в зависимости от того какое влияние оказывает это игра на душевное состояние человека, и если оно отрицательно влияет, тогда это дело может считаться тоже порицаемым. Так как одной из обязанностей человека является охрана своего душевного и физического здоровья. Однако нужно сказать наряду с этим, как человек нуждается в поклонении, так же он нуждается и в питье, в пище и в отдыхе, а также в развлечениях, которые не выходят за рамки дозволенного. Ислам охватывает все эти стороны человеческой жизни.

Согласно нашему ханафитскому мазхабу, игра в нарды является порицаемым действием (макрухом). Известный имам Центральной Азий ал-Маргинани (да смилостивится над ним Аллах), выдающейся факих (ученый), писал в своей книге «Хидая»: «Нарды, и игра четырнадцать (игра, в которую играют иудеи) и другие игры – макрух». Потому что, если эти игры играются за деньги, то они становятся азартными, если деньги не вкладываются – это бесполезное времяпровождение. Эти игры также препятствуют поминанию Всевышнего Аллаха, отвлекает от пятничного и пятикратных молитв. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто играет в нарды, будто погрузил свою руку в кровь свиньи». Этот хадис привел имам Муслим. Другой хадис гласит: «Кто играет в нарды, восстал против Аллаха и Его Посланника». Этот хадис привел Ибн Маджах.

В числе популярных в мире игр также находятся и карты. На сегодняшний день существует немало видов таких игр. Здесь немного проще, считается, что если люди играют в карты на деньги, то такая игра является запретной, а если же нет, то дозволенной, но нежелательной.  

Ещё одной азартной игрой, получившей широкое распространение, является лотерея. Участие в ней принимает большое количество людей и выигрывает тот, у кого оказался выигрышный билет. Налицо признак случайности выигрыша, денежный характер игры, а также большая вероятность впасть игроку в психологическую зависимость. Поэтому лотерея исламскими богословами, в том числе и ханафитские ученые однозначно отнесли к числу азартных игр, и запретили ее.

Разновидностью лотерей выступают спортивные ставки, когда люди пытаются угадать результаты тех или иных спортивных соревнований и в случае, если это им удастся, они получают выигрыш, зависящий от суммы и коэффициента ставки. Это занятие также является запретным, так как оно, несомненно, носит в себе все признаки азартной игры. К числу азартных игр также относится и «рулетка», в которой побеждает тот, кто угадает нужное число. Разумеется, такие игры с исламской точки зрения также запретны. Популярностью по всему миру исторически пользуются и игровые автоматы, многие из которых ввиду запрета в тех или иных странах и регионах перекочевали также в интернет. Все они, безусловно, относятся к азартным играм, а значит, запрещены для мусульман. Нам нельзя играть в азартные игры, где есть место азарту и расточительству своих денег и богатств.

Есть еще одна игра, которую любят люди – это шахматы. Один из выдающийся имамов ханафитского мазхаба Абу Юсуф в своей книге «Шарх аль-Фатх аль-Кадир, Ибн Хумам» (да смилостивится над ним Аллах) сказал, что игра в шахматы - мубах, то есть разрешена.  На это есть несколько причин. Во-первых, не было явных доказательств того, что игра в шахматы – запретна. Есть хадисы о запрете нардов, но не о шахматах.  Во-вторых, сподвижники и табиины, такие как Ибн Аббас, Абу Хурайра, Ибн Сирин, Хишам ибн Гуруа, Саид ибн Мусайаб и Саид ибн Джубайр (да будет доволен ими Аллах) считали игру в шахматы разрешенной. В-третьих, игра в шахматы развивает логику и улучшает память. Для того, чтобы игра в шахматы была дозволенной, имам Абу Юсуф выдвинул следующие условия: не входить в азарт и не играть на деньги, не тратить время впустую, не пропускать обязательные поклонения.

Все-таки нужно сказать, что шахматы вызывало немало споров среди мусульманских учёных и даже по сей день. Известно, что в шахматы люди, как правило, не играют на деньги и не впадают в психологическую зависимость от них, а значит однозначно назвать эту игру азартной сложно. И в среде мусульманских богословов сложилось три мнения. Некоторые учёные считают шахматы азартной игрой и запрещают ее. Другие же относят их к категории мубах, то есть данная игра не приносит никакого вреда и пользы. Ханафитские же ученые говорят, что шахматы – мубах, то есть разрешена.

Вместе с этим нужно отметить, что мусульманину не следует уделять играм слишком много времени, так как это приводит к пустому времяпровождению, именуемому расточительством времени, что также является нежелательным. Засиживаясь подолгу за играми, человек начинает уделять меньше времени своей семье, родным и близким. Мы должны знать, что игры не должны мешать религиозной практике верующего. Человеку следует всегда помнить о своих обязанностях перед Всевышним, в связи с чем никакое занятие не должно стать барьером для соблюдения Его предписаний. Не следует играть в игры, противоречащие ценностям ислама и способные довести человека до совершения греха. Мусульмане должны уметь правильно проводить время, совершать праведные дела, дополнительные молитвы, читать Священный Коран и Хадисы Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), заниматься спортом и ходить в библиотеки, проводить свое время так, чтобы Всевышний Аллах оставался им всегда доволен.

 

Наурызбай кажы ТАГАНУЛЫ, 

Председатель Духовного Управления Мусульман Казахстана,

Верховный Муфтий

Источник: