Станет ли Малайзия новым источником импорта экстремизма в Казахстан?
Неожиданно резкий рост числа казахстанцев, выезжающих в Малайзию, удивляет. Страна никогда не была туристическим приоритетом. Эксперты подтверждают — люди едут туда учиться. В том числе и в религиозных заведениях. А некоторые религиозные эксперты обращают внимание на то, что ислам в Малайзии отличен от ислама казахстанского.
Малайзия нацелилась на увеличение туристического потока из Казахстана, планируя в 2017 году привлечь 23 тыс. казахстанских туристов. Это почти в три раза больше уровня 2016 года: тогда эта цифра составила 10 717 человек.
Дыма без огня не бывает
Политолог Султанбек Султангалиев отмечает, что в Малайзии действительно присутствуют радикальные течения. Истоки религиозного радикализма берут свое начало в самой социально-политической структуре малазийского общества, в котором политическая элита, склонная к поддержке экстремистских идей, состоит исключительно из мусульман-малайцев, придерживающихся суннитского толка.
— Именно она в 80-х годах 20 века провозгласила курс на построение «цивилизованного ислама», который в итоге привел к созданию благодатной почвы для возникновения радикально-фундаменталистских организаций. Современные власти Малайзии придают серьезное значение борьбе с религиозным экстремизмом. По данным малазийской контрразведки, в 2015 году не менее 45 граждан Малайзии участвовали в боевых действиях на территории Сирии.
Как видите, по сравнению с Казахстаном, от 500 до 1000 граждан которого воюют на стороне ИГИЛ, ситуация в этой экзотичной стране всё-таки выглядит предпочтительнее, — рассказывает он, отмечая, что цифры по Казахстану все же противоречивы.
Нам не стоит закрываться
Между тем, по данным Рашиды Шайкеновой, директора Казахстанской туристской ассоциации (КТА), большинство казахстанцев сегодня отправляется в Малайзию в учебных целях.
— Малайзия предлагает очень хороший продукт — обучение. Там существует прекрасная методика изучения английского языка. И в отличии от Англии, прохождение таких курсов там стоит гораздо дешевле. Пройдя языковое или какое-либо другое обучение, человек получает сертификат международного образца. Пляжный туризм не так популярен и желающих немного ввиду недостаточно развитой транспортной логистики, — отмечает Шайкенова.
Политолог Султанбек Султангалиев не разделяет опасений тех, кто считает, что увеличение туристического потока из Казахстана в Малайзию может способствовать усилению распространения идей радикального религиозного экстремизма в Казахстане.
— Если подобным образом рассуждать, то казахстанцам ничего иного не остается, как закрыться в пределах своей страны, реализуя идеалы Ким Чен Ына.
Да, Малайзия сейчас переживает далеко не лучшие времена в плане ситуации с терроризмом. Президент этой страны даже прервал свой визит в Москву из-за террористических атак. Малазийская экстремистская группировка «Катибах Нусантары», присягнув на верность ИГИЛ, стала официальным региональным отделением этой террористической организации. Однако пропаганда экстремистских идей идет практически во всех государствах мира в большей или меньшей степени, и самое главное, в нашей собственной стране, — отмечает он.
Малайзийский ислам не приживется у нас
Социолог Тимур Айсаутов также считает Малайзию безопасной в отношении угрозы религиозной вербовки казахстанцев, так как эта страна не относится ни к одному из идеологических центров салафизма. Да и религиозное обучение там не пользуется массовым спросом среди казахстанцев.
— В Малайзии распространен маликитский мазхаб, а у нас в Казахстане ханафитский. Если некоторые казахстанцы и едут получать туда религиозное образование, оно не является экстремистским. Даже если предположить, что обучившись, люди возвратятся с маликитскими взглядами, я не жду, что они будут призывать здесь к каким-то экстремистским движениям. Да и в принципе в Казахстане маликитский мазхаб прижиться не сможет. Даже по правилам повседневной жизни, включающим приготовление пищи, эта правовая школа отличается от нашей.
Согласно правилам маликитского мазхаба, к примеру, нельзя есть конину. Для нас же лошади испокон веков являются и пищей, и средством передвижения.
Есть большая вероятность, что человек, оказавшись в нашей среде, быстро перейдет с маликитского на ханафитский мазхаб, — отмечает социолог.
В целом, Малайзия, по его мнению, религиозно очень развитая страна с сильно укоренившимися исламскими традициями. Салафизм же при этом там достаточно слаб — наряду с другими деструктивными течениями он не может туда проникнуть.
— Источником распространения экстремизма и террористических идеологий больше все-таки является ближний Восток — так сложилось исторически. Деструктивные течения зарождались в
- Саудовской Аравии,
- Йемене,
- Ираке,
- Катаре,
- Арабских Эмиратах и некоторых африканских странах.
Малайзия никогда не входила в этот перечень, — говорит Айсаутов.
Проблема гораздо ближе
Рассуждая о рисках усиления связей с Малайзией, Султангалиев ставит акцент — Казахстану не следует видеть главную опасность религиозного экстремизма во влиянии извне. Она внутри страны.
— Образно говоря, радикализм рождается не в голове, а в желудке. Экстремизм как плесень бурно растет на почве бедности и нищеты.
Пока социально-экономическое положение части населения будет тяжелым и беспросветным, до тех пор и угроза массового распространения экстремистских идей религиозного и политического толка будет являться реальной.
Экстремистские лозунги находят отклик в душе у тех, кто потерял надежду на улучшение своего положения в настоящем и будущем. Немаловажным фактором в этом процессе является и интеллектуальный уровень населения. Бесконечно перманентные и столь же уродливо непродуманные реформы в системе образования в итоге приводят к тому, что у нас растет бездуховное поколение казахстанцев, к тому же не умеющее думать.
Невежество вкупе с бедностью — это заряд пострашнее тротила, обращенный уже в недалекое будущее, — считает Султангалиев.
Проблема распространения экстремизма, по его убеждению, это проблема не политического, а социального характера, поэтому одними усилиями Комитета национальной безопасности её не решить. Выход из опасной ситуации заключается в комплексном положительном воздействии на экономику, усиление социальной роли государства в поддержке наиболее уязвимых стратов — жителей села и молодежи.
— Необходимо прекратить эксперименты над умом и душами учеников в системе прежде всего школьного образования, повернуться в этой сфере лицом к реальности и повседневным проблемам, — заключает он.