Онлайн-конференция с религиоведом ЦАРМО Абитовой Асией

 10593

 

Прием вопросов завершен.

Комментарии

Что означает светскость государства?Спасибо за ответ.

Аватар пользователя Абитова Асия

Арайлым, светскость означает отделение религии и религиозных объединений от политической системы государства, государственных органов. Для Казахстана светскость – это важнейший фактор сохранения стабильности в обществе, основанный на принципах нейтралитета по отношению к религиозным объединениям и толерантности, уважения к религиозным убеждениям.

что позволяет развиваться псевдорелигиям и деструктивным сектам,неграмотность или пробелы в законодательстве?

Аватар пользователя Абитова Асия

Здравствуйте, Рамир! Действительно, одной из основных причин широкого распространения деструктивных религиозных течений является низкий уровень религиозной грамотности населения. В связи с чем, во всех регионах страны проводятся информационно-разъяснительные мероприятия по привитию согражданам антирадикального иммунитета.

На ваш взгляд в чем причина распространения радикальных идей в нашем обществе?Мы столько лет жили очень дружно и мирно,а вот теперь оказывается что проблема эта есть.Как искоренить радикализм?

Аватар пользователя Абитова Асия

Действительно, в настоящее время религиозный экстремизм и терроризм являются реальной угрозой безопасности и стабильности не только в Казахстане, но во многих государствах мира. Главная причина – внешняя интервенция радикальных и экстремистских идей в казахстанское общество. Идущая извне активная пропаганда радикальных религиозных идей, направляемая и управляемая политическими силами за рубежом, имеет целью дестабилизацию Казахстана. Условиями же, способствующими распространению в обществе этих идей являются низкий уровень религиоведческой грамотности населения, постепенное забвение складывавшихся веками устоев и традиций народа, в том числе религиозных традиций, незнание гражданами истории собственной страны. Определенным фактором служат протестные настроения, вызванные неудовлетворенностью граждан своим социально-экономическим положением (трудоустройство, жилье, доступности образования и пр.). Определенное значение имеют психологические факторы, предрасположенность к восприятию новизны, следования модным течениям и пр.

Искоренение радикализма возможно, прежде всего, через повышение религиозной грамотности населения, сохранение и утверждение собственных традиций, решение социально экономических проблем населения, удовлетворения интеллектуальных, культурных запросов молодежи, организации досуга, создание условий для максимальной реализации их потенциала.

Асия,здравствуйте.Некоторые религиоведы говорят о тенгрианстве,как о настоящей религии казахов.Что означает тенгрианство?

Аватар пользователя Абитова Асия

Здравствуйте, Жанна! Тенгрианство - это совокупность представлений о мире, существовавших у казахов и некоторых других тюркских кочевых народов. Возникло во II тысячелетии до н.э., задолго до распространения ислама в Центральной Азии. В тенгрианстве присутствует культ Тенгри - обожествленного неба. Тенгрианство, как вероучение оказало большое влияние на культуру, обычаи и традиции тюркских народов.

Как вы оцениваете свободу вероисповедания в Казахстане по отношению к Свидетелям Иеговы?

Аватар пользователя Абитова Асия

Добрый день, Юрий! По состоянию на июнь 2017 года в Казахстане официально зарегистрировано в органах юстиции и действует 60 религиозных объединений Свидетелей Иеговы, в т.ч. в Павлодарской области - 3 (в гг. Павлодар, Аксу, Экибастуз). Религиозные общины Свидетелей Иеговы имеют у нас равные со всеми религиозными объединениями разных конфессий права. Каких-либо фактов ограничения прав на свободу вероисповедания по отношению к Свидетелям Иеговы в Казахстане не отмечалось.

Добрый день.В Казахстане вполне легально действует так называемая церковь Новая Жизнь,кстати и в Павлодаре есть филиал этой церкви. Я смотрел несколько видеороликов...,ну пусть это будет богослужениями...,и у меня возникли сомнения в религиознозной составляющей этой церкви.Ни в коем случае я не ставлю под сомнение легальность этой церкви как ЦЕРКВИ,я не эксперт и не  религиовед и выражаю свое субъективное мнение,но всетаки...,мне показалось что в этой церкви слишком много уделяют значение психоэмоциональному воздействию на человека.Просматривая видео мне казалось что я смотрю хорошо организованное музыкальное шоу - много аппаратуры,ярко оформленный зал,, многие зрители находились в слишком возбужденном или отрешенном состоянии... да и ведущие или пасторы, не знаю,не были похожи на привычных нам церковных служителей...

Хочу спросить у вас как у специалиста,а на чем основывается учение этой этой Церкви?В чем религиозное зерно этого учения?Как образовалась эта церковь? Можно ли назвать этуу церковь сомнительной сектой или это состоявшаяся религия наряду с Православной или Католической церквями?

Благодарю за ответ.

Аватар пользователя Абитова Асия

Здравствуйте, Вальтер! По результатам перерегистрации религиозных объединений в Казахстане в 2012 году Церковь Христиан Веры Евангельской «Новая Жизнь» имеет признаки религиозного объединения и законно осуществляет свою деятельность в Республике Казахстан.

В Павлодарской области осуществляют деятельность 3 филиала (в г. Павлодар, г. Экибастуз, г. Аксу), имея статус местных религиозных объединений (далее – МРО). При регистрации МРО были соблюдены условия, предусмотренные Законом РК от 11 октября 2011 года «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».

Церковь Христиан Веры Евангельской «Новая Жизнь» - христианская организация протестантского толка.

Протестантизм – одно из трех, наряду с католичеством и православием, главных направлений христианства. Протестантизм состоит из многочисленных и самостоятельных церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией – религиозным движением XVI века в Европе. Для Протестантизма характерно разнообразие богослужебных форм и практик. Протестантизм определил как принципиальные такие положения, как: спасение личной верой по благодати Божьей, священство всех верующих, исключительный авторитет Библии.

По состоянию на 2 квартал 2017 года в Казахстане зарегистрировано 668 протестантских религиозных объединений.

Как вы думаете,педагогично ли и этично когда родители вовлекают своих маленьких детей в свою религиозную жизнь?Порой родители придерживаясь радикальных или нетрадиционных религиозных взглядв активно и где то насильно насаждают свое ммировозрение своим маленьким детям.На примере своих знакомых где родители свидетели иеговы я вижу что они активно принуждают своих детей к этой религии.Может стоит как то ограничивать участие детей в религии,особено в таких нетрадиционных?

Аватар пользователя Абитова Асия

Марина, согласно Закону Республики Казахстан от 8 августа 2002 года «О правах ребенка в Республике Казахстан» не допускаются принудительные меры по привлечению к религии детей, не достигших совершеннолетнего возраста. Также отмечу, что руководитель местного религиозного объединения (далее – МРО), которое посещают родители ребенка, не имеет права допускать ребенка к участию в богослужении, в случае, если несовершеннолетнего принуждают к посещению данного МРО.

Кроме того, руководитель религиозного объединения обязан принять меры к недопущению вовлечения и (или) участия несовершеннолетних в деятельности религиозного объединения при возражении одного из родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей.

За подробной информацией касательно данного вопроса Вы можете анонимно обратиться на телефон «горячей линии» 32-50-50. Вам в обязательном порядке будет оказана психологическая и юридическая консультация.

Здравствуйте Асия!В чем смысл запрета черных одеяний, коротких штанов и т.д. и даст ли эта мера результаты? 

Аватар пользователя Абитова Асия

Добрый день, Юрий! На сегодняшний день ношение казахстанскими мужчинами бороды и коротких брюк и бородок, женщинами - черного одеяния законодательно не ограничено. Данная внешняя атрибутика характерна для представителей некоторых деструктивных религиозных течений.

Инициатива Елбасы сейчас детально прорабатывается специалистами в области права и религиоведения, изучается опыт других стран. Предложения о введении подобных ограничений имеют целью, прежде всего, воспрепятствовать проникновению в Казахстан чуждых нашему народу идей и воззрений, в том числе их внешних атрибутов. В этом есть угроза подрыва наших устоев и традиций, возникновения противоречий и конфликтов.

Ожидаемый результат один – сохранение стабильности в казахстанском обществе.

в чем преимущества нетрадиционного ислама перед традиционным/почему наши люди так подвержены чуждому влиянию?

Аватар пользователя Абитова Асия

Здравствуйте, Канат! Я вижу три основных условия для вовлечения человека в различные нетрадиционные и деструктивные организации. Первое – вероучение должно соответствовать интересам человека. Второе – человек должен быть внушаем, т.е. в большей степени подвержен чужому влиянию. Это может обуславливаться индивидуальными особенностями характера человека, а также в результате различных стрессовых ситуаций. И последнее – получение религиозных знаний не от представителей официального духовенства, а от третьих лиц, а также через прослушивание роликов в интернете и изучение литературы, не прошедшей религиоведческую экспертизу.

что означает понятие - оскорбление чувств верующих? как отличить настоящее оскорбление чувств и надуманное самодурство, прихоть, каприз?

Аватар пользователя Абитова Асия

Райхан, согласно п. 1 ст. 131 УК РК, оскорблением является унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

Как такового, понятия «оскорбление чувств верующих» в законодательстве РК нет. Мы можем говорить лишь об оскорблении религиозных чувств граждан, что согласно п. 1 ст. 174 УК РК является уголовно наказуемым преступлением. Я думаю, что если человек не в состоянии самостоятельно отличить оскорбление его религиозных чувств от «самодурства», то это должно решаться в судебном порядке.

Асия, на ваш взгляд, какими в идеале должны быть взаимоотношения государства и религии, учитывая, что Казахстан светская страна? Считаете ли вы, что нынешний Закон о религии учитывает интересы всех сторон? Должны ли учитываться интересы атеистов, как учитываются интересы верующих? Спасибо.

Аватар пользователя Абитова Асия

Добрый день, Альбина! Согласно действующему Закону от 11 октября 2011 года «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», Республика Казахстан, как светское, демократическое государство, не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если деятельность религиозных объединений не противоречит законам Республики Казахстан; законодательно не допускается дискриминация граждан по мотивам отношения к религии. Поэтому я считаю, что в нашем государстве в равной степени защищаются права верующих и неверующих граждан.

Что изучает религиоведение? чем занимаются религиоведы?

Аватар пользователя Абитова Асия

Марат, религиоведение – это комплекс наук, предметом исследования которых является религия, ее основы, формы, история и наследие. В отличие от теологии религиоведение носит светский характер. Дипломированный религиовед может заниматься научно-преподавательской деятельностью, нести службу в государственных органах, работать в исследовательских центрах. Деятельность религиоведа направлена, прежде всего, на изучение и поиск решений проблем в религиозной сфере, сохранение мира и стабильности в обществе.

Здравствуйте Асия,как вы считаете,должно ли государство бороться с сектами и как при этом государству сохранить свободу вероисповедания? Какие религии в стране подпадают под определение -секта?

Аватар пользователя Абитова Асия

Здравствуйте, Анна! Говоря о деструктивных религиозных организациях, стоит, прежде всего, понимать, что их деятельность идет вразрез со светскими законами нашего государства, или доктрины прямо призывают к насилию над людьми (физическому или психологическому).

В этом случае, я считаю, что непосредственная задача государства – принимать действенные профилактические меры по предупреждению проникновения чужеродных нашему менталитету религиозных организаций скрытого негативного направления.

По состоянию на сегодняшний день в Казахстане решениями судебных органов запрещена деятельность 23 организаций религиозного направления. Среди них: «Аль-Каида», «Исламское движение Восточного Туркестана», «Курдский Национальный Конгресс», «Исламская партия Восточного Туркестана», «Исламское движение Узбекистана», «Асбат аль-Ансар», «Общество социальных реформ», «Джамаат моджахедов Центральной Азии», «Лашкар-и-Тайба», «Братья мусульмане», «Боз Гурд», «Талибан», «Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами», «Организация освобождения Восточного Туркестана», «Аум-Синрикё», «Атажол», «АлляАят», «Джунд-аль-Халифат» (Солдаты Халифата), «Білім. Сенім. Өмір», Движение «Таблигижамаат», «Ат-такфируаль-хиджра», «Исламское государство», «Фронт ан-Нусра»

Какие религии в Казахстане считаются традиционными?

Аватар пользователя Абитова Асия

Добрый день! В нормативно-правовых актах Республики Казахстан нет таких определений как традиционные или нетрадиционные религии. Законодательством для всех конфессиональных формирований в нашей стране определено одно понятие – религиозные объединения, которые могут иметь статус республиканского, регионального или местного.

Неофициальное определение религий как традиционные или нетрадиционные характерно для научных кругов. При этом, к традиционным, как правило, ученые относят те религии, которые получили распространение  в Казахстане в дореволюционный период. Отдельные ученые склонны считать традиционными только ислам и православие, имеющих многовековую историю в Казахстане и получившую наибольшее распространение. Единого и общепризнанного определения, какие религии в Казахстане считаются традиционными, у нас пока нет.