Онлайн-конференция с протоиереем Алексеем Степановым

 12383

Прием вопросов завершен.

Комментарии

Отец Алексей,какое имя считается истинным,правильным, которое родители дали после рождения,или имя которым нарекли при Крещении?

Аватар пользователя Протоиерей Алексей Степанов

Уважаемая Жанна, думаю, что не совсем правильно говорить об истинности того или другого имени, но с точки зрения церковной жизни и для вечности имя, данное при крещении важнее. И конечно благоразумнее было бы не создавать для человека такую двуименную ситуацию. Но раз уж так случилось, вне храма можно называть именем, данным при рождении и записанным в свидетельстве о рождении, а приступать к церковным Таинствам и подавать записки следует с тем именем, с которым человек был крещен, даже если оно отличается от паспортного.

Планируется ли строительство храма в Черноярке?

Аватар пользователя Протоиерей Алексей Степанов

Уважаемый Юрий, планы по строительству храма в селе Новочерноярка Павлодарского района имеются. В 2014 году для осуществления финансирования строительства был создан общественный фонд «Строительство храма в селе Новочерноярка». К сожалению, в настоящее время средств на строительства недостаточно.

правда что брать кредиты это грех?

Аватар пользователя Протоиерей Алексей Степанов

Уважаемый Юрий, существует запрет заниматься ростовщичеством, потому что через это происходит нанесение конкретного нравственного ущерба. Опосредованное же использование денег через кредит, как это происходит в современной экономической системе, все же не наносит человеку личного ущерба. Грехом было бы самому, пользуясь голодом и болезнями или иной кризисной ситуацией человека, давать кредиты под огромные проценты, получая в итоге в разы больше. А грехом безответственности было бы брать такие кредиты, которые мы заведомо неспособны вернуть или не уверены в этом. При этом, возможно, за наши кредиты придется нести ответственность не только нам, но и другим людям - прямо или косвенно, экономически или морально. В иных случаях препятствий к этому не видится.

ОтецАлексий,здравствуйте!Где сейчас игумен Иосиф?Как он поживает?

Аватар пользователя Протоиерей Алексей Степанов

Уважаемый Алексей, если вы спрашиваете о игумене Иосифе (Еременко), который был в прошлом настоятелем Благовещенского собора города Павлодара, то сейчас он совершает свое служение в сане архимандрита в Алма-Ате и является руководителем Издательского отдела Казахстанского Митрополичьего округа.

Если жена не православная,мусульманка,но венчаться не против,можно будет повенчаться?

Аватар пользователя Протоиерей Алексей Степанов

Уважаемый Максим, Венчание – это Таинство Церкви, а все Таинства в Церкви совершаются только по отношению к людям, которые вошли в ограду Церкви через Таинство Крещения.

Здравствуйте.Какие известные святыни, частички мощей имеются в Павлодарской епархии?Ожидается ли в ближайшее время прибытие иконы Матронушки?Каким святыням у нас будет возможность поклониься в этом году,

Аватар пользователя Протоиерей Алексей Степанов

Уважаемая Валентина, на сайте Павлодарской епархии есть страница, на которой содержится полная информация о частицах мощей святых в храмах нашей епархии: http://pavlodar-eparhia.ru/info/chastitsy-moshchei-svyatykh-v-khramakh-pavlodarskoi-eparkhii. Частица мощей святой блаженной Матроны Московской есть в Христо-Рождественском храме города Павлодара. О том, какие святыни посетят Павлодарское Прииртышье в этом году сведений пока нет.

Здравствуйте уважаемый отец Алексий! Как вы считаете, совместимы ли йога и православие?

Аватар пользователя Протоиерей Алексей Степанов

Уважаемый Антон, йога как гимнастика, как просто физические упражнения, без какой бы то ни было духовной практики, без медитации и мантр, хоть и не запрещена Церковью, но и не одобрена никаким специальным соборным или синодальным решением. Со своей стороны все же рекомендовал бы очень осторожно относиться к йоге и выбрать для себя какую-нибудь другую гимнастику, не связанную даже по происхождению с восточными эзотерическими и псевдодуховными практиками.

здравсвуйте отец Алексей. 1.Перед причастием исповедь обязательна? 2.Как часто нужно причащаться?

Аватар пользователя Протоиерей Алексей Степанов

Уважаемая Лариса, практика, которая сложилась на протяжении многих веков в нашей церковной жизни, подразумевает как нечто очень позитивное и важное, приготовление к таинству Причастия, в том числе через ответственную исповедь. Что касается вопроса частоты приобщения Святых Христовых Тайн, то здесь все очень индивидуально. Для одного человека это может быть раз в месяц, для другого - два раза в месяц или каждую неделю, а может только многодневными постами и в праздничные дни. Здесь нужно принимать во внимание духовное состояние человека, степень его воцерковленности. Разумнее всего этот вопрос решить со своим духовником или священником, у которого вы будете исповедоваться.

Здраствуйте. Спасибо большое за организованную конфернцию.  В настоящее время нет возможности лично задать вам вопрос. Поэтому пользуясь случаем, хочу задать его онлайн. Как православная церковь Казахстана относится к саентологии и дианетике? потому что они явно занимаются манипулированием и обманом наших граждан. Заранее спасибо.   

Аватар пользователя Протоиерей Алексей Степанов

Уважаемая Алия, так называемая «церковь сайентологии» запрещена во многих странах мира, где ее деятельность рассматривается как серьезная угроза личности, обществу и государству.

Более подробно об этой организации и отношении к ней Православной Церкви вы можете прочитать в статье «Сайентология» в книге профессора А. Л. Дворкина «Сектоведение»: http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=914

Здравствуйте! Интересует такой вопрос. Почему считается, что ребенок несет ответственность за свои грехи именно с 7-летнего возраста?

Аватар пользователя Протоиерей Алексей Степанов

Уважаемая Асель, такая норма, что дети начинают исповедоваться с семи лет, установилась в XVIII-XIX веках. Думаю, это связано с той точкой зрения, что в возрасте близком к семи годам ребенок начинает видеть различие поступков плохих и хороших. Но утверждать, что это сознательная покаянная работа, наверное, нельзя. Есть мнение, что для многих и многих детей сегодня физиологическое взросление настолько опережает духовное и психологическое, что большинство сегодняшних детей в семь лет исповедоваться не готовы. Только избранные, тонкие, деликатные натуры способны в таком раннем возрасте испытать покаяние за совершённый грех. И в таком важном духовном деле как исповедь не должно быть формализации, к каждому ребенку нужно подходить абсолютно индивидуально, духовник и родители должны смотреть – готов ли этот ребенок к исповеди, имеет ли он ответственное нравственное сознание. И как думается нет ничего страшного, если ребенок придет на первую исповедь скажем в 9-10 лет, когда у него будет бо́льшая степень взрослости и ответственности за свою жизнь.

В последнее время много говорят об объединении православной и католической церквей? Как вы думаете, это возможно?

Аватар пользователя Протоиерей Алексей Степанов

В документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятом на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2000 году, говорится, что Церковь имеет вселенский характер ― она существует в мире в виде различных Поместных Церквей, но единство Церкви при этом нисколько не умаляется. «Церковь, озаренная светом Господним, по всему миру распространяет лучи свои; но свет, разливающийся повсюду, один, и единство тела остается неразделенным. По всей земле она распростирает ветви свои, обремененные плодами; обильные потоки ее текут на далекое пространство — при всем том глава остается одна, одно начало, одна мать, богатая изобилием плодотворения» (св. Киприан Карфагенский. «О единстве Церкви»).

На протяжении веков заповедь Христа о единстве неоднократно нарушалась. Вопреки богозаповеданному единомыслию и единодушию в христианстве возникли разномыслия и разделения. На протяжении христианской истории от единства с Православной Церковью отделялись не только индивидуальные христиане, но и целые христианские сообщества. И важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17, 21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача первостепенной важности для Православной Церкви на всех уровнях ее бытия. Но если человек внимательно изучит историю христианства, разберется что такое православие, католицизм, протестантизм, обязательно увидит какие огромные различия существуют между христианскими конфессиями. И это не просто некие различия национально-культурных традиций, а нетождественность религиозного опыта Православия и Католицизма, это действительно непреодолимые границы, на которые невозможно махнуть рукой.

Истинное неповрежденное апостольское Предание и вера хранится в Святом Православии, а не в тех или иных христианских сообществах далеко ли или не очень далеко ушедших от полноты пребывания в ограде церковной.

В этой связи могу посоветовать книгу А. С. Хомякова «Письма о западных исповеданиях», а также книгу Патриарха Сергия (Старгородского) «Православное учение о спасении», где на текстах святых отцов показано, как далеко мы ушли друг от друга. Эти вещи уже не соединить.

Здравствуйте, отец Алексий!

Меня, как представителя другой веры интересует, как происходит выход из христианской веры,

а точнее из православия.

Спасибо.

Аватар пользователя Протоиерей Алексей Степанов

Уважаемая Гульнара, если я правильно понял ваш вопрос, вас интересует наличие какого-либо обряда или иного действия, после совершения которых крещеный человек, христианин перестает быть таковым? Человек вводится в Церковь Христову через действие Божественной благодати в Таинстве Крещения. И печать этого Таинства неизгладима: что бы ни произошло в жизни принявшего Таинство Крещения человека – отпадение от веры, грехи или что другое – некрещеным он стать не может. А для того, чтобы быть настоящим христианином, нужно не только принять Таинство Крещения, но и жить в соответствии со своей верой – быть верным заповедям Божиим, уставам и заветам Святого Православия.

Здравствуйте. Какую роль должны играть крестный и крестная в жизни ребенка? Часто они просто дарят подарки на праздники и не принимают никакого участия в жизни своего крестника. Должны ли они наставлять его, воспитывать в вере, помогать в решении жизненных проблем? 

Аватар пользователя Протоиерей Алексей Степанов

Уважаемые Сергей и Тамара, вы совершенно правы, видя в служении крестных (восприемников от купели Крещения) самую важную составляющую - воспитывать ребенка в вере и благочестии, стать для его родителей добрыми помощниками в его христианском возрастании. Крестные родители должны научить его вере и позаботиться о том, чтобы их крестник стал истинным христианином. Это священный долг восприемников, и они тяжко грешат, если этим долгом пренебрегают. Конечно, для совершения того высокого и ответственного служения, крестные прежде всего сами должны быть воцерковленными людьми – молиться, знать свою веру, читать Священное Писание, регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн. Вот что сказал о крестных родителях святитель Иоанн Златоуст: «Обратим слово и к восприемникам вашим, чтобы могли увидеть и они, какого удостоятся вознаграждения, если проявят о вас великое усердие, и напротив, какое последует им осуждение, если впадут в беспечность. Подумай, возлюбленный, о тех, кто принял поручительство о деньгах, что они большей подвергаются опасности, чем должник, взявший деньги. Ибо если должник окажется благоразумным, то облегчит бремя кредитору; если же станет неразумным, то уготовит ему большую опасность.… Если же принявшие поручительство о деньгах считают себя ответственными, то насколько же больше те, кто причастен к духовному, те, кто приняли поручительство о добродетели, должны проявить великую заботу, убеждая, советуя, исправляя, проявляя отцовскую любовь… Узнали теперь и вы, восприемники, что немалая угрожает вам опасность, если впадете в беспечность».

Здравствуйте отец Алексей. Скоро Великий пост и я решил впервые провести его дни правильно.До этого никогда не постился. Как настроиться на пост?

Аватар пользователя Протоиерей Алексей Степанов

Настраивайтесь на то, чтобы через пост обрести свободу от того, что тяжелым бременем лежит на душе – от греха, от какой-нибудь многолетней страсти. Чтобы через постное воздержание обрести духовную радость встречи с Богом, став причастником Его Божественных Страстей и Воскресения. Пост – это время для радостного изменения себя, потому среди людей воцерковленных принято взаимно поздравлять друг друга с наступлением поста.

Великий Пост – это время покаяния в своих грехах, время исправления своей жизни, время, когда нам даётся шанс через молитву и ограничение себя в пище и развлечениях стать ближе к тому Евангельскому образу, к которому призван каждый христианин. И каждому, вступающему в Великий пост, следует подумать, чего он хочет достигнуть и чем может себя ограничить ради Христа, ради своих ближних.

Пост не будет постом, если кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву. Преподобный Варсонофий Великий говорит: "Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста" (если ты не можешь соблюдать последний, как бы хотел). О том же говорит и святитель Иоанн Златоуст: "Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, - нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело".

Что касается гастрономической части поста, то здесь общий принцип может быть такой: дадим телу пищу, не дадим телу удовольствия от пищи.

можно ли православному христианину учавствовать в богослужениях в старообрядческих храмах?если случайно оказался в местности где есть храм старообрядцев.

Аватар пользователя Протоиерей Алексей Степанов

Уважаемый Андрей, старообрядчество по природе своей есть раскол, то есть отпадение от единства православной веры сначала тоже единого, а потом до бесконечности раздробленного сообщества, не признающего историческую Церковь такой, какой она существует, в результате чего утерявшего и собственное именование Церкви. Что касается посещения храмов, здесь все зависит от цели вашего посещения старообрядческого или другого инославного богослужения. Если вы туда идете с целями, скажем культурно-познавательными, искусствоведческими, этнографическими, это допустимо. Но посещение храмов иных христианских исповеданий и участие в инославном богослужении с целью приобрести там тот или иной духовный опыт совершенно недопустимо православному верующему. Для молитвы надо ходить именно в ту Церковь, частью которой вы себя осознаете.

Страницы