Противодействие религиозному экстремизму и терроризму, с использованием элементов семейной терапии с лицами вовлеченными в деструктивные культы или псевдорелигиозные организации
На сегодняшний день, по данным Агентства по статистике, в Казахстане проживают представители 140 этносов и 40 конфессий. В период с 1991 по 2010 годы, численность религиозных объединений возросла в 6 раз, с 671 в 1991 до свыше 4200 в 2010 году.
На сегодняшний день, по данным Агентства по статистике, в Казахстане проживают представители 140 этносов и 40 конфессий. В период с 1991 по 2010 годы, численность религиозных объединений возросла в 6 раз, с 671 в 1991 до свыше 4200 в 2010году.
За время работы с января 2013 по январь 2014 года поступило 10 обращений от членов семей. А за период с января 2014 по сегодняшний день поступило 28 обращений, что является показателем актуальности проблемы.
Семья играет огромную роль, как в жизни отдельной личности, так и всего общества. Государство заинтересовано в защите семей от угрозы деструктивных культов и псевдорелигиозных организаций. Значение семьи иллюстрируется хотя бы тем фактом, что подавляющее число людей живет в семье.
Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика.
В современной семье значительно возросло значение таких функций, как эмоциональное, духовного (культурного) общения, сексуальное, воспитательное.
Нарушения функций семьи — это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций.
Исходя из этого, семья перестает быть полноценной после ухода одного из ее членов в секту, это говорит о семейной нестабильности. При обнаружении проблем в семейных взаимоотношениях необходимо проводить психокоррекционные мероприятия.
Сейчас КГУ "Центр анализа и развития межконфессиональных отношений" разрабатывает программу по работе с приверженцами радикальных религиозных течений. В программу планируется включить методики работы из таких направлений как: гештальт-терапии, игровой психотерапии, психодрамы.
Подробнее хочу остановиться на игровой психотерапии, которая направлена на прорабатывание конфликтов, что тоже не маловажно для лиц, вовлеченных в деструктивные культы.
1. Внутриличностные. Игра способствует развитию способности овладения ситуациями. Игра позволяет ребенку посредством символизации и механизма фантазийного "исполнения желаний" отреагировать и разрешать внутриличностные конфликты. Травматические переживания воспроизводятся в игре; однако, будучи "хозяином" игры ребенок может, как бы подчинить себе ситуацию, в которой в реальности он чувствует себя бессильным;
2. Межличностные. Прежде всего, игра – одно из основных средств достижения сепарации, индивидуации от матери или человека, ее заменяющего. У детей с эмоциональными нарушениями тема сепарации является одной из самых болезненных и постоянно воспроизводится в терапевтических сессиях. Более того, каждая сессия имеет начало и конец, и ребенку приходится учиться тому, как вначале вступить в контакт, а после расстаться. Кроме того, на более позднем этапе развития ребенка игра служит полигоном для освоения огромного количества социальных навыков - от того, как делиться игрушками, до того, как делиться идеями.
3. Социокультурные. В каждом обществе, на каждом историческом этапе существуют как игры, дающие детям возможность примерять желанные взрослые роли, постепенно расширяя их репертуар, так и игры, которые уменьшают страх смерти. В такого рода играх дети усваивают идеи, поведение и ценности, ассоциированные в обществе с этими ролями. В игровой психотерапии этот процесс продолжается, когда ребенок проигрывает роли различных людей, вызывающих у него разные эмоции.
В заключении хочется еще раз отметить важную роль работы с семьей. Своевременная коррекция семейных взаимоотношений позволит вовремя предотвратить вовлечение в деструктивный культ или псевдорелигиозную организацию, кого либо из членов семьи.