Религия в Казахстане: от модели межэтнического согласия до Концепции госполитики в религиозной сфере

 1421

Казахстану удалось создать собственную модель межэтнического и межконфессионального согласия, ставшую сегодня одним из фундаментов развития и процветания Казахстана. Вице-министр по делам религий и гражданского общества РК Берик Арын в интервью журналисту ortcom.kz рассказал на что сегодня сконцентрированы усилия Министерства в религиозной сфере.

— Берик Сакбаевич, какие направления являются приоритетными в работе министерства?

— При реализации государственной политики в религиозной сфере во главу угла ставится тесное взаимодействие с религиозными объединениями, обеспечение прав граждан на вероисповедание.

Главными задачами уполномоченного государственного органа являются сохранение межконфессионального и межэтнического согласия, обеспечение и укрепление светских принципов развития страны. Непреложной основой нашей модели светскости будет оставаться незыблемость свободы совести граждан, обеспечение его права выбора или отказа от религии.

— Как вы оцениваете религиозную ситуацию в целом по стране?

— Благодаря грамотно реализуемой государственной политике религиозная ситуация в Казахстане на сегодня остается в целом стабильной. Религиозные объединения действуют в рамках принятого в 2011 году Закона страны «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Развиваются сложившиеся конструктивные формы взаимоотношений как между государством и религиозными объединениями, так и между различными конфессиями. В Казахстане отсутствуют какие-либо конфликты между гражданами на религиозной почве. Активных проявлений деструктивного характера в религиозной сфере также не наблюдается. Большинство граждан оценивают религиозную ситуацию в стране как благополучную и поддерживают проводимую государством политику в религиозной сфере.

— Какие религии представлены в Казахстане и много ли у нас религиозных организаций?

— Религиозная палитра состоит из 18 конфессий, интересы которых представляют 3 658 религиозных субъектов. Конфессиональное многообразие Казахстана формируют ислам, православие, католицизм, иудаизм, буддизм, протестантские конфессии, новые религиозные движения. Я должен отметить, что в нашей стране все религиозные объединения, обладая равными правами, имеют и равные обязанности и, вне зависимости от вероисповедания, несут равную ответственность за совершаемые ими правонарушения на основаниях и в порядке, установленных законом. Это говорит о том, что Казахстану удалось создать собственную модель межэтнического и межконфессионального согласия, являющуюся сегодня одним из фундаментов развития и процветания.

— На сегодняшний день во всем мире сохраняется рост вызовов и угроз религиозного экстремизма и терроризма, что требует от государства принятия адекватных, эффективных мер и механизмов обеспечения национальной безопасности. Чем обоснованы меры, предпринимаемые вашим министерством?

— В рамках третьего приоритета в Послании Президента РК Н.А. Назарбаева народу «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» были затронуты вопросы религиозной сферы. К принятию адекватных мер реагирования со стороны государственных органов толкает ряд происходящих в религиозной сфере нежелательных процессов. Во-первых, рост чрезмерной религиозности отдельных граждан используется деструктивными религиозными течениями для радикализации их взглядов. В эти процессы чаще вовлекаются люди, для которых фанатичное следование ложным идеалам становится превыше всяких человеческих норм. Во-вторых, продолжают существовать деструктивные религиозные течения, особенно в исламском сегменте, где происходит радикализация верующих. Распространение чуждой для Казахстана религиозной идеологии ведет к фрагментации мусульманского сообщества, формированию устойчивой прослойки лиц, противопоставляющих себя государству, обществу и ДУМК. В отдельных исламских общинах у верующих складываются иные мировоззренческие взгляды, происходит их радикализация.
Хотелось бы подчеркнуть, что основной причиной распространения радикальных идей, прежде всего, является международный фактор, выражающийся в активизации международных террористических организаций, их идеологов по вовлечению в сферу своего влияния, в том числе казахстанцев. Хотя, ни в коей мере нельзя отрицать фактор саморадикализации, которая происходит вследствие низкой правовой и религиозной грамотности определенных граждан, а также влияния идеологов радикализма внутри страны. Через интернет-ресурсы не прекращается информационная активность из-за рубежа со стороны радикальных проповедников. Это оказывает серьезное влияние на радикализацию верующих. К сожалению, предпринимаемые государственными органами меры по ограничению доступа к ним на территории РК, пока недостаточно эффективны с учетом широкой доступности инструментов по обходу блокировок. В-третьих, сохраняется высокий риск идеологической обработки граждан во время учебы в иностранных религиозных учебных заведениях.

— В последнее время участился выезд верующих казахстанцев на учебу за рубеж. Сегодня это доступно, но приветствуется ли Министерством по делам религий и гражданского общества? И в целом, какие меры противодействия идеям радикальных религиозных течений предпринимаются?

— Несмотря на принимаемые меры, с учетом доступности обучения продолжается самостоятельный выезд казахстанцев в сомнительные зарубежные теологические учебные заведения.

Все эти проблемные вопросы говорят о том, что государству очень важно конкретизировать меры по укреплению национального самосознания и гражданской идентичности казахстанцев как иммунитета к различным деструктивным идеологиям, в том числе религиозному экстремизму. Важно усилить вектор государственной политики в сторону доминирования светских принципов, основанных на традиционных ценностях казахстанского общества. Следует ограничить факторы, искусственно подогревающие религиозность в обществе. Поэтому, наряду с принимаемыми уже мерами, уполномоченный орган в сфере религий планирует усилить разъяснительную работу с незарегистрированными религиозными группами и общинами, в целях формирования иммунитета к радикальной идеологии и недопущения разжигания религиозной вражды и розни. Также министерством будут приняты меры по повышению привлекательности интернет-ресурсов, способных оказывать действенное профилактическое, переубеждающее и дерадикализирующее воздействие на радикально настроенную или находящуюся в идеологическом поиске категорию пользователей сети.

В противодействии идеям радикальных религиозных течений и реабилитации верующих, попавших под влияние деструктивных религиозных течений министерство и дальше будет взаимодействовать с религиозными объединениями путем привлечения к данной работе теологов и имамов ДУМК, представителей научно-экспертного сообщества и институтов гражданского общества.

Стабильность в религиозной сфере имеет ключевое значение для общественно-политической стабильности и безопасности государства. И от того, как будет реализовываться государственная политика в этой сфере, во многом зависит вектор дальнейшего развития страны.

— Расскажите подробнее о Концепции государственной политики Республики Казахстан в религиозной сфере на 2017-2020 годы.

— В целях сохранения и продвижения светских устоев общества, определения новых приоритетов в религиозной сфере, совершенствования государственно-конфессиональных отношений, профилактики проявлений экстремизма министерство разработало Концепцию государственной политики Республики Казахстан в религиозной сфере на 2017-2020 годы, которая недавно утверждена Указом Главы государства. Актуальность его разработки обусловлена необходимостью определения главных векторов государственно-конфессиональной политики, направленной на укрепление светскости государственного устройства, обеспечение стабильности в религиозной сфере. В Концепции мы старались учесть актуальные тенденции, угрозы и вызовы, стоящие перед Казахстаном.

Уверен, что утвержденная Концепция в целом будет определять общий вектор развития религиозной сферы страны до 2020 года.

В настоящее время в рамках реализации Концепции нами разрабатывается проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений».

Здесь надо отметить, что изменения и дополнения, вносимые в законодательства во многом формируются на основе запросов и предложений общественности. В их числе такие вопросы, как регулирование получения молодежью образования в зарубежных теологических учебных заведениях, пресечение незаконного вовлечения несовершеннолетних в религиозную деятельность, недопущение обряда бракосочетания в мечетях без свидетельства о бракосочетании, запрет на продажу (распространение) религиозной литературы подросткам, совершенствование регулирования миссионерской деятельности и многие другие вопросы, касающиеся религиозной сферы.

Источник: