Концепция государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан

 5036

УТВЕРЖДЕНА

Указом Президента

Республики Казахстан

от 27 июня 2017 года

КОНЦЕПЦИЯ

государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан

на 2017-2020 годы

Астана, 2017 год

Содержание

Введение           

Раздел 1. Анализ текущей ситуации, тенденции и видение развития государственной политики в религиозной сфере

1.1.Анализ текущей ситуации

1.2. Основные тенденции развития религиозной ситуации

1.3. Видение развития государственной политики в религиозной сфере

Раздел 2. Основные принципы и общие подходы государственной политики в религиозной сфере

2.1. Основные принципы развития государственной политики в религиозной сфере

2.2. Приоритетные направления развития государственной политики в религиозной сфере

2.3. Периоды реализации Концепции и ожидаемые результаты

Раздел 3. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции

 

Введение

Концепция государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 годы (далее – Концепция) представляет систему официальных взглядов на совершенствование государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, развитие светских устоев государства и недопущение использования религии в деструктивных целях.

В настоящей Концепции на основе анализа основных тенденций и особенностей в религиозной сфере определены стратегические цели и основные направления государственной политики в религиозной сфере до 2020 года.

Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Республики Казахстан, законы Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», «О некоммерческих организациях», «О противодействии экстремизму» и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан, международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан.

Необходимость разработки настоящей Концепции вытекает из задач Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», Плана нации Президента Республики Казахстан «100 конкретных шагов: современное государство для всех», пятого приоритета «Институциональные преобразования, безопасность и борьба с коррупцией» Послания Лидера нации народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», поручений Главы государства по вопросам регулирования религиозной сферы.

Настоящая Концепция, руководствуясь логикой нового этапа государственного строительства Казахстана и опираясь на признанную миром казахстанскую модель межконфессионального мира и согласия, является основой для дальнейшего развития государственной политики в религиозной сфере, совершенствования системы нормативных правовых актов, социально-экономических, политических и управленческих мер по регулированию религиозной сферы в стране.

Концепция предполагает комплексный подход к видению развития государственной политики в религиозной сфере, включая правовые, методические и организационные меры.

Данная Концепция призвана консолидировать усилия центральных и местных исполнительных органов, религиозных объединений и институтов гражданского общества по развитию государственной политики в религиозной сфере.

 

Раздел 1. Анализ текущей ситуации, тенденции и видение развития государственной политики в религиозной сфере

1.1. Анализ текущей ситуации

За 25 лет Независимости Республика Казахстан состоялась как признанное мировым сообществом демократическое, светское, правовое и социальное государство, имеющее уникальный опыт достижения успеха в продвижении межрелигиозного и межконфессионального диалога и согласия.

В республике, где на протяжении многих веков мирно сосуществовали и культурно взаимообогащали друг друга представители различных религиозных верований, впервые созданы необходимые политико-правовые и социально-экономические основы для развития культуры и традиционных духовных ценностей казахстанского народа.

В соответствии с Конституцией страны сформирована светская модель государственно-конфессиональных взаимоотношений на принципах равенства всех граждан перед законом и уважительном отношении к религиозным убеждениям каждого гражданина, независимо от языка и вероисповедания.

Согласно общепринятым мировым нормам, государство вправе регулировать деятельность религиозных организаций в целях обеспечения защиты общественной безопасности и прав своих граждан.

Принятый в 2011 году Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» направлен на реализацию предусмотренных международным правом и Конституцией Республики Казахстан право каждого на свободу совести, является правовой основой реализации политики государства и защиты национальных интересов в религиозной сфере.

В рамках действующего законодательства упорядочена деятельность религиозных объединений; определены порядок осуществления миссионерской деятельности, проведения религиозных мероприятий, религиоведческой экспертизы, строительства культовых сооружений, распространения религиозной литературы.

Государством принимаются меры по сохранению стабильности в религиозной сфере, укреплению межконфессионального согласия и толерантности в обществе, а также по формированию иммунитета населения к идеологии религиозного экстремизма в любых его формах и проявлениях.

Государство обеспечивает необходимые условия для деятельности официально зарегистрированных на 1 января 2017 года 3658 религиозных объединений и их филиалов, представляющих 18 конфессий.

Традиционно самыми многочисленными среди них являются ислам ханафитского мазхаба и православное христианство. Имеются также католические и протестантские церкви, иудейские, буддистские и другие общины.

Всего в республике зарегистрировано3464 культовых зданий, из них 2550 мечетей, 294 православных и109 католических церквей, 495 протестантских храмов и молитвенных домов, 7 иудейских синагог, 2 буддистских храма, 7 молитвенных домов «Общество сознания Кришны» и Бахаи.

Действующие 2550 мечетей входят в состав Республиканского религиозного объединения «Духовное управление мусульман Казахстана» (далее – ДУМК). В последние годы наблюдается увеличение количества филиалов ДУМК, особенно в Алматинской, Жамбылской, Карагандинской и Южно-Казахстанской областях.

Деятельность ДУМК направлена на разъяснение основ ислама ханафитского мазхаба, духовно-нравственных ценностей народа Казахстана, проведение различных благотворительных мероприятий религиозного содержания. 

Республиканское религиозное объединение «Православная церковь Казахстана» (далее – ПЦК) является вторым по численности своих последователей. В его состав входят 325 религиозных субъектов, в числе которых 301 приход, 9 епархий и 294 религиозных сооружений, а также Митрополичий округ в Республике Казахстан.

Деятельность ПЦК направлена на культивирование христианских ценностей, строительство новых культовых сооружений, реставрацию памятников истории и архитектуры православия.

На территории республики также функционируют Армянская апостольская церковь, Православная церковь за рубежом, Поморская православная церковь и 3 старообрядческих церквей.

Римско-католическая церковь (далее – РКЦ) в Казахстане представлена 85 религиозными общинами, 5 из которых принадлежат к Греко-католической церкви. По сравнению с православной общиной РКЦ не отличается преимущественным увеличением численности своей паствы.

Центром РКЦ является Архиепархия Святой Марии в г. Астане, принадлежащая к Католической церковной провинции (Митрополия).

РКЦ действует на основе Соглашения о взаимоотношениях между Казахстаном и Святым Престолом 1998 года, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 19 мая 1999 года №141.

Существенно увеличилось количество протестантских религиозных субъектов (667). К самым крупным протестантским общинам относятся пятидесятнические церкви, церкви евангельских христиан-баптистов, пресвитерианские церкви, Адвентисты Седьмого Дня и евангелическо-лютеранские церкви.

В настоящее время в республике зарегистрировано 531 миссионер, представляющих 13 конфессий. В количественном отношении среди зарегистрированных миссионеров преобладают представители РКЦ (257). Православие представлено 84 миссионерами, большинство которых являются гражданами Российской Федерации.

В Казахстане действуют 15 религиозных организаций образования, 400 начальных курсов при мечетях и воскресных школах, 383 помещения для проведения религиозных мероприятий за пределами культовых зданий, в том числе намазхана, молельные комнаты и часовни.

Определены 257 специальных стационарных помещений для распространения религиозной литературы и иных информационных материалов религиозного содержания, предметов религиозного назначения.

Все вышеуказанные субъекты религиозных отношений осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, служат делу мира и согласия, развитию общества и экономики, укреплению государства.

Религиозные деятели участвуют в работе Ассамблеи народа Казахстана, консультативно-совещательных органов на центральном и местном уровнях.

Религиозные праздники Курбан айт и Рождество Христово объявлены в Казахстане выходными днями.

Приверженность населения страны ценностям веротерпимости, диалога конфессий и культур, продуманная государственная политика в сфере религии, а также незыблемая традиция объединения представителей разных религий для укрепления стабильности казахстанского общества позитивно влияют на состояние религиозной ситуации в стране.

Казахстан наглядно демонстрирует миру, что религия должна стать инструментом согласия и дружбы, а разные религии и верования могут сосуществовать и гармонично развиваться в мирных условиях.

Республика является государством-участником соответствующих универсальных многосторонних международных договоров в области защиты прав и свобод человека.

Инициатива Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. о проведении в г. Астана Съезда лидеров мировых и традиционных религий стала важным вкладом государства в развитие глобального межцивилизационного и межрелигиозного диалога во имя мира и стабильности.

Закрепив достижения за четверть века Независимости и уверенно продвигаясь к цели вхождения в 30-ку развитых стран мира, Казахстан намерен и впредь придерживаться принципов светского развития государства.

Создана уникальная модель общенационального единства и согласия всех казахстанцев, независимо от их религиозной и этнокультурной принадлежности. Это весомый вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий.

Любой казахстанец, независимо от его отношения к религии, является равноправным гражданином страны, неотъемлемой частью единой гражданской общности.

Казахстан как независимое многоэтническое и многоконфессиональное государство формирует собственную модель и порядок взаимодействия между органами государственной власти и религиозными объединениями.

Религиозные убеждения – это особая сфера, несущая в себе как общечеловеческие ценности, так и потенциальные риски для духовной гармонии, социальных отношений и сознания граждан. Поэтому подходы государственной политики к регулированию общественных отношений в сфере религии являются особыми, учитывающими специфику страны и культурно-ментальные особенности народа.

В условиях нарастания вызовов религиозного экстремизма и усиливающихся угроз массового проникновения чуждых для казахстанского общества псевдорелигиозных учений требуется определение концептуальных приоритетов развития государственной политики в религиозной сфере на среднесрочную перспективу.

 

1.2. Основные тенденции развития религиозной ситуации

Анализ складывающейся в стране ситуации в религиозной сфере позволяет выделить в качестве наиболее вероятных нижеследующие тенденции, требующие неотложных решений.  

1. Влияние глобализирующегося мира на развитие религиозной ситуации

Процесс глобализации в значительной степени способствует общему возрастанию роли религии в современной политике, преобразованию ее в важнейший фактор геополитики, распространению в мире религиозного экстремизма и терроризма.

Казахстан как часть мирового сообщества испытывает риски импорта межрелигиозной и межконфессиональной напряжённости, роста активности радикальных религиозных течений в Центральной Азии.

Религиозный экстремизм проверяет на прочность конституционные основы государства, светские принципы развития страны, традиционные духовные ценности народа.

Набирающий обороты насильственный экстремизм как идеология международного терроризма, прикрываясь религиозными лозунгами, попирает права и свободы человека, наносит серьезный урон религиозному, а также культурному и духовному наследию человечества, подрывает авторитет религий и угрожает межконфессиональным отношениям.

2. Правовое регулирование религиозной сферы

Реалии современной действительности демонстрируют отставание действующего законодательства страны в религиозной сфере от событий, происходящих в мире и регионе.

Требуется приведение законодательства в религиозной сфере в соответствие с мировыми тенденциями, оказывающими непосредственное влияние на состояние и развитие религиозной ситуации в стране.

Необходимо совершенствование правовых механизмов регулирования  религиозной деятельности.

Требуется выработка новых правовых норм, недопускающих распространения идеологии религиозного экстремизма в обществе, а также направленных на профилактику и недопущение деятельности в стране экстремистских и террористических организаций.

3.Риски размывания светских основ государства

В настоящий период в обществе четко выражена тенденция роста религиозности населения. При этом по-прежнему сохраняется высокий рост риска радикализации молодежи, обратившейся к религии, но несведущей в религиозных учениях.

Некоторая часть населения ошибочно трактует светскость как атеизм.

Имеют место отказы отдельных верующих исполнять конституционный и гражданский долг перед обществом. Участились случаи проявления ими неуважительного отношения к законам, государственным символам страны, национально-культурным традициям народа, а также общепринятым нормам поведения.

Актуальной остается проблема нарушения отдельными учащимися требований по недопущению ношения религиозной атрибутики в организациях образования.

Имеются случаи непосещения по субботам занятий в общеобразовательных организациях, а также отказа изучения отдельных предметов учащимися, родители (законные представители) которых придерживаются крайних религиозных взглядов.

Не сокращаются факты отказов родителей от медицинской вакцинации детей по религиозным мотивам.

Участились случаи закрепления брачного союза мужчин и женщин не в органах регистрации актов гражданского состояния, а в религиозных учреждениях; культивируются неприемлемые семейные ценности, противоречащие современному положению женщины в семье, ее социальной активности и занятости.

Сохраняется высокая степень конфликтности последователей деструктивных религиозных течений с чуждыми для Казахстана ценностями, противопоставляющих свое учение светским принципам государства и традиционным для страны вероучениям. Пропагандируемый ими отход от светских принципов, фундаментализм и радикализм способны затормозить прогресс и развитие государства и общества, лишить народ Казахстана своей гражданской и культурной идентичности.

4. Распространение идеологии религиозного экстремизма в обществе, особенно в молодежной среде

Идеология религиозного экстремизма проникает в общественное сознание путем массированного информационно-психологического воздействия через глобальные информационно-коммуникационные сети, включая Интернет-пространство, современные электронные программные приложения.

Целенаправленное воздействие на общество, особенно на молодежь, идет через социальные сети, незаконное тиражирование и популяризацию видеороликов, литературы, в которых усиленно продвигаются экстремистские и террористические идеи.

Под влиянием массированного деструктивного информационного воздействия радикальной религиозной идеологии подвергается деформации общественное сознание, снижается уровень социального доверия граждан к государству, нивелируются чувства патриотизма и солидарности, меняются ценностные ориентиры и этические нормы, разрушаются семьи, вносится раскол в общество.

Системный и планомерный информационный вброс в общество радикальных религиозных идей создает благоприятные условия для вербовки и рекрутирования новых членов в ряды террористов и экстремистов.

Попытки подрыва идеологами религиозного экстремизма принципов и устоев светского государства и гражданской идентичности чревато нарастанием в обществе конфликтного потенциала, увеличением количества последователей радикальных религиозных течений, стремящихся незаконно выехать за рубеж для участия в вооруженных конфликтах и боевых действиях на стороне международных террористических организаций.

Радикально настроенные представители деструктивных религиозных течений потенциально готовы на крайние действия – организацию и совершение насильственных актов против обществ и государств.

Наблюдается криминализация приверженцев радикальных религиозных течений, их сращивание с организованными преступными группировками.

Одним из факторов уязвимости молодежи перед идеологией деструктивных течений является наличие социально-экономических проблем, отсутствие жизненного опыта, низкое критическое восприятие, религиозная неграмотность.

5. О ситуации в конфессиональном пространстве страны

На состояние религиозной сферы в стране существенное влияние оказывает деятельность религиозных объединений и их взаимоотношения между собой, с обществом, органами государственной власти и управления.

В Казахстане остается высокой потребность в квалифицированных и опытных служителях мечетей Духовного управления мусульман Казахстана, способных противостоять дальнейшему распространению в обществе радикальных религиозных идей. Несмотря на то, что в ближайшие 3-4 года будет решен количественный дефицит в служителях мечетей, остается актуальным вопрос повышения их качественного образовательного уровня.

Востребованным является четкая гражданская позиция духовенства по сохранению традиционных основ духовного развития казахстанского общества, принципиальности в соблюдении светских принципов государственного устройства страны.

Немаловажным остается вопрос необходимости повышения требований к соблюдению духовенством этических норм поведения, проявления скромности, веротерпимости и иных высоких морально-нравственных качеств, которые служат достойным примером для других верующих.

В стране имеются приверженцы радикальных и незарегистрированных религиозных течений, а также запрещенных по решению суда на территории Казахстана террористических и экстремистских организаций.

Наблюдаются случаи провоцирования представителями радикальных религиозных течений конфликтов с официальным духовенством.

Расширяются риски от происходящей масштабной интернетизации ислама, создающей возможности онлайн проповеди лжепроповедников.

Отдельными религиозными объединениями и незарегистрированными религиозными течениями целенаправленно ведется скрытая прозелитическая деятельность, в том числе посредством создания различных организаций, образовательных центров, обучающих курсов и семинаров.

Со стороны отдельных представителей религиозных объединений имеют место факты совершения правонарушений, связанных с нарушением установленных законодательством Республики Казахстан требований к проведению религиозных мероприятий, осуществлению миссионерской деятельности, обороту религиозной литературы, иных информационных материалов религиозного содержания, а также требований к вовлечению и участию несовершеннолетних в религиозных мероприятиях и деятельности религиозных объединений.   

Продолжают иметь место факты незаконного распространения религиозной литературы вне определенных стационарных помещений.

6.О кадровом потенциале специалистов в области религии

Острой остается проблема повышения квалификации кадров в области религиоведения, теологии и исламоведения, способных принимать активное участие в профилактике религиозного экстремизма среди различных групп общества.

Требует регулирования порядок получения гражданами страны теологического образования в зарубежных религиозных организациях образования.

Важным является обеспечение возможности для получения гражданами страны религиозного образования, в первую очередь, в Казахстане, в последующем, при необходимости, в авторитетных зарубежных религиозных организациях образования на основе договоров с зарегистрированными в Республике Казахстан религиозными объединениями.

При этом нерегулируемое получение гражданами страны религиозного образования за рубежом сопряжено с высоким риском попадания молодежи под влияние деструктивных религиозных течений. Поэтому актуальным остается вопрос возвращения на Родину казахстанцев, выехавших на учебу в сомнительные зарубежные религиозные учебные заведения.

Требуется дальнейшее совершенствование подходов к повышению квалификации работников государственных органов, учреждений и организаций, экспертов и аналитиков, принимающих участие в реализации государственной политики в религиозной сфере.

7. О некоторых вопросах деятельности государственных органов по реализации государственной политики в религиозной сфере

Отмечается недостаточно эффективная работа центральных государственных и местных исполнительных органов по реализации задач по профилактике и противодействию религиозному экстремизму. В отдельных случаях имеет место формализм, негативно влияющий на достижение качественных результатов в работе.

В рамках формирования в обществе нулевой терпимости к любым действиям, связанным с радикальными проявлениями в сфере религиозных отношений, требуется конкретная разъяснительная и профилактическая работа с уязвимыми для распространения деструктивных религиозных идей целевыми группами населения.

Сохраняется недостаточный уровень координации работы государственных органов с институтами гражданского общества, общественными и религиозными объединениями, СМИ по вопросам профилактики религиозного экстремизма и дерадикализации приверженцев радикальных религиозных течений.

Отмечается необходимость согласования с уполномоченным органом в сфере религии перечня кандидатов, направляемых на обучение в зарубежные теологические учебные заведения.

 

1.3. Видение развития государственной политики в религиозной сфере

Основной целью Концепции является дальнейшее формирование эффективной модели государственной политики в религиозной сфере, направленной на упрочение светских устоев государства, совершенствование государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, недопущение деятельности организаций, наносящих вред общественной, личной и государственной безопасности под прикрытием религиозных, образовательных, благотворительных, коммерческих и иных целей, а также на профилактику радикализации верующих, снижение числа приверженцев  деструктивных течений.

Основные усилия государства должны быть сосредоточены на следующих задачах:

Упрочение светских устоев государства, обеспечение прав граждан на свободу совести;

Развитие единой системы работы государственных органов всех уровней и институтов гражданского общества по реализации государственной политики Республики Казахстан в религиозной сфере, направленных на продвижение светских принципов государства, противодействие религиозному экстремизму.

Совершенствование законодательства, регулирующего религиозную сферу.

Привлечение гражданского общества к работе по укреплению и продвижению светских принципов развития государства, профилактике религиозного экстремизма.

 Поддержание условий для полноценного функционирования религиозных объединений и недопущение деятельности деструктивных религиозных течений, подрывающих национальную безопасность, конституционные основы светского государства и способствующих радикализации отдельных групп населения.

6. Усиление информационно-просветительской работы среди населения, направленной на разъяснение мер, реализуемых государством по сохранению стабильности, межэтнического и межконфессионального согласия в обществе, формированию у граждан иммунитета к деструктивной религиозной идеологии.

7. Создание механизма мониторинга и отчетности деятельности государственных органов по реализации мероприятий Концепции.

Реализация государственной политики в религиозной сфере будет осуществляться под непосредственной координацией уполномоченного органа, осуществляющего государственное регулирование в сфере религиозной деятельности.

                                        

Раздел 2.Основные принципы и общие подходы государственной политики в религиозной сфере

2.1. Основные принципы развития государственной политики в религиозной сфере

Государственная политика в религиозной сфере на центральном и местном уровнях будет базироваться на принципах:

межведомственного взаимодействия, вовлечения усилий и ресурсов государственных и общественных структур для достижения поставленных целей и задач в религиозной сфере;

комплексности реализации государственной политики в религиозной сфере;

адресности и повсеместного охвата всех целевых групп населения;

внедрения передовых методик мониторинга и диагностики ситуации в религиозной сфере для принятия системных управленческих решений;

целевого информационного сопровождения мероприятий, реализуемых государством в религиозной сфере;

недопущения противозаконных действий религиозных объединений перед обществом и государством.

оперативного предоставления информации об учебных программах духовных учебных заведений, методик обучения.

2.2. Приоритетные направления развития государственной политики в религиозной сфере

 

Совершенствование законодательства в религиозной сфере

Важнейшим направлением в реализации эффективной государственной политики в религиозной сфере выступает его правовое обеспечение и совершенствование законодательства в соответствии с требованиями и вызовами времени.

С учетом этого необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» и иные нормативные правовые акты в части:

        совершенствования контроля за исполнением законодательства в религиозной сфере;

        недопущения проведения незаконных религиозных собраний и проповедничества;

        регулирования получения религиозного образования в зарубежных религиозных учебных заведениях;

        недопущения незаконного вовлечения несовершеннолетних детей в религиозную деятельность;

        определения ответственности родителей (законных представителей) за неисполнение норм законодательства к обучению, воспитанию и охране здоровья детей и подростков.

 

Соблюдение и продвижение светских принципов развития государства

Казахстан – светское государство, которое, обладая своей самобытностью общественного развития и спецификой религиозной сферы, реализует собственную модель государственно-конфессиональных отношений.

Конституционная норма о светском характере государства является основополагающей характеристикой государственно-конфессиональных отношений в Республике Казахстан.

В государстве социальные отношения, включая сферы государственной службы, образования, культуры, здравоохранения, институты семьи и брака регулируются законодательством, а не религиозными нормами.

1. Система государственного управления и государственной службы.

Светскость – это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства.

В своей повседневной деятельности все граждане, независимо от отношения к религии, руководствуются, прежде всего, законами, требованиями иных нормативных правовых актов и внутренними правилами организаций всех форм собственности, если они не противоречат действующему законодательству.

Светскость государства исключает религиозный интерес при законотворчестве, формировании и функционировании органов государственной власти, этики должностных лиц.

Между государством и религиями устанавливаются особые отношения, при которых ни одна религия не может быть признана государственной или обязательной, а государственная политика строится не на установках какого-либо вероучения, а исходя из конкретных интересов обеспечения жизнедеятельности и безопасности граждан, общества и государства в целом.

В Казахстане как демократическом, светском, правовом и социальном государстве принимаются государственные решения на основе интересов всего общества, а не исходя из интересов какой-либо религии или отдельных ее последователей.

Граждане вправе самостоятельно и без принуждения определять свое вероисповедание либо вовсе не ассоциировать себя с той или иной религией и жить, не обращаясь к религиозным институтам.

Государство в лице государственных органов и государственных служащих не может принуждать граждан в какой-либо форме исповедовать или не исповедовать ту или иную религию.

Государство способствует установлению отношений взаимного согласия и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями.

Казахстан признает ценность и обеспечивает свободу совести и вероисповедания.

В интересах обеспечения национальной, в том числе общественной безопасности государство регулирует и управляет общественными отношениями. При этом может создавать условия для исключения возможности использования религиозных интересов в реализации государственных управленческих функций. В этих целях государство вправе вводить определенные ограничения на свободу действий, не вторгаясь во внутренний мир и убеждения человека, выражения гражданами своих религиозных предпочтений.

Прежде всего, это касается фундаментальных государственных сфер, связанных с принятием политических решений, судебной и правоохранительной системы, специальных служб, вооруженных сил, образования, а также государственных секторов здравоохранения и социальной защиты.

При поступлении на государственную службу государственный служащий добровольно принимает на себя ряд ограничений.

Государственный служащий при выполнении служебных и должностных обязанностей должен воздерживаться от открытой демонстрации своей религиозной принадлежности и пропаганды религии.

Государственные и гражданские служащие государственных учреждений и предприятий при осуществлении своих полномочий должны руководствоваться нормами Конституции, законов, подзаконных актов Республики Казахстан, внутренними инструкциями и правилами. В публичных выступлениях, при подготовке официальных документов руководствоваться интересами государства, научно-обоснованными фактами и общечеловеческими ценностями.

Религиозные предписания не должны браться за основу при принятии ими решений. Должностные лица не могут использовать служебное положение и связанные с ним возможности в интересах религии или религиозных объединений, в том числе в целях пропаганды и распространения религии.

2. Система правоохранительной и судебной деятельности, военной службы и службы специальных органов.

Основной задачей правоохранительных, силовых и специальных органов страны является защита целостности и безопасности государства как внутри страны, так и за рубежом.

В системе вооруженных сил, правоохранительных и судебных органов не допускается пропаганда религии.

Воинская повинность не требует отказа от религиозных убеждений. Военнослужащий может придерживаться своей веры. Однако реализация этой веры не должна осуществляться в ущерб служебной деятельности, поэтому в частности, не допускается осуществление им ритуальных действий во время службы. Вместе с тем в свободное от несения службы время военнослужащий или сотрудник правоохранительных органов может осуществлять религиозные ритуалы в культовых зданиях или в любом другом незапрещенном законодательством месте.

Осуществление права на свободу совести не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством. Обязанностью военнослужащих является, прежде всего, служение Отечеству в соответствии с законодательством и уставом военной службы.

Реализация права военнослужащих и сотрудников правоохранительных, судебных и специальных органов на исповедование религии ни в коей мере не должна снижать боевую и оперативную готовность соответствующих служб.

3. Средства массовой информации и религии.

Средства массовой информации предназначены для всех граждан страны, независимо от их религиозной и иной принадлежности, а также обеспечивают нейтральное освещение вопросов религии и государственно-конфессиональных отношений.

Средства массовой информации в своей деятельности способствуют продвижению светских принципов развития государства, казахстанской модели межконфессионального мира и согласия, а также недопущению религиозной розни и ксенофобии, искусственной пропаганды религиозности, профилактике религиозного экстремизма.

Канонические вопросы религий освещаются только средствами массовой информации, учрежденными зарегистрированными религиозными объединениями.

4. Светские принципы в системе образования.

Система образования играет фундаментальную роль в формировании у личности и общества казахстанского патриотизма, уважения к национальным и духовным традициям народа.

Основополагающими принципами системы образования в организациях образования, кроме духовных (религиозных) организаций образования, являются:

обеспечение государством светского характера системы образования;

установление ответственности должностных лиц за недопустимость навязывания и культивирования религиозного мировоззрения;

обеспечение внутреннего устройства и деятельности организаций образования, которые не зависят от каких-либо религиозных принципов;

соблюдение обучающимися и воспитанниками, их родителями (законными представителями) правил внутреннего распорядка, выполнение других требований, предусмотренных уставом организации образования и договором о предоставлении образовательных услуг;

обеспечение в организациях образования прав обучающихся, достигших совершеннолетия и педагогических работников на свободу вероисповедания;

предоставление учащимся в процессе обучения и воспитания исключительно научных знаний о религиях;

недопустимость принуждения при обучении к вступлению в какое-либо религиозное объединение или пребыванию в нем;

недопустимость отказа учащимися в организациях образования посещений тех или иных учебных занятий по религиозным убеждениям;

недопустимость проведения в государственных организациях образования религиозных мероприятий и миссионерской деятельности;

соблюдение требований к форме одежды, установленной в организациях образования.

Преподавание факультативного курса «Светскость и основы религиоведения» в организациях образования направлено на формирование у учащихся научных знаний о религиях, воспитания молодежи в духе мира, культурного и религиозного многообразия, уважения к другим религиям.

5. Система здравоохранения.

Получение полноценного медицинского обслуживания гражданами страны, независимо от их пола, расы, этнической принадлежности, языка, социального происхождения и вероисповедания, является первостепенной задачей социального государства.

Религиозные объединения и их представители в своей деятельности не должны призывать граждан отказываться от медицинской помощи в таких ситуациях, когда лишь медицинское вмешательство может дать человеку шанс на спасение жизни.

Религиозные объединения в своих проповедях должны вести среди различных групп населения пропаганду ценностей жизни и здоровья, заботы о своем здоровье, соблюдения здорового образа жизни, а также отказа от наркомании, алкоголизма и иных вредных привычек.

Учреждения здравоохранения:

Ведут разъяснительную работу среди лиц, отказывающихся от вакцинации, трансплантации органов, переливания крови и иной медицинской помощи по религиозным мотивам;

при работе с верующим населением руководствуются положениями Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения», предусматривающими оказание медицинской помощи без согласия граждан в случае прямой угрозы жизни пациента, психического расстройства (заболевания) и наличия заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

не допускают при оказании медицинской помощи совершения медицинскими и фармацевтическими работниками каких-либо действий (бездействий) по их религиозным убеждениям, равно как и проведения (совершения) религиозных обрядов и церемоний, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью пациентов.

6. Система развития культуры.

Культура, являясь основой национальной идентичности граждан страны, ретранслятором духовных традиций и общечеловеческих ценностей, представляет особый объект заботы государства.

Светское устройство Казахстана создает справедливые и равные условия для развития всех культур этносов и конфессий на территории государства.

Каждый гражданин Казахстана, независимо от этнического происхождения и отношения к религии, имеет право развивать свою культуру, традиции и язык, быть представленным во всех сферах общественной и государственной жизни.

Особенностью государства является уважительное отношение граждан различных вероисповеданий к исторически сложившимся национальным традициям и обычаям казахского и других этносов, проживающих в стране.

Ни одна из религий в Казахстане не может запретить своим последователям отмечать государственные, национальные и профессиональные праздники страны, которые являются сугубо светскими, не несут сакрального значения и не имеют какой-либо религиозной окраски.

Попытки рассмотрения и интерпретации светских и государственных праздников с религиозной точки зрения не способствуют конструктивным государственно-конфессиональным и межконфессиональным отношениям в Республике Казахстан.

Государство уделяет большое внимание сохранению историко-культурного наследия страны и культурных ценностей как важнейших составляющих мировой и отечественной культуры и искусства, независимо от их религиозной принадлежности.

Часть объектов мирового культурного и исторического значения Казахстана имеет религиозное значение.

В республике имеются святые места, связанные с именами распространителей ислама и других религий, которые являются неотъемлемым наследием народа Казахстана и охраняются государством. 

В настоящее время идет активное возрождение и строительство новых культовых зданий и сооружений различных конфессий.

Складывающаяся в настоящее время в Казахстане уникальная модель светскости формируется на основе гражданской, культурной и национальной идентичности казахстанского народа.

Эти составляющие полиэтнической и многоконфессиональной казахстанской культуры и духовных традиций стали национальным достоянием Республики Казахстан, которое также находится под защитой государства.

Сегодня перед центральными государственными и местными исполнительными органами стоит задача укрепления исторической памяти и духовно-культурного наследия народа, а также развития светского характера государства, основанного на принципах духовного единства казахстанского общества.

Религии в казахстанском обществе могут вносить неоценимый вклад в:

возрождение, сохранение и развитие морально-нравственных ценностей в обществе, преодоление в обществе элементов бездуховности;

повышение уровня культуры в обществе;

развитие традиционных ценностей народа и противостояние проникновению в общество ложных ценностей и чуждых культур;

повышение роли и значения института семьи и брака;

развитие ценностей культурного многообразия и межкультурного диалога в стране и на международном уровне.

Учреждения культуры:

строго следуют положениям Закона Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года «О культуре», а также Закона Республики Казахстан от 2 июля 1992 года «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» для недопущения в сфере культуры пропаганды или агитации религиозного превосходства;

активизируют работу всех сфер культуры, а также творческой интеллигенции по сохранению и дальнейшей популяризации культурного наследия казахстанского народа, недопущению их уничтожения под предлогом каких-либо религиозных и иных предпочтений.

Общей задачей для государства и общественных структур является сохранение и дальнейшее развитие достижений культурного наследия казахстанского народа.

Деятели культуры должны использовать свой творческий потенциал для противодействия религиозному экстремизму и радикализму.

7. Социально-экономическая сфера.

Общественные и социально-экономические отношения в стране регулируются исходя из светских принципов государства, гарантирующих равные права, равное отношение и развитие всех общностей и индивидов.

Государство в своем взаимодействии с религиозными объединениями исходит из того, что духовные и религиозные ценности должны способствовать, а не сдерживать развитие всех сфер государства и процветание страны в целом.

Одной из наиболее важных задач социального развития государства является сохранение института семьи и ее традиционных морально-нравственных ценностей в обществе. Поэтому политика государства в системе семейно-брачных отношений, прежде всего, нацелена на укрепление и развитие института семьи и его ценностей. Семья является необходимым элементом воспитания молодого поколения в рамках морали и правил поведения в обществе, защиты его от влияния деструктивных идей, основанных на отрицании родственных отношений, пренебрежительном отношении к правам и обязанностям супругов.

В Казахстане не исключается проведение религиозных обрядов при создании семьи, рождении детей, смерти кого-либо из членов семьи. Вместе с тем только зарегистрированный в регистрирующих органах брак государством признается официальным, имеет юридическую силу и порождает соответствующие правовые последствия. В этой связи, проведение обряда бракосочетания по религиозным правилам рекомендуется исключительно после брака, заключенного в государственных органах в установленном законом порядке.

Важным для государства является ценностный потенциал религий в укреплении института семьи и его морально-нравственных основ, усилении воспитательной функции семьи и повышении демографического роста в стране.

Соответственно, религиозные объединения и их представители могут содействовать государству в упрочении в общественном сознании граждан страны ценностей и идеалов традиционной семьи, в сокращении фактов расторжения браков и разрушений семей, а также повышении общей рождаемости населения страны.

В соответствии со светским принципом конституционного устройства государство может вмешиваться в воспитание детей родителями или иными их законными представителями в случаях, когда такое воспитание угрожает жизни и здоровью ребенка, ущемляет его права и ограничивает ответственность.

Совершеннолетние дети последователей религиозных объединений имеют право самостоятельно определять свои религиозные или атеистические убеждения и предпочтения.

При этом права несовершеннолетних детей также защищены законодательством. В частности, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 11 октября2011 года «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» руководители религиозного объединения обязаны принимать меры к недопущению вовлечения и/или участия несовершеннолетних в деятельности религиозного объединения при возражении одного из родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей.

Кроме того, согласно Закону Республики Казахстан от 8 августа 2002 года «О правах ребенка в Республике Казахстан», в отношении детей, не достигших совершеннолетнего возраста, религиозные обряды совершаются с согласия родителей или лиц, их заменяющих. Это означает, что совершение религиозных обрядов, объектом которых являются несовершеннолетние, допускается только при наличии согласия обоих его родителей или лиц, их заменяющих.

Религиозные ценности могут способствовать и оказывать следующее позитивное влияние на экономический рост и развитие Казахстана, в том числе:

придавать нравственный смысл содержанию экономической деятельности и экономической жизни. Религии призывают к справедливым экономическим отношениям, которые способствуют развитию человека и человечности;

продвигать в обществе ценности честного труда, качественного образования, получения профессии, постоянного повышения квалификации, формирования активной жизненной позиции граждан во благо собственной семьи и, в целом, развития государства;

способствовать социальной эффективности экономической деятельности. Религии могут призывать и побуждать человека практиковать социальную ориентированность бизнеса, социальное партнерство и солидарность в экономической системе;

участвовать в разработке и реализации социально-экономических проектов, направленных на сокращение бедности, решение социальных проблем различных групп общества, развитие благотворительности и меценатства, сохранение экологической и демографической устойчивости;

развивать творческий и предпринимательский потенциал, прививать уважение и стремление к наукам и инновациям.

Как показывает современное развитие мировой экономики, сегодня именно светские государства с многоэтничным и поликонфессиональным населением являются примером экономически успешных стран. Светские государства являются лучшими странами для инвестиций и прихода иностранного капитала.

Казахстан ориентирован на строительство сильной экономики, являющейся самым важным компонентом социального благополучия населения, стабильности и процветания государства.

В этой связи у Казахстана как светского государства есть все возможности для стабильного развития и экономического процветания.

При этом светский характер нашего государства – это важное условие успешного инновационного и конкурентоспособного развития Казахстана.

В сфере экономических отношений Казахстан является полноправным членом признанных во всем мире всемирных организаций, отношения с которыми основаны на принципах, сложившихся в международной практике.

В этом контексте задач развития светского государства духовные и религиозные ценности могут и должны способствовать процветанию страны, созданию благоприятных условий для развития всех сфер государства.

С учетом этого необходимо:

обеспечить соблюдение равных прав и возможностей при трудоустройстве, социальную защиту всех групп населения независимо от отношения к религии;

содействовать включению религиозных объединений в социально полезную благотворительную, культурно-просветительскую, гуманитарную деятельность общества, привитию молодежи стремления к честному труду, получению образования и самореализации.

8. Взаимодействие государства с религиозными объединениями.

Светское государство поддерживает деятельность религиозных объединений, направленную на привитие обществу гуманистических ценностей.

С учетом этого необходимо:

совершенствовать формы взаимодействия центральных государственных и местных исполнительных органов с религиозными объединениями;

оказывать всестороннюю поддержку развитию общественных инициатив религиозных объединений, соответствующих цели государственной политики в религиозной сфере;

активно взаимодействовать с религиозными объединениями по широкому спектру вопросов в целях снижения уровня радикализации взглядов определенной части верующих, противодействия идеям радикальных религиозных течений, теологической дискредитации их идеологии;

обеспечить транспарентность и прозрачность организационной, финансово-хозяйственной и проповеднической деятельности религиозных объединений, действующих на территории страны;

поддерживать деятельность религиозных объединений и их представителей, выступающих с призывами к верующим чтить государственные символы, уважать государственные и национальные праздники, активно участвовать в социально-экономической и общественно-политической жизни страны;

не допускать деятельность религиозных объединений, течений и их представителей, выступающих с призывами к верующим отказываться от исполнения конституционных норм, в том числе в части светского государства, а также не допускать пропаганду и агитацию религиозного превосходства.

 

Общегосударственная система противодействия идеологии религиозного экстремизма и нейтрализации деятельности деструктивных религиозных течений

Республика Казахстан – часть мирового сообщества, ее история неразрывно связана с состоянием и динамикой развития современного глобального мира, с изменениями международной политики и экономики, противодействием религиозному экстремизму и терроризму.

С учетом этого необходимо:

повысить персональную ответственность руководителей центральных государственных и местных исполнительных органов за эффективность реализации государственной политики в религиозной сфере;

государственным и исполнительным органам принимать административные и иные меры по пресечению деятельности деструктивных религиозных течений, включая подстрекательство к религиозному экстремизму, вовлечение лиц в псевдорелигиозную деятельность с использованием насилия или угрозы насилия;

совершенствовать механизмы взаимодействия уполномоченных государственных органов с местными исполнительными, правоохранительными и специальными органами в организации профилактической работы по дерадикализации, реабилитации и ресоциализации лиц, попавших под влияние идеологии радикальных религиозных течений, в том числе отбывающих и отбывших наказание в местах лишения свободы;

не допускать использования каналов религиозного паломничества для распространения в стране идей деструктивных религиозных течений;

активно привлекать общественные объединения, в том числе ветеранские, женские и молодёжные НПО к информационно-разъяснительной работе по актуальным вопросам религиозной сферы.

 

2.3. Периоды реализации Концепции и ожидаемые результаты

Реализация Концепции строится на принципах системности и последовательности, а также межведомственного взаимодействия.

Концепция конкретизирует компетенцию и сферы ответственности центральных государственных и местных исполнительных органов, институтов гражданского общества по вопросам реализации государственной политики в религиозной сфере.

Реализация Концепции будет осуществляться поэтапно:

период с 2017 года до 2018 года.

В течение данного периода необходимо:

разработать план мероприятий по реализации Концепции и обеспечить его исполнение на центральном и местном уровнях;

внести дополнения и изменения в законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие религиозную сферу;

выработать оптимальную модель межведомственного взаимодействия с определением компетенций центральных государственных и местных исполнительных органов, а также институтов гражданского общества по вопросам реализации государственной политики в религиозной сфере;

разработать и внедрить механизм оценки деятельности местных исполнительных органов в религиозной сфере;

разработать и внедрить инновационные подходы в осуществлении мониторинга, анализа и прогнозирования религиозной ситуации;

модернизировать медийную работу, сконцентрированную на продвижении светских принципов развития страны, национальных, духовных традиций народа Казахстана;

разработать план действий по продвижению в стране и за рубежом общенационального бренда «Съезд лидеров мировых и традиционных религий»;

разработать комплекс мер, направленный на повышение эффективности и результативности информационно-разъяснительной работы в религиозной сфере;

создать серии тематических документальных и художественных фильмов, телепередач и социальных роликов о ценностях светского образа жизни, национальных духовных традициях народа и конфессиях Казахстана, а также опасности религиозного экстремизма и фундаментализма;

разработать меры по совершенствованию системы религиоведческого и религиозного образования;

внедрить в учебно-воспитательный процесс средних общеобразовательных школ республики систему мер по противодействию религиозному экстремизму;

совершенствовать механизмы сотрудничества государственных органов, научно-экспертного сообщества, средств массовой информации, общественных и религиозных объединений в реализации государственной политики в сфере религии;

сформировать казахстанскую модель взаимодействия государства с религиозными объединениями;

обеспечить государственную поддержку неправительственных организаций, специализирующихся в вопросах продвижения светских основ государства и профилактики религиозного экстремизма;

обеспечить создание центров по проведению дерадикализации, реабилитации и дальнейшей ресоциализации лиц, подвергшихся радикальной религиозной идеологии;

 

период с 2019 года до 2020 года.

Важным условием в этот период станет:

внедрение целевых индикаторов оценки эффективности деятельности государственных органов по реализации Концепции;

реализация положений законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих религиозную сферу;

дальнейшая реализация на центральном и местном уровнях плана мероприятий Концепции;

реализация механизма оценки деятельности местных исполнительных органов в религиозной сфере;

реализация комплекса социальных, информационных и научно-образовательных проектов, направленных на контрпропаганду и неприятие в обществе идеологии религиозного экстремизма;

обеспечение эффективности деятельности центров по дерадикализации, реабилитации и дальнейшей ресоциализации лиц, подвергшихся радикальной религиозной идеологии;

совершенствование работы по повышению квалификации специалистов, участвующих в реализации государственной политики в религиозной сфере;

планирование и дальнейшее продвижение в стране и за рубежом общенационального бренда «Съезд лидеров мировых и традиционных религий».

 

Ожидаемые результаты реализации Концепции

Результатом реализации Концепции государственной политики в религиозной сфере должны стать:

В сфере совершенствования работы государственных органов:

1) формирование собственной модели и порядка взаимодействия между органами государственной власти и религиозными объединениями;

2) создание механизма межведомственной координации и взаимодействия государственных органов всех уровней и институтов гражданского общества по реализации мероприятий в рамках Концепции;

3) совершенствование механизмов мониторинга, отчетности и контроля деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов в сфере религии и противодействия идеологии воинствующего экстремизма, борьбы с экстремизмом и терроризмом;

4) пропаганда и продвижение базовых светских ценностей в гражданском обществе;

5) прогнозирование вероятных тенденций и закономерностей развития религиозной ситуации на ближайшую и долгосрочную перспективу с учетом вызовов и угроз, а также разработка предложений для своевременного принятия решений по их нейтрализации;

6) совершенствование точечной и адресной реабилитационной работы с приверженцами нетрадиционных (радикальных) религиозных течений, осужденными по статьям, связанным с экстремистской и террористической деятельностью, семьями осужденных, женских жамагатов;

7) активизация информационно-разъяснительной работы среди населения, особенно среди целевых и «проблемных» групп, направленной на компрометацию идеологии радикальных религиозных течений путем привлечения профессионально подготовленных служителей духовенства и пропагандистов;

8) формирование предложений на имя Главы государства по дальнейшему совершенствованию государственной политики в религиозной сфере, а также системы мер противодействия религиозному экстремизму.

В сфере средств массовой информации, образования, здравоохранения, культуры, а также социально-экономической сферы:

1) разработка теоретических и методологических основ по пропаганде светскости государства, противодействию идеологии радикального экстремизма;

2) проведение научно-прикладных исследований для принятия политических, правовых, организационных и управленческих решений в религиозной сфере;

3) использование потенциала СМИ, образования, культуры, здравоохранения в дискредитации идей радикальных религиозных течений и группировок, развенчивания мифов по их героизации;

4) обеспечение транспарентности деятельности неправительственных организаций, занимающихся реализацией проектов по вопросам религии;

5) расширение и углубление информационно-просветительской работы реабилитационных центров с целевыми группами и осужденными лицами за религиозный экстремизм и терроризм;

6) дальнейшее продвижение традиционной духовной культуры народа Казахстана в стране и за ее пределами.

 

Инструменты реализации Концепции   

Положения настоящей Концепции будут реализованы через:

стратегический план Министерства по делам религий и гражданского общества Республики Казахстана на 2017-2021 годы, утвержденный приказом Министра №17 от 28 декабря 2016 года;

программы развития регионов до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан №728 от 28 июня 2014 года;

разработку плана мероприятий по реализации Концепции государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 годы.

                 

Раздел 3. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции

 

Положения настоящей Концепции будут реализованы посредством следующих законодательных и иных нормативных правовых актов, а также других документов:

Конституция Республики Казахстан;

Стратегия «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства»;

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года;

Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» от 31 января 2017 года;

Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 года «О противодействии терроризму»;

 Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О средствах массовой информации»;

Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года «О некоммерческих организациях» в части внесения изменений и дополнений в статью 19;

 Закон Республики Казахстан от 18 февраля 2005 года «О противодействии экстремизму»;

 Закон Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года «О культуре»;

 Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» в части внесения изменений и дополнений в статьи 28, 39, 65;

Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»;

 Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан»;

Закон Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года «О воинской службе и статусе военнослужащих»;

Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года «О государственной службе Республики Казахстан»;

 Гражданский кодекс Республики Казахстан;

Трудовой кодекс Республики Казахстан в части внесения изменений и дополнений в статью 84;

Уголовный кодекс Республики Казахстан;

Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения»;

Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье»;

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года;

Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 24 сентября 2013 года №648;

Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2017-2020 годы;

Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года №205;

Государственная программа «Информационный Казахстан – 2020», утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 8 января 2013 года № 464;

Программа развития регионов до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от28 июня2014 года № 728;

постановление Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2014 года №352 «Об утверждении перечня и критериев отбора предметов религиозного назначения, ввозимых религиозными объединениями, зарегистрированными в органах юстиции Республики Казахстан, которые освобождаются от налога на добавленную стоимость»;

приказ и.о. Председателя Агентства Республики Казахстан по деламрелигий от 23 июля 2013 года №34 «Об утверждении Инструкции по определению расположения специальных стационарных помещений для распространения религиозной литературы и иных информационных материалов религиозного содержания, предметов религиозного назначения, а также помещений для проведения религиозных мероприятий за пределами культовых зданий (сооружений)»;

приказ Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 23 апреля2015 года №147 «Об утверждении стандартов государственных услуг в сфере религиозной деятельности»;

приказ и.о.Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 22 мая 2015 года №190 «Об утверждении регламентов государственных услуг в сфере религиозной деятельности»;

стратегические планы центральных государственных органов.

 

Заключительные положения

Реализация Концепции будет способствовать дальнейшему воплощению в жизнь основных ценностей и принципов Конституции светского Казахстана в контексте новых геополитических реалий и своевременного реагирования на внутренние и внешние вызовы национальной безопасности.

Эффективность реализации Концепции и, соответственно, безопасность, мир и стабильность в казахстанском обществе зависят от конструктивного взаимодействия, а также от осознанного и активного участия всех государственных и неправительственных структур, институтов гражданского общества и каждого гражданина, ориентированных на защиту интересов светского государства.

Задачи государственной политики в религиозной сфере будут решены только посредством достижения приоритетов развития светского Казахстана и обеспечения безопасного и бесконфликтного будущего для страны.